Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)
Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно в экспериментировании.
«Экспериментирование» понимается, как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях
В нашей группе дети были менее заинтересованные, с не большим интересом они участвовали в исследовательской работе, не было желания экспериментировать.
Эту проблему развития такого качества, как инициативность решили исследовать, через процесс экспериментирования. Использовали такие формы и методы, чтобы воспитанники были любознательными, активными, для того чтобы в процессе экспериментирования дети приобрели следующие навыки: могли видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; проводить эксперимент; делать вывод.
Экспериментируя, дети узнают много нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными.
Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у воспитателей всегда есть для них в запасе новые игры, упражнения, загадки и занятия.В нашей группе мы создаем условия для развития познавательной и речевой деятельности средствами экспериментальной деятельности.
- оформила картотеку опытов и наблюдений
При проведении эксперимента проводила наблюдения распознающего характера, где формировались знания о свойствах и качествах предметов и явлений; и наблюдения за изменениями и преобразованием объектов. Также использовала игровой метод, который сопровождался в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями, пояснениями, показом. Из словесных методов использовала ситуативные беседы, применяла для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Для развития детской инициативы организовывала необычные дни, например:
«День фантастических превращений»
Наблюдения, опыты со снегом, льдом и водой., «разноцветный дождик»
Проводила опыты, эксперименты такие как:
«Слаймовой расследование».
Задача исследования: проделать опытно-экспериментальную работу по изготовлению, гигиене пользования и утилизации игрушек – слаймов.
«слайм» – игрушка, которая состоит из вязкого желеобразного материала, обладающего свойствами вязкой жидкости.
В состав слайма входит такие компоненты как:
клей для слайма
тетрабанат натрия
пена для бритья
краситель
Слайм тянется, растекается в руках. Игрушка яркая, мягкая, приятная на ощупь; издаёт забавные звуки; снимает стресс.
Играть или не играть со слаймом – это выбор каждого ребенка, но всегда следует помнить о гигиене.
Слаймовая игрушка только тогда будет безопасна для игры, если соблюдать технику безопасности при его использовании
Желеобразную массу можно тянуть, лепить из нее фигурки, добавлять бусины, что способствует развитию у ребёнка мелкой моторики, координации движения и
творческого мышления
Исследуемые нами слаймы были утилизированы, значит, они не является загрязнителями для природы
В результате проделанной работы была достигнута цель исследования, задачи исследования выполнены полностью.
«Извержение вулкана»
Задача: формировать представления о вулканах, пользе и опасностях, которые они представляют.
Прежде чем провести такой эксперимент мы рассматривали иллюстрации, беседовали
о вулканах, повторяли правила поведения при проведении опыта.
Вулкан — это огнедышащая гора! Вулкан извергается т. к. гора сердится и из него
выходит лава. это природный процесс! Вулканический пепел- удобрение для
растений. Серу используют для изготовления спичек, красителей.
Извержение вулканов угрожают жизни людей, наносят материальный ущерб. Вулкан
извергается т. к. гора сердится и из него выходит лава. Это природный процесс.
Для эксперимента нам понадобилось: макет вулкана, сода, вода, моющее средство
краситель, уксус.
Перемешав все ингредиенты, добавляем уксусную кислоту. Вулкан просыпается!
Опыт показывает нам взаимодействие пищевой соды с уксусной кислотой.
От проделанных экспериментов дети проявляли бурю эмоций такие как: интерес,
Любопытство, удивление, восторг, радость. Просили провести еще вулкан.
Таким образом дети стали более инициативны, стали больше проявлять интерес к
изучению окружающего мира, дети научились выделять и ставить проблему, которую
нужно решить; научились находить разные решения; делать выводы!
Также привлекаются родители моих воспитанников. Они проявили инициативу в
экспериментальной деятельности. Дома они проводили опыты.
1.Семья Белкиной Анны провели эксперимент «Супер лава»
Для эксперимента понадобилось стакан подсолнечного масло, вода, пищевой
Краситель, одна таблетка аспирина.
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на ее поверхности. Аспирин опускается на
дно стакана, беря с собой частички масла. Когда таблетка растворяется, отпускает
частицы масла, и они поднимаются на поверхность.
2.. Семья Рябовой Ангелины провели опыт с пекинской капустой или как пьют
растения!
Как пьют растения ребенок знает! Но как движется вода от корня по растениям к
листочку провели эксперимент!
Для эксперимента понадобилось: вода, стакан, пищевой краситель, пекинская
капуста. В каждый стакан с водой добавили пару капель пищевого красителя и
тщательно перемешали. Поместили листы капусты в каждый стаканчик. После этого наблюдали за своим экспериментом. По истечению 5 часов увидели. Как полностью окрасились листочки. Они приобрели полностью насыщенный цвет красителя.Вывод: Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя. Значит вода движется по растению
3.Семья Сулеймановой Виктории провели опыт «Бактерии боятся мыло»
Для эксперимента понадобилось: вода, перец молотый, мыло жидкое.
Специи в данном случае выступает в роли бактерии, а весёлым и познавательным экспериментом Вика показывает важность мытья рук. Наливаем пару капель жидкого мыло и «бактерии» буквально отскакивают.
Вывод: при взаимодействии с мылом, бактерии отступают.
5 Семья Латфуллиной Алисы провели опыт с картофелем.
Для этого понадобился небольшой картофель, литровая банка с водой, соль.
Задача: с помощью эксперимента выявить в какой воде картофель тонет и не тонет.
Вывод: узнали, что в пресной воде картофель тонет, в соленой картофель не тонет, а остается плавать на поверхности. Поэтому в море нам плавать легче, чем на речке!
6.Семья Плехановой Василисы провели эксперимент «Радужный вулкан»
В кадрах ролика показаны три бокала с разноцветной водой, насыпаем по ложке соды в каждый бокал, размешиваем до растворения соды, наливаем уксусную кислоту. Разноцветный вулкан начинает извержение!
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности
Содержанием разработки является тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...
Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Формирование у ребенка качеств исследователя через организацию экспериментальной деятельности в детском саду
Выступление из опыта работы по формированию личности ребенка-исследователя средствами экспериментальной деятельности...
«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
план самообраования...
Доклад по теме: "Условия для развития детской инициативы через игровую деятельность"
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.Инициативно...
Развитие детей старшего возраста самостоятельности, инициативу через опытно-экспериментальную деятельность
Создание атмосферы творчества и доверия через опытно – экспериментальную деятельность для развития инициативы и самостоятельность....
Творческий доклад «Поддержка и развитие детской инициативы в продуктивной творческой деятельности дошкольников через конструктор «Cuboro»
Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....