«Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»
статья на тему
Система заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Дошкольное Учреждение города Москвы
Центр Психолого-Медико –Социального Сопровождения «Ново-Переделкино»
Выступление на методическом обьединении
Тема : «Влияние художественной литературы о природе на духовно- нравственное развитие ребенка»
Воспитатель Ваганова О. П.
Москва 2013
В “Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: “Содержание духовно - нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности в целом являются сложным, многоплановым процессом». одной из базовых национальных ценностей и является природа, которая раскрывается в системе нравственных представлений: эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля. Экологическое сознание. Обращение к произведениям художественной литературы помогает ребенку дошкольного возраста выработать собственное отношение к природе как базовой национальной ценности. Предлагаем систему заданий, которая может быть использована педагогам - воспитателем в работе с дошкольниками. Обратимся к рассказам М. М. Пришвина.
Текст 1
«Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились, и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что - и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.
В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили стесняются?». И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами.» ( Пришвин «Деревья лесу”).
Текст 2
“Этот свежий ветер умеет нежно разговаривать с охотником, как сами охотники часто болтают между собой от избытка радостных ожиданий. Можно говорить и можно молчать: разговор и молчанье легкие у охотника. Бывает, охотник оживленно что - то рассказывает, но вдруг мелькнуло что - нибудь в воздухе, охотник посмотрел туда и потом, « А о чем я рассказывал?». Не вспомнилось, и - ничего: можно что - нибудь другое начать. Так и ветер охотничий осенью постоянно шепчет о чем - то и , не досказав одно, переходит другому; вот донеслось бормотанье молодого тетерева и перестало, кричат журавли».
М.М. Пришвин. « Ветреный день»
Воспитатель читает рассказы спокойно, не торопясь, как бы наслаждаясь красотой слога и передавая свое эмоциональное впечатление детям. Эмоции человека - особый продукт общественно - исторического развития. В ходе своего развития эмоции постепенно формируются, дифференцируются, а впоследствии способны оказывать существенное влияние на функциональное состояние различных психических механизмов, организовывать человеческое поведение. Н. Буало в своем теоретическом трактате ««Поэтическое искусство» писал “Чтоб тронуть нас до слез, сам зарыдай, поэт». Для развития эмоционального мира ребенка педагогу необходимо передавать в процессе чтения художественного текста свои чувства, переживания, делиться с детьми своим эмоциональным состоянием.
Но не всегда достаточно передачи собственного эмоционального впечатления при знакомстве с произведениями художественной литературы о природе. Иногда с детьми важно обсудить их переживания, чувства, оценить их эмоциональный отклик на художественный текст. Н. С. Карпинская писала: « Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость свидетельствуют о силе воспитательного воздействия художественного произведения.
Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность». Обратимся к одному из рассказов К. Д. Ушинского.
Текст 3.
«Выплывало на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи - будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!”
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел:
«Ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко расправила крылья и - зум- зум- зум! Полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку и маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять зас нул».
К.Д.Ушинский « Утренние лучи»
Рассказы о природе особенно сложны для детского восприятия, поэтому, чтобы оценить то эмоциональное впечатление, которое рассказ К.Д.Ушинского произвел на ребенка,
Обращаемся к нему с вопросами.
1. Захотелось ли тебе улыбнуться, когда ты услышал концовку рассказа? Почему?
2. Как природа встречает первые лучи солнца?
3. А как лучик солнца встретил “маленький лентяй?» Как ты думаешь, чему учит природа человека?
М.М.Пришвин писал: “ Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы выросли все наши человеческие таланты.” Действительно, природа настолько самодостаточна и универсальна. Что способна воспитать и развить человеческие таланты. Но не каждый человек способен учиться у природы, для этого надо обладать внутренним зрением, уметь видеть, чувствовать, оценивать соотносить происходящее в природе со своими переживаниями. Сложные взаимоотношения человека и природы помогают дошкольнику постичь художественный текст. Обратимся к следующему произведению.
Текст 4
“ И о чем только не рассказывает Говорливый камень на реке Вишере! Хорошая у него память. Он знает даже и то, что было много миллионов лет тому назад. Вот что рассказал он как-то прибрежным хвойным лесам и крутым берегам Вишеры.
Может быть, вы не поверите, только там, где сейчас растут леса, высятся Уральские горы и наливаются колосья ржи и пшеницы, было Пермское море. Оно было достаточно велико, но мелководно и поэтому шумливо, чванливо и заносчиво.
Заносчивость Пермского моря переходила всякие границы. Оно стало грубить родной Матери-Земле.
- Кто ты такая?- однажды сказало Море.- Зачем ты нужна? Из-за твоих берегов и островов негде разгуляться моим волнам.
- Перестань дерзить,- предупредила его Мать- Земля .- Я породила тебя. Я - твои берега, твое дно. Я- чаша, в которую ты налито.
- Что-о? Что ты сказала? - вскипело Пермское море. - Да тебя дочиста затоплю и смою твои негодные леса вместе с холмами, горами и полянами.
Сказав так, Море заключило союз с морским разбойником Ветром и кинулось на Землю.
Увидев это , звери, травы, птицы и насекомые очень испугались и с плачем бросились к своей Матери - Земле:
- Родимая! Не дай нам пропасть! Что будет с нами, когда Море затопит тебя? Мы не хотим превращаться в рыб и морские растения.
- Не буйствуй, глупец!- еще раз предупредила Земля.- Перестань водить дружбу с этим бездомным бродягой Ветром. Расти вглубь, а не вширь, иначе у тебя не хватит воды, и ты обмелеешь , а обмелев - высохнешь.
А Море в ответ на это подняло свою мутную волну на родную мать и крикнуло, угрожая:
- Молчи, старуха! Готовься к своему последнему часу.
Тогда Мать - Земля распрямила свою грудь. Возвысилась Уральскими горами. Потом она сделала глубокий вдох, и дно Пермского моря поднялось выше мутных и шумливых волн.
Вскоре Море стекло Печорой , Камой, Вяткой и другими реками в разные моря. На его месте зазеленели леса, поселились звери, птицы. А много тысяч лет спустя появился человек, построивший деревни, села и города.
Вот что рассказал Говорливый камень, который высится и по сей день на реке Вишере.”
Е.А.Пермяк. “ Шумливое море»
Используя приемы художественного повествования: образный язык, метафоризацию, условность изображения, автор художественного текста олицетворяет природные явления. В рассказе Е.Пермяка природные стихии оживают, общаются между собой. Для дошкольника характерно наглядно - образное отношение к миру, поэтому, увидев деревья в лесу, цветы, траву, ему трудно понять , что они живые( ведь деревья не разговаривают), а именно художественный текст дает ребенку возможность соприкоснуться я с природными стихиями и не просто наблюдать за ними со стороны, а оценивать их как часть своей природы. После прочтения рассказа Е.Пермяка детям можно задать вопросы.
1. Как ты думаешь, о чем может рассказать Говорливый камень? А кто в твоей семье помнит лучше всего прошлое? О чем рассказывает тебе бабушка? Дедушка?
2. Как вело себя Пермское море по отношению к Матери - Земле? Можно ли так вести себя по отношению к матери?
3. За что было наказано Пермское море?
Обьясняя поведение природных стихий, дошкольники задумываются и о природе, собственных поступков, учатся у природы мудрости. Умение оценить поступок другого , свое поведение - сложное умение , которое не заложено у ребенка изначально. Поведение человека является внешним выражением его внутреннего мира, всей системы его жизненных установок, ценностей , идеалов. Педагогу важно не в дидактической форме, не через проповеди и морализирование формировать у детей адекватную оценку собственных поступков. Читая и обсуждая художественные тексты, необходимо показывать всю сложность взаимоотношений , размышлять с детьми об отношениях в природе, о собственном отношении к природным явлениям.
Особенность художественных произведений, рассказывающих о природе, такова, как писал К.Д.Ушинский, что в них « многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». важно прививать дошкольнику любовь к подлинному. Настоящему. прочитайте детям следующий рассказ .
Текст5
“ У нас с братом. Когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало идем куда - нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.
“Сережа!»- позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
М ы жили в деревне , перед окном был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил , что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки. Утром , когда солнце взошло , я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».
М.М.Пришвин. «Золотой луг».
В рассказе речь идет об известном каждому человеку с самого раннего детства цветке - одуванчике. Одуванчик - сорняк, который растет по обочинам дорог, на зеленых участках детских площадок, в необлагороженных парках, лугах. Но герои рассказа ( братья - мальчишки) всматриваются в то , что происходит с этим цветком утром, днем и вечером, улавливают его изменения. В их восприятиях цветок - сорняк становится в рассказе «одним из самых интересных цветов». Умение вглядываться в природу, видеть ее необычность, чувствовать ее неповторимость и красоту - способность, которую педагоги развивают у дошкольников. Поразмышляйте с детьми о следующим: а они лично замечали какие - нибудь необычные явления в природе? Какие состояния в природе их особенно увлекают, потрясают, заставляют оцепенеть. Засмеяться, заплакать?
Как видим. Благодаря использованию приему олицетворения в художественных произведениях природа не только думает. Говорит. Чувствует. Но и обладает человеческими достоинствами или недостатками: боится, хитрит, дружит и т д. Оценивая через художественный текст взаимоотношения, которые складываются в природе. Дети познают окружающий мир. Известный психолог Л.С.Выготский писал…..искусство есть особый способ мышления который в конце концов, приводит к тому же самому, к чему приводит и научное познание… но только другим путем. Искусство отличается от науки только своим методом, то есть способом переживания. То есть психологически»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие семьи на духовно - нравственное развитие ребенка
Консультации для родителей и воспитателей...

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"
Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

«Влияние компьютерных игр и мультфильмов на духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольника»
Консультация для педагогов и родителей....

Влияние природы на духовно-нравственное развитие ребенка
Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов. «Прекрасный ландшафт имеет тоже огромное воспитательное влияние на развитие ...

Значение мордовской художественной литературы и фольклора в духовно -нравственном развитии детей
В консультации для родителей показано огромное значение детской мордовской литературы и фольклора в духовно-нравственном развитии детей...

Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития
В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представ...