Современные подходы, методы и модели управления МБДОУ
статья на тему
Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы, методы и модели управления МБДОУ
В качестве одного из современных подходов управления МДОУ рассмотрим управление по результатам. Само понятие «управления по результатам» можно определить как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, согласованные всеми членами дошкольного учреждения. Разъяснение каждому участнику процесса смысла его миссии, объединение в целях достижения определенных результатов преобразует общую деятельность в осознанный и творческий труд. Важным вопросом при управлении по результатам является разграничение понятий «результат» и «вклад». Каждый участник трудового процесса должен уметь увязать свое участие в общем деле с вкладом других членов коллектива.
Управление по результатам так же может являться направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
Стратегическое мышление на более высоком уровне предполагает, что руководитель и подчиненный определяют результат, а затем исполнитель сам выбирает способы его достижения, то есть время, технологии и другие ресурсы.
Результат – есть реализованная цель. Но сама по себе она может быть реальной и идеальной. В нашем случае, предполагается цели реальные, то есть обеспеченные всеми ресурсами для исполнения. К этим ресурсам относятся люди, время, финансы, материально-техническая база, технологии Цели, обеспеченные средствами (ресурсами), можно именовать как результативные.
Необходимо выделить три уровня управления по результатам:
Первый уровень определяется умением видеть миссию дошкольного учреждения. На этом уровне важно обеспечить эффективность его деятельности.
Второй уровень предполагает результат рассматривать с точки зрения качества и количества услуг и самой продукции.
Третий уровень предполагает рассматривать результат с позиции потребителей (родителей и детей), исходя из удовлетворения их запросов.
Важный момент – выделение ключевых результатов. Чем ближе к третьему уровню, тем более глубоко осознание целей деятельности организации.
Для образовательной деятельности ключевыми результатами являются:
- Здоровье и здоровый образ жизни;
- Воспитанность на основе общечеловеческих и национальных ценностей;
- Образованность в соответствии с личностными возможностями и способностями, с Госстандартом;
- Адаптивность образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей личности.
Определив результаты, переходят к поиску средств, с помощью которых их можно достичь.
В условиях управления по результатам инициативный и творческий коллектив – ценнейший ресурс. Но использование такого ресурса зависит от личностных качеств руководителя. Он должен быть демократичным, гибким, готовым к сотрудничеству, уделяющим первостепеннейшее внимание результатам, создающим атмосферу уважения, доверия, успеха каждому участнику образовательного процесса. Задача руководителей любого уровня состоит в совместном достижении результатов, что предполагает осуществление информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции.
В настоящее время происходит переход от авторитарного управленческого мышления и деятельности к демократическому. Руководитель, действующий в условиях управления по результатам должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового. Управление в современных условиях – это содействие, поддержка исполнителя в успешном выполнении задания. Контроль состоит в профессиональной оценке достигнутых, промежуточных и конечных результатов, влияющих на общий итог работы, уровень выполнения отдельных мероприятий.
Достижение каждого ключевого результата в практике оценивается отдельно, на основе чего делаются выводы, основополагающие для оперативного и долгосрочного планирования. Выводы полезно разделить по срокам исполнения и периодам (подготовительный, организационный, внедренческий).
Успех перехода к новой системе управления – управление по результатам — находится в прямой зависимости от таких факторов, как всеохватываемость и технологичность применения системы. Она должна охватывать все стороны деятельности образовательного учреждения или уровня управления (село, район, город, область и т. д.).
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов.
Обновление управления дошкольным учреждением, прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. В несистематизированной массе различных сведений трудно вычленить главную информацию, которая необходима для принятия эффективного управленческого решения.
Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения. Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогические материалы и сведение о передовом педагогическом опыте в системе дошкольного воспитания.
Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель постоянно должен быть информирован о новых направлениях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного воспитания.
Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения.
К внутренней информации относятся сведения о состоянии деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников; педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинского обслуживания; о внешних связях с другими организациями. Вся внутренняя информация делится на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, полугодовую и годовую.
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники (кто обобщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Таким образом, управление по результатам есть целенаправленное, ресурсообеспеченное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения запрогнозированных результатов. Управление по результатам является направлением совершенствования управления деятельностью дошкольного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городском методическом объединении "Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ" Денисова Е.В. воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 7 г.Рассказово
Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в ДОУ в контексте ФГТ...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»
Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры....
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях доу...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"
Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....
Семинар-практикум для педагогов "Современные подходы к руководству и управлению играми детей дошкольного возраста"
Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов....
Статья :"Знакомство дошкольников с миром современных профессий: методы и подходы в образовательном процессе." Семинар 2024г
Как помочь детям понять значимость различных профессий и сформировать первичные представления о трудовой деятельности....