Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями
методическая разработка на тему
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. В наших интересах организовать совместную деятельность с родителями в таких формах, которые бы отвечали потребностям ребёнка, семьи, детского сада, а также требования ФГОС дошкольного образования.
Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны необходимостью развития детской инициативы у детей дошкольного возраста и, с другой стороны, возрастающими возможностями интеграции ДОУ и семьи.
Для поддержки развития детской инициативы мы поставили задачи:
С целью успешного решения данных задач необходимо включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у родителей чувства осознания их роли в воспитании и развитии детей.
Для активизации совместной работы детского сада и семьи по развитию детской инициативы мы используем совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.
Основная цель создания Лэпбук – это попытка интегрировать методы и формы развития ребенка в дошкольном учреждении с различными формами семейного воспитания через совместную творческую деятельность педагогов, родителей и детей, т.е. развитие сотрудничества и партнерских отношений между семьей и детским садом.
Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. Данная форма организации деятельности в будущем поможет детям в написании рефератов и курсовых работ.
На родительских собраниях, гостиных, в индивидуальных беседах происходит корректировка направлений изготовлений лэпбука. Обсуждается их актуальность и участие родителей на различных этапах ёе изготовления. Содержание лэпбука может быть самым разнообразным. Чаще всего тематика зависит от темы проекта и его событийности.
При организации работы в этом направлении мы придерживались следующих принципов:
Участие родителей в организации изготовления лэпбука: организации тематических экскурсий, посещении библиотек; подборе материала, игр, литературы, фотографий; проведение опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности; оформлении лэпбука.
С целью реализации данной работы проводится подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей и родителей; изучение методической литературы; анкетирование родителей; проведения матер – класса по изготовлению лэпбука; подбор игр, литературы, наглядностей; материала к изготовлениям лэпбука и т.д.
Все вышеперечисленные виды деятельности родителей по изготовлению лэпбука осуществляются совместно с детьми. Это является не только средством формирования детской инициативы, но и ценностью данной технологии, так как совместная подготовка наглядностей, просмотр и выбор материалов и фотографий для книжки способствуют достижению необходимых результатов в развитии дошкольников.
После реализации каждого лэпбука нами проводится анкетирование, и собираются отзывы родителей. На основании их анализа можно сделать вывод: родители с удовольствием принимают участие в изготовлении лэпбука, им нравится общение со своим ребенком, родители отмечают и то, что совместная подготовка к проекту сближает семью и дает возможность лучше узнать своего ребенка. Для себя мы тоже сделали выводы: согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение педагогической культуры родителей посредством организации совместной деятельности взрослых и детей.
Представлен опыт работы по взаимодействию с семьёй...
"Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"
Творческая работа по теме "Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"....
Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способству...
Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий
Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...
Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.
Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соотв...
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»
Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...
«Развитие детской инициативы посредством поисково- исследовательской деятельности»
Согласно источнику, цель развития познавательной активности и интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка посредством поисково-исследовательской деятельности — совершенство...