развитие игровой деятельности в раннем дошкольном возрасте
методическая разработка (младшая группа) на тему

Федорова Ирина Юрьевна
Методическая разработка содержит описание эволюции игровой деятельности в раннем дошкольном возрасте от рождения и до трех лет. Кроме того, материал содержит пример постепенного усложнения одной из игр - три этапа, а также описание причин некоторых сюжетов в сюжетно-отобразительных играх дошкольников раннего возраста. Разработка также содержит рекомендации по развитию игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_igram.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. РАЗВИТИЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ
    РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ДО 3-Х ЛЕТ)

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, но и развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Наиболее важным является своевременность формирования основ полноценного психофизического развития и здоровья ребенка, так как развитие организма в этом возрасте имеет самый высокий темп. То, чему ребенок сможет научиться в течение первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь. Потребность в ярких впечатлениях вместе с активным желанием познать окружающий мир становится основой для стремления к общению со взрослым, определяющей активное поведение развивающейся личности, так как полноценное эмоционально насыщенное общение – важное условие для психического здоровья ребенка, формирования речевых навыков, ведущих видов деятельности (предметной и игровой), для формирования активности ребенка.

В первые три года жизни закладываются наиболее важные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При этом, для развития потенциальных возможностей ребенка требуется непременное участие взрослого.

Начало игры в раннем возрасте. Как самостоятельная деятельность, игра начинает проявляться еще на первом году жизни при ознакомлении с игрушками в процессе содержательного общения со взрослым. Ребенок рассматривает игрушки, прислушивается к их звучанию, манипулирует ими. Постепенно ребенок начинает пытаться находить характерные свойства предметов и отображать их в игре — трясет погремушку, катает машинку, наклоняет неваляшку и т.п.

К концу первого и в начале второго года игровое развитие делает качественный прорыв: научившись выделять свойства игровых предметов, ребенок по этим свойствам пытается устанавливать связи между ними, используя в игре одновременно или последовательно несколько игрушек (кубики складывает в кузов машинки и перевозит, куклу накрывает одеяльцем, кормит собачку из миски). Такая игра называется сюжетно-отобразительной: ребенок отображает момент собственной жизни или реальных наблюдений. Эти игры кратковременны, и часто можно заметить, что они повторяются — жизненный опыт ребенка в таком возрасте не очень большой. Сначала игра содержит повторение одного действия с игрушкой за взрослым, постепенно к концу второго - началу третьего года жизни это уже 2-3 действия, связанные общим смыслом (покормить зайку, потом положить его спать). Игровые навыки ребенка тесно взаимосвязаны с его жизнью. Малыш занят предметно-продуктивной деятельностью, имеющей определенный жизненный смысл: ест ложкой из тарелки, надевает одежду, умывается, пользуется полотенцем, укрывается одеялом, когда ложится спать и т.п. Этот практический опыт наполняет ребенка знаниями об окружающем, в котором каждая вещь или действие имеет определенное значение (стульчик — для того, чтобы сидеть; чашка — чтобы из нее пить, полотенце — чтобы им вытирать руки и лицо после умывания). В этом возрасте, играя, дети повторяют действия окружающих их взрослых, приравнивая себя к ним. Игра у детей такого возраста в основном возникает в результате попавшего в руки предмета и каждый новый предмет - это новая игра. Игрушки для таких игр имитируют реальные предметы. Когда малыш подносит игрушечную ложечку ко рту куклы, это обозначает, что он понял смысл кормления, увлечен этим действием и ему нравится этот процесс. Многократные повторения этого действия дают ребенку уверенность в том, что он освоил это умение, придает уверенности в своих силах. Задача взрослого состоит в поддержке, ненавязчивом включении в игру (попросить ребенка показать, как покормить зайку).

Взрослый в игровом развитии малыша. Задачами взрослого в развитии игры в раннем дошкольном возрасте можно назвать:

  • помощь в развитии предметной деятельности (усвоении способов использования различных предметов, сенсорное развитие);
  • воспитание элементарных навыков культурного поведения (приветствие, прощание, поведение за столом, умение благодарить и др.);
  • развитие и поддержание  доверительных взаимоотношений со взрослыми, развитие интереса к сверстникам; формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми (социально-эмоциональное развитие);
  • стимулирование физического развития (целенаправленной двигательной активности);
  • развитие музыкального слуха, умения двигаться под музыку;
  • создание условий для появления и развития художественной деятельности, формирование интереса к творчеству.

Решение вышеперечисленных задач позволит, используя игровые приемы,  создать оптимальные условия как для интеллектуального развития ребенка так и для социального и эмоционального развития ребенка и формировать такие свойства личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим, что в свою очередь приведет к тому, что ребенок будет чувствовать себя более комфортно и уверенно в детском саду, а затем в школе.

В возрасте до 3 лет, на этапе формирования игровых умений, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Для развития игры необходима помощь взрослого в создании игровых условий и ее развертывании. Активное участие родителей не только позволяет им следить за развитием ребенка, но и лучше понимать его. Так для обеспечения наиболее легкой и безболезненной адаптации при поступлении в дошкольную организацию нужно, чтобы родитель и ребенок участвовали в совместной деятельности: в игре, наблюдении, экспериментировании, решении проблемных ситуаций. Взрослый помогает малышу приблизиться к первым сюжетно-ролевым играм. Самое главное, не осложнять игру длинными ролями, постараться "оживить" для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что можно с ними поиграть и обязательно участвовать в игре.

Взрослый должен научить ребенка использовать предметы-заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Этот переход важен для дальнейшего психического развития ребенка. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать и покормить ее, уложить спать, сварить макароны из травы. Также можно приготовить пирог из песка, используя ведёрко для формы. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает отдельные действия, а затем ребенок использует эти действия и в других ситуациях.

Немалую роль в развитии ребенка играют игры-драматизации. В качестве сюжета можно использовать русские народные сказки: "Колобок", "Теремок", "Репка" и др. Обыгрывая эти сказки, дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально-выразительные средства (учатся говорить за персонажей сказки, изменять интонацию, темп речи, имитировать движения зверей).

Пример методики постепенного усложнения игры. Игра «Найди нужный предмет» развивает внимание, память, моторику, способствует накоплению словарного запаса ребенка.

Понадобится для ребенка от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев сначала один, затем 3 — 4 предмета, а для детей постарше - несколько (3–5) картинок, на которых четко и ясно изображены знакомые малышу предметы – игрушки, одежда, посуда. Сначала ребенку предлагают принести называемый взрослым, например мамой, предмет. Очень важно, чтобы ребенку было хорошо знакомы как название предмета, так и сам предмет. Если это не так, то предмет сначала называют, указывая на него, потом дают в руки (или предлагают потрогать руками), спустя некоторое время переходят к игре. Когда такой способ игры освоен, переходят к игре с карточками, на которых изображены знакомые предметы.

Малышу важно почувствовать связь между реальным предметом и предметом, изображенным на картинке. Это может быть: чашка, собачка, кукла, шапочка, варежка и пр. Картинки кладут перед ребенком и говорят: «Смотри, вот у нас картинки, а вот настоящие вещи. Давай положим на картинки то, что на них нарисовано. Как ты думаешь, что нужно положить на эту картинку? А куда мы поставим вот эту чашечку?» Разложив предметы «по местам», их можно снова «перепутать» и ребенку придется снова наводить порядок. Конечно, первое время ребенку будет сложно выполнить это задание самостоятельно – взрослый должен показать, как это делается.

Со временем игра может быть усложнена, и ребенок выполняет просьбы (задания), предлагаемые взрослым, только если взрослый не забыл сказать слово «пожалуйста». Когда и этот способ игры будет освоен, игра может стать двусторонней, то есть и ребенку будет необходимо произносить «волшебное слово».

Таким образом, развивая игровую деятельность детей раннего дошкольного возраста мы влияем на психофизическое развитие ребенка, и облегчаем ему адаптацию в детском саду, а также увеличиваем глубину интеграции в окружающий мир. Игра младшего дошкольника - способ понимания и приятия внешнего мира, так как ребенок не может выразить словами то, что у них на душе, а также лучше понять действие, которое он проигрывает.

Например, очевидно, если ребенок «жалеет» и гладит игрушку, которой «больно» - это может быть недавний опыт и копирует действия мамы, так выражается и любовь к маме и способность к сочувствовать, и справиться с опытом своего «больно».

Например, ребенок часто играет машинками в аварии. Может быть, ему просто нравится шум и необычные звуки, однако такие игры означают наличие конфликтов, которые он может испытывать в отношениях с родителями, братом, сестрой или товарищем по игре. Выражая гнев, он таким образом «разряжается» и успокаивает себя, и от этого ему становится легче на душе.

Например, ребенок притворяется, что ест сладости или делает что-нибудь запретное. Это может быть проявление внутреннего протеста против запретов или здоровый способ справиться с разочарованием оттого, что он не может делать то, что ему хочется. Вместо того чтобы закапризничать или закатывать истерику, он успокаивает себя, делая «понарошку» то, что ему не позволяют делать по-настоящему.

Например, ребенок ругает и/или наказывает игрушку, за какую-то провинность. Воспитывая игрушку, ребенок признает и в какой-то мере принимает те запреты и ограничения, которые получает от вас.

В возрасте от 2 до 6 лет формируются самые основные качества личности человечка, поэтому важно своевременно заметить какие-то особенности в характере вашего ребенка. Это возможно, если внимательно присмотреться к тому, в какие игры он играет. Современные родители редко поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. В семье, имеющей одного ребенка, игровой опыт не может передаться от старших детей к младшим. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что это случается крайне редко. Эту ситуацию усугубляет тотальное влияние на их жизнь телевидения. В среднестатистический дошкольник смотрит телевизор не менее 2 часов в день в будний день, когда посещают детский сад. Практически все свое свободное время дети сидят перед вожделенным экраном. Времени на игру в домашних условиях не остается.

Обычно, если у ребенка возникают трудности развития или родители, чувствуя потеряю контакта с собственным ребенком, обращаются за помощью к воспитателю, учителю или психологу. Однако в большинстве случаев оказывается, что малыш жаждет понимания, интереса к своей личности. И в этом ему сможет помочь родитель, играющий с ним по специальной методике: мама (или папа) в течении определенного времени полностью принадлежат ребенку, играя с ним в одной и той же эмпатической манере, то есть разделяя чувства ребенка.

Важно отметить, что играя, родитель не должен навязывать ребенку какое-либо действие или играть за ребенка, в случае затруднений родитель играет рядом и своим примером показывает нужное действие. Подобные подходы и принципы формирования игровых компетенций ребенка можно увидеть в системе воспитания, разработанной известным педагогом-психологом Марией Монтессори.

Поскольку родитель не инициирует и не направляет игровую деятельность, а лишь отражает чувства ребенка, давая ему возможность проявить свой творческий потенциал и одновременно испытать чувство ответственности, малыш обретает уверенность в себе, успокаивается, устанавливает новые радостные отношения с родителями.

Во время игры не следует:

  • Критиковать или хвалить ребенка;
  • Задавать наводящие вопросы;
  • Прерывать игровое действие;
  • Нагружать ребенка информацией и учить его, читать нотации;
  • Предлагать какую-либо иную деятельность;
  • Быть равнодушным или пассивным (не выражать сочувствие, эмпатию).

Необходимо:

  • Предоставить все необходимые предметы и игрушки;
  • Позволить ребенку вести вас за собой;
  • Устанавливать ограничения (рамки);
  • Поощрять энергию и усилия ребенка;
  • Принимать участие в игре, предоставляя инициативу ребенку;
  • Проявлять речевую активность.

Заключение. Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Приобретая свой игровой опыт, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества. Это также и реальная, вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом, которая имеет равное значение с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Игра – способ реагирования на неприятные, сложные ситуации, который учит детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично «играючи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста.

Прект :Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста....

Родительское собрание в форме круглого стола "Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте"

Родительское собрание в форме круглого стола«Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших ...

Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"

Игра является основным видом   деятельности  детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...

«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»

Цель проекта:  Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из  условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...

Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»

Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка,  как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продукт...

Круглый стол для родителей "Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте"

Круглый стол для родителей "Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте"...

Круглый стол для родителей на тему: «Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте»

Круглый стол для родителей на тему: «Игровая деятельность в раннем дошкольном возрасте»...