Групповой сбор «круг», как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности
презентация по теме
Круг – это особая форма работы в методе М. Монтессори.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gr_sbor.doc | 56.5 КБ |
montessory.pdf | 732.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Групповой сбор «круг», как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности
Воспитатель: Кучерова Галина Анатольевна
Высшая квалификационная категория
Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной, востребованной и отвечает всем требованиям современной педагогики.
Сегодня мы хотим вас познакомить с важным элементом технологии, групповым сбором «круг», который является частью ежедневного распорядка. Проводится он в определенное время, в специально обозначенном месте, где дети и взрослые ежедневно собираются вместе, беседуют на различные актуальные темы, обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Основная цель круга - налаживание социальных отношений в детском коллективе.
Для нас круг – это, возможность, прежде всего несколько минут побыть вместе, глаза в глаза, рука к руке; рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь, задать вопросы, высказать свое мнение, рассказать о своем настроении. Круг – это гарантия защищенности, которая очень необходима ребятам разного возраста. В кругу сидят добрые, понимающие люди, маленькие и большие, желающие тебе добра. Тональность круга, его добросердечность и теплота, которые определяют общую атмосферу жизни детей.
Смысл этой традиции в том, что дети учатся думать, рассуждать,
иметь своё мнение, и самое главное, имеют возможность осуществлять выбор своей деятельности на основе собственных интересов и потребностей. Кроме того, (как и советуют ФГОС), во время бесед на «круге», дети договариваются и устанавливают правила взаимодействия в своем коллективе, которые затем вывешиваются в рамочке на видном месте в групповом помещении.
Вот некоторые из них. (смотри слайд)
Главное условие: правило не должно содержать частицу не и запрет.
Круг может быть утренний и вечерний. На утреннем круге мы обсуждаем все вместе, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в детский сад. Что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с каким материалом хочет познакомиться. Для этого у нас в группе есть доска выбора. Так же круг используем для организации детей на прогулку, занятие, для чтения художественной литературы, перед приемом пищи, разучивание стихов и пальчиковых игр.
Приглашением детей на круг является звук колокольчика, услышав который, дети берут индивидуальные коврики и рассаживаются на линии (на круге). Круг – дело добровольное, но привлекательное для каждого ребенка.
Важная часть утреннего круга – приветствие, во время которого дети и взрослые настраиваются на волну взаимного принятия, доброжелательности, имеют возможность сказать добрые слова, поддержать тех, кто недавно пришел в группу.
Приветствие может выражаться:
- Рукопожатием
- Передачей колокольчика
- Передачей мячика, либо предмет, с которого начнется беседа.
- Высказыванием приятных, ободряющих слов друг другу
- Возможностью передать друг другу хорошее настроение улыбкой
(видео)
(видео)
Можно использовать, как часть круга, «урок тишины». Его можно сделать как в начале, так и в конце «круга». Он длится от 1 до 5 минут.
Цель: ощутить, почувствовать, услышать тишину, тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой, восприятие слабого шума.
Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. «Уроки тишины»- приучают к самообладанию и сосредоточенности, развивают наблюдательность, слух, терпение, умение концентрировать внимание. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лицах появляется выражение удивления.
Круг может быть:
- Тематическим
- Информационным
- Дидактическим
- Рефлексивным
Тематические круги – по направлениям развития ребенка (по ознакомлению с окружающим, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой и т.д.); проводятся круги, называемые уроками социальной жизни».
С детьми 3-6 лет круги чаще носят информационный характер. Информация круга должна быть интересной, актуальной и легко воспринимаемой, идти от конкретного к абстрактному. Ребенок активно участвует в обсуждении, желательно, постоянно спрашивать ребенка, почему, по его мнению, происходит то или иное явления (почему улетают птицы на юг осенью, что относится к живой природе и тп). Обязательно должны быть иллюстрации, информация должна быть наглядной, причем, желательно задействовать как можно больше органов чувств.
На дидактическом круге педагог с детьми обсуждает предстоящую работу, может презентовать новое пособие, поговорить о проблемах, совместно разработать правила взаимоотношений. На этих кругах педагог может проводить микро тренинги с психологическими играми. Каждый круг имеет свою тему, которая зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и детском саду. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события.
В конце рабочего дня перед вечерней прогулкой мы проводим рефлексивные круги. На них подводим итоги прошедшего дня, отмечаем, что было самое интересное, кто смог выполнить более сложную работу, чем вчера, новое упражнение и т.д. Дети учатся оценивать свою деятельность с помощью «языка чувств», вспоминают и дают оценку нравственным ситуациям, которые произошли с ними или с героями, прочитанных художественных произведений. Заканчиваем рефлексивный круг прощанием, добрыми пожеланиями перед уходом домой.
Продолжительность круга 15 минут.
В нашей группе существуют традиционные круги: по окончанию недели мы проводим «Пятничный круг», где мы обсуждаем, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Планируем, чем будем заниматься на следующей неделе. Еще одна традиция в нашей группе, праздновать дни рождения детей, используя круг. Где мы зажигаем свечу, и ребята поздравляют друг друга, высказывая добрые пожелания.
(видео)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности
В статье описывается работа с детьми, имеющими ТНР, по развитию речевых, социо-коммуникативных и творческих навыков в игровой деятельности....
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДДЕРЖКЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ ДОШКОЛЬНИКОВ. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ»
Презентация для воспитателей....
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в процессе утреннего группового сбора.
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в процессе утреннего группового сбора.Тема: Зимующие птицыЦель: Нетрадиционные методы и приемы в поддержки детской инициативы и самостоятельности...
Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...
«Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Консультация для педагогов...