Формирование единства эстетических чувств и нравственных ценностей у дошкольников на занятиях по правовому воспитанию «Первые шаги в понимании моих прав»
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал содержит опыт работы по формированию единства эстетических чувств и нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по правовому воспитанию «Первые шаги в понимании моих прав».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование единства эстетических чувств
и нравственных ценностей у старших дошкольников на занятиях по правовому воспитанию «Первые шаги в понимании моих прав»
Прекрасное пробуждает доброе
Фраза «Прекрасное пробуждает доброе», которую я взяла в качестве эпиграфа, не вызывает отрицания ни у кого. Все важные стороны самых различных явлений в жизни общества и природы, в нашей с вами жизни, так или иначе эмоционально окрашены: нас окружает прекрасное, безобразное, комическое, трагическое и т.д…..
Жизнь ребенка также не черно-белая. Хотелось бы обратиться к словам Василия Александровича Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а яркая, настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И действительно, из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом всю жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый ребенок уже в детстве научился адекватно эмоционально и рационально реагировать на подлинную красоту, на нетерпимое, безобразное, пошлость и ложную красивость, на явления, заслуживающие осуждения и порицания, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня нельзя представить вне эстетического переживания и оценки.
Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Именно поэтому два направления очень часто объединяются, и мы видим не отдельное нравственное и эстетическое воспитание и развитие, а нравственно-эстетическое развитие.
Нравственно-эстетическое развитие ребенка - это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.
Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.
Человек не может обладать нравственными ценностями, такими как добро (предельно положительная моральная ценность, абсолютное благо для самого человека других людей) – главная ценность и главный разграничитель нравственного и безнравственного, долг и моральный выбор, счастье, любовь, дружба, совесть, честь и достоинство, патриотизм и гражданственность, если в детской жизни у него не было сформировано ценностное отношение к прекрасному, не были сформированы представления об эстетических идеалах и ценностях.
Цель нравственно-эстетического воспитания: воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); обладающего нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе. Иными словами - воспитание у ребенка стремления самому участвовать в создании прекрасного. По этому поводу В.С. Соловьев (1853-1900) в свое время писал о вере русских «в унаследованную от Ф.М. Достоевского веру в спасающую силу красоты»: красота в своем положительном содержании есть не что иное, как мировая цель, состояние, к которому должен стремиться мир и которое наступит в результате воплощения в нем Истины и Добра.
Нравственно-эстетическое воспитание личности - сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
Я уверена, что в копилке каждого педагога имеются такие формы, приемы, методы, виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. К таким методам относится и метод интеграции различных видов искусств (литература, драматизация, изобразительное искусство).
Данный метод активно используется мною на занятиях со старшими дошкольниками «Первые шаги в понимании моих прав».
Рассмотрим на примере чукотской народной сказки «Как евражка (суслик) и медведь норами менялись». Эту сказку мы читаем с ребятами на занятии, посвященном изучению права на жилище.
Сказку мы читаем, объясняем незнакомые слова (например, евражка – это суслик), обсуждаем действия и поступки героев, возможно чтение сказки по ролям. Очень интересно организовать театрализованное представление, проиллюстрировать прочитанное. Кроме этого, ребята вместе с родителями дома могут нарисовать дома своей мечты (эстетическая составляющая) и на следующем занятии показать и рассказать о своих рисунках.
Какие же задачи нравственно-эстетического воспитания решаются мною при использовании метода интеграции различных видов искусств? Кроме решения основной задачи - обеспечения детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности посредством художественных произведений, у детей есть возможность развивать я-сознание, свободу самовыражения и самопрезентации. Формируются навыки социальной ответственности, способности чувствовать понимать себя и другого человека. Развиваются навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. Развивается адекватная оценочную деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Дети приобщаются к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Достигаются главные результаты пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития и воспитания дошкольников:
- эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;
- стремление сопереживать чужую радость и печаль;
- постоянный поиск и попытки, хотя бы в игре, преобразовать быт;
- желание участвовать в посильном труде, эстетически украшающем жизнь;
- потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других.
Приложение
Чукотская народная сказка
«Как евражка и медведь норами менялись»
Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка (суслик) в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала его:— Эй, медведь, иди-ка сюда! Подошёл медведь к евражке, а она ему и говорит: — У меня к тебе дело большое есть!
Удивился медведь:— Какое же дело у тебя ко мне?— Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться.
— Ладно, — согласился медведь, — давай меняться. А где оно, твоё жилище?— Вон там, на холме. А где твоё жилище?
— Вон там, на сопке. Обрадовалась евражка:— Пойду-ка я теперь в твоё жилище. А ты моё бери! Пошёл медведь к норе евражки, евражка — в медвежью берлогу. Пришла к берлоге евражка, осмотрела её со всех сторон и запрыгала от радости: — Ах, какое жильё я нашла! Ах, как хорошо я теперь жить буду!
А медведь пришёл к норе евражки и только нос туда засунул. Пыхтел, пыхтел — так и не смог залезть в её норку.
Пришёл медведь к евражке. А она его и спрашивает: — Зачем ты пришёл ко мне?
— Не смог я залезть в твоё жильё. Рассердилась евражка: — Не может этого быть! Ведь я-то влезла в твоё жильё!
— Ну, а я даже нос не смог просунуть в твою норку! — Давай-ка померяем твой нос с моим!
Разлеглась евражка на носу у медведя и говорит:
— Вот так диво: неужели же я такая маленькая, даже меньше твоего носа! Нет, не придётся нам домами меняться. Как же ты жить бы стал в моей норке? Прощай, дедушка, пойду-ка я домой!
Так и стали они жить по-прежнему, каждый в своём жилье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в старшей группе на тему: "Право на имя"
Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя. Сформировать представление о том, кого называют тёзкой.Познакомить с ласковыми именами...
Конспект занятия по правовому воспитанию детей (вторая младшая группа) Тема: «Право на имя»
Цель: формирование знаний о том, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении».Задачи:-побуждать детей называть свое имя, отчество и фамилию; св...
Конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе: "Я имею право на имя"
Мультфильм "Лунтик - Имя" (Серия 5)...
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Право жить в семье"
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста"Право жить в семье"...
Конспект занятия по правовому воспитанию в средней группе по теме «Права человека»
Цель: Создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.Образовательные задачи:- обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;- закреплять представления ...
Конспект занятия по правовому воспитанию "Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка"
Занятие для детей старших, подготовительных групп. Знакомство с документом Конвенцией о правах ребенка, представленной в картинках. Каждая картинка рассказывает о праве: на жизнь, на имя, фамилию, на ...
Консультация для педагогов "Формирование представления о труде, как нравственной ценности у дошкольников".
В современном обществе стоит проблема воспитания нравственной личности. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества...