План фольклорного кружка
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«План работы на год фольклорного кружка "Карусель»
План работы фольклорного кружка
«Карусель»
на 2017-2018 учебный год.
Руководитель кружка:
Назмиева Гулия Мансуровна – воспитатель старшей группы.
Пояснительная записка.
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка с взрослыми, сверстниками . Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре. Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.
Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.
Очевидно, что овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Народную песню нельзя ничем заменить. Особенно на начальном этапе воспитания ребёнка.
Творческая природа фольклора велика: для каждого ребёнка она даёт стимул к развитию. Младенческие колыбельные («Баю – баю»), пестушки и потешки («Ладушки») – это своеобразный клад народной педагогики, нашедшей доступные для детей слова и поэтические образы.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма.
По жанрам детский фольклор можно классифицировать на:
- Календарный фольклор
- Потешный фольклор
- Игровой фольклор
Календарный фольклор:
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами и сезонными явлениями. Собственно, детский календарный фольклор – это заклички (солнцу, дождю, ветру, радуге), приговорки насекомым, птицам, животным. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к мышке, что бы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Он приучает детей подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие, передан какой – либо эпизод. Небылицы – особый вид, основанный на вымысле (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье и т.д.) детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них подмечается какой – либо порок или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме, забавные песенки, своего рода ритмизированные сказочки. Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах : гуленьки, котище, совище и т.д., употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и т. д. встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду-ду), щебету птиц (чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом). Прибаутки, считалки- развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки национальный характер мышления ребёнка.
Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Народные игры – незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. Г.Науменко – исследователь детского фольклора, разделил игры на 3 основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.
Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование. В них нередко исполняются игровые припевы.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
Большое место в играх детей занимают считалки, «игровые прелюдии». Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми с самого раннего возраста. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Цель кружка: Познакомить детей с самобытностью народной культуры. Приобщить к культуре русского\татарского народа, его духовным и нравственным ценностям. Воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному русскому\татарскому народному творчеству.
Задачи: 1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к русской\татарской культуре и народным традициям.
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения русского\татарского фольклора.
3. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию песен, сказок других произведений русского\татарского народного творчества.
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь;
5. Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
6. Познакомить с шумовыми, ударными русскими\татарскими ш народными инструментами, научить простым приёмам игры на них.
7. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми во время совместных мероприятий и праздников.
8. Воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к народным праздникам.
Продолжительность работы кружка – 2 года;
Возраст детей: 5 – 7 лет;
Интенсивность работы кружка – 1 раз в неделю;
Продолжительность занятия – 25 минут;
Программа кружка составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Структура и содержание занятий могут быть вариативным. Занятие может включать:
Познавательные беседы, рассказы;
Слушание и пение;
Игра на шумовых, ударных инструментах;
Игровые упражнения;
Игры (словесные, музыкальные, хороводные, подвижные и т.д.)
Творческие задания;
Инсценирование;
Театрализацию;
Изготовление элементов к оформлению праздников и театрализованным постановкам, и др.
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
Ок тябрь | 1. 2. 3. 4. | «Закружись наш хоровод». «Хлеб - всему голова». Половицы и поговорки про хлеб.(ипи турында әйтем һәм мәкальләр) «В гости к осени»-«Көзге бәйрәм” (праздник) | 1. Побуждать детей эмоционально передавать характер героя в театрализации, формировать четкое произношение слов. 2.Расширять песенный репертуар произведениями шутливого характера, инсценировать их, передавать задорный характер. 3. Познакомить детей с трудом земледельца, воспитывать уважение к хлебу. 4.Знакомить детей с пословицами и поговорками о хлебе. 5. Развивать дикцию детей, используя прибаутки. 6. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка», «Мэликэ». 7.Побуждать детей к проявлению инициативы и преодолению застенчивости. |
Ноябрь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Йөзек яшереш» -сизгерлек,уяулык,зирәклек уены. | Развлечение -игра | Сюрпризная сценка «Бакчачылар”уены. Инсценировка потешки «Из –за леса, из – за гор». Чтение потешек: «На улице две курицы», “Әтәч һәм тавыклар”,«Үрдәкләр ни дип бакылдаша?” Игры: «Барашеньки – крутороженьки», «Ай дили-дили»,”Түбәтәй”,”Кунаклар”. «Барыня»,”Әйлән би,сәйлән би” свободная пляска. Тел көрмәкләндергечләр:”Яңгыр яу,яу!”,”Мич башында биш мәче” |
2 неделя | «В хороводе были мы – лучше русской нет игры» | занятие | «В хороводе были мы» хоровод. Рус.\тат. нар. считалки. Русские\татарские нар. игры «Ворон», «Шла утица», «Огуречик»,”Утыр,утыр,Мәликә!”,”Безнең капка төбендә”,”Миңлебай”. Эндәшләр:”Әйт әле,чикерткә”,”Тукран”. |
3 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | занятие | 1. Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки,небылицы, потешки,частушки)(Елакны үчекләү,әләкчене үчекләү) 2.Частушки – хохотушки.Такмаклар(Җырла-җырла дип әйтәсез) 3. Русская\татарская нар. игры «Ремешок",”Чияле”,”Алия-Гөлия”. |
4 неделя | Потешные посиделки» | Семейный праздник | Песня «Как унаших у ворот»,”Бабай-бабай ,әйт әле!” Пословицы и поговорки о семье. Частушки – хохотушки. Игры: «Пошла коза по лесу», «Шла утица», «Лавочка –суковаточка», «Фанты», «Ремешок»,”Әйе,әйе димәскә,ак карага тимәскә”,”Без-без яки кап та коп “уены. |
Декабрь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» | занятие | Беседа о характерных особенностях декабря. Пословицы и поговорки о зиме. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»,”Чыршы”,”Бүре һәм куян”,” Закличка «Морозушко – мороз». Попевка «Снег – снег»,”Күк-кү,чыпчык” Песня «Как на тоненький ледок»,”Кыш бабай”,”Матур булсын!” Игра «Зимушка – зима!”,”Ак куянкай”. |
2 неделя | «Здравствуй, зимушка-зима!» (2 е занятие) | занятие | Повторение пословиц, поговорок, закличек. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»,”Җил күрсәт” Попевка «Снег – снег» Песня – игра «Как у дедушки мороза» (рус нар м. «Ах вы, сени»,”Күрсәт әле,үскәнем!” Инсценирование песни «Как на тоненький ледок»,”Очты-очты”. |
3 неделя | «Пришла коляда – отворяй ворота» | занятие | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Игра «Козлик» Бармак уеннары: “Кар әвәләү”,” Безнең кошыбыз”. |
4 неделя | «Пришла коляда – отворяй ворота» (2-е занятие) | занятие | 1.Беседа о рождественских праздниках. 2. Санамышлар:”Җыелганнар кошкайлар”,”Гөр-гөр гөлдер бу” |
Январь
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
2 неделя | «Хороши зимние праздники» | Развлечение «Лучше русской \татарскойнет игры!» | Русские \татарские народные игры и забавы: «Зимушка – зима»,”Качышлы-табышлы” «Гори – ясно»,”Кар бөртекләре” и другие по желанию детей. «Святки»,”Праздник валенка” |
3 неделя | «Русская матрёшка» | занятие | Из истории русской матрешки. Стихи про матрешку. Музыкальная игра с матрёшками. Д/игра с матрёшками «Тихо – громко» |
4 неделя | «Әбиемнең сандыгы” | занятие | Музыкальная игра “Серле сандык”,”Түбәтәй”. «творческая пляска. Бию такмаклары:”Өммегөлсем”,”Бие,Хәйбулла” |
Февраль
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Весёлые музыканты» | Занятие -игра | Загадки о музыкальных инструментах (ложки, дудочка, погремушки, барабан, треугольник,баян,быргы,курай,думбыра). Из прошлого ложки,курая. Д/Игры «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю». Музыкальная игра «Колокольцы – бубенцы» ,”Тавышыннан таны!”,”Оркестр”уены. |
2 неделя | «Весёлые музыканты» (2 е занятие) | занятие | Распевка – игра: «Угадай –ка»,”Бала” Д/ игры: «Ритмичное эхо», «Угадай на чём играю». Оркестр шумовых инструментов «Светит месяц» рус нар мелодия. |
3 неделя | «Стоит в поле теремок» | занятие | Распевка: «Чики – чикалочки»,”Күке”. Театральная разминка. Обсуждение образов героев и обыгрывание. Разучивание народных плясовых движений (мальчики «присядка – мячик», «хлопушка», “куллар бил артында-үкчәләрдә сикергәләү” девочки – «весёлые ножки», «каблучки»,”алъяпкычларны алдан тотып аяк белән хәрәкәтләр ясау” |
4 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | занятие | Беседа о народном юморе (дразнилки, докучные сказки,небылицы, потешки-үртәвечләр,әйтешүләр,ияртмешләр,чуалтмышлар) Русская нар игра «Козлик»,татар халык уены “Ак калач” |
Март
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Докучные сказки» | Занятие | Хоровод «В хороводе были мы» ,”Чияле”. Петрушка с рассказом о докучных сказках и рассказывание сказок: «Жила – была бабка», «Жил – был царь», «сказка про белого бычка»…”Аксак мәче”,”Күз бәйләш”. Русская\татарская народная игра по желанию детей. |
2 неделя | «Госпожа, честная Масленица» | занятие | Беседа Петрушки о Масленице. Заучивание музыкальнойзаклички «Солнышко» Разучивание русской народной песни «Блины»,”Коймаклар” Русская народная игра «Гори-гори ясно»,”Капкалы”. |
3 неделя | «Масленица» (С 11 по 17 марта) Кышны озату уены. | Праздник – развлечение на улице (с участием родителей) | Хоровод «Блины»,”Качышлы-табышлы” Р.н. игра «Звонарь», игра с Зимой. Чтение закличек и потешек. \татарские народные игры – соревнования. Свободная русская \татарская народная пляска. Чаепитие с самоваром и блинами. |
4 неделя | «К худой голове своего ума не приставишь» | занятие | Хоровод «Вот уж зимушка проходит» Санамыш: “Кыш китте,яз килде”. Беседа об уме и глупости.Мәкальләр. Сценка кукольного театра «Кем көчле?» тат.нар.сказка. Русская народная игра «Кулик»,”Алтын капка”. |
Апрель
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Кышны озатабыз-язны каршы алабыз.» | Занятие | Нәүрүзне каршы алу. “Карга боткасына сый җыйганда әйтенүләр” Рассказывание небылиц, скороговорок, дразнилок.(Матавыклар,такмазалар,чуалтмышлар) Русские\татарские народные игры по выбору детей. |
2 неделя | «Кием кешене бизи» | занятие | Рассматривание русской\татарской народной одежды, беседа. Русская народная игра «Колечко – колечко» Татарская народная игра”Мияу-мияу,чи-чи” Загадки о русской\татарской народной одежде. |
3 неделя | “Табышмаклар кичәсе” | (сценарий прилагается) Яңа табышмак чыгару. | |
4 неделя | «Пасхальное яичко» (сказка для малышей) | . Познакомить детей с празднованием Пасхи. .Побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации. |
Май
Месяц/ неделя | тема | Форма проведения | содержание |
1 неделя | «Пасха» (5 мая) | Занятие | 1. Рассказ о празднике. 2. Русские народные игры «Верба – вербочка», «Солнышко –вёдрышко»… |
2 неделя | «Ураза байрам» Әдәби-әхлаки кагыйдәләр. | занятие | История праздника. Мәрхәмәтлелек,җыйнаклык,дуслык турында мәкальләр өйрәнү. |
3 неделя 4 неделя | “Курбан байрам” «Весну привечаем – игры затеваем» | История праздника. Түгәрәк уен уйнау:”Яшерәм яулык”. Закреплять у детей знания устного фольклора. Закреплять артистические навыки детей в выступлении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовая План - Программа фольклорного кружка "Сударушка".
Программа разработана в блочно-тематическом формате с учетом всех видов музыкальной и театральной деятельности, включая авторскую разработку по детской риторике...
Перспективный план фольклорного кружка (ст., подг. группы)
Перспективный план фольклорного кружка "Травушка-муравушка"...
Перспективный план фольклорного кружка «Россияночка»
Перспективное планирование работы фольклорного кружка " Россияночка" на учебный год....
Перспективный план работы кружка по развитию речи с использованием малых фольклорных жанров на 2015 – 2016 уч. год
В работе представлены планирование на год и картотека малых фольклорных жанров для детей раннего возраста....
Тематический план фольклорных занятий детского фольклорного кружка «Сударушка»
Актуальной проблемой является сохранение и передача детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассматривается восста...
План работы кружка по ИЗО в подготовительной группе План работы кружка «Волшебные краски» в подготовительной группе
Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...