влияние природы на духовно-нравственное воспитание дошкольников
статья на тему
рекомендации для родителей по воспитанию любви к природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_prirody_na_duhovnoe_razvitie_rebyonka.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа – не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, и тут же их бросают, мучают – «ласкают» котёнка и пр.).
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. поэтому так важно включить ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке» и т.п.
Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрят её.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённые в Красную книгу, познакомить детей с лекарственными травами, рассказать почему, их так называют.
Дети легко запоминают такие растения, как «мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. после таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.
Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («не рвать», «не ломать», «не топтать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц, журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Конечно, эмоциональное отношение ребёнка природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...
«Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»
Система заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками....
Влияние природы на духовно-нравственное развитие ребенка
Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие ...
Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...
«Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»
МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад №8»Сообщение на тему: «Воспитание духовно – нравственных качеств у дошкольников через познание природы своей родины»Подг...