Проект: Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста.
проект (младшая группа) по теме
Прект :Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_deyatelnost_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста ».
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский.
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослых во время игры Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста.
Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство.
Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильно отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.
Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре
Цель и задачи проекта.
Цель: Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов.
Задачи воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть
1. Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно;
2. Развивать у детей интерес к играм и игрушкам,игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;
3. Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками
4. Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей.
5. . Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре. Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.
Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:
- здоровье и физическое развитие;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.
В игре происходит:
- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между детьми;
- уважительное отношение к окружающим;
- коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;
- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.
Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2015 - май 2016)
. План реализации.
Сентябрь:
- составить тематический план работы по игровой деятельности на учебный год;
- подбор методической литературы по теме;
Октябрь
- согласовать тему с методистом;
- консультация для родителей, планирование работы по взаимодействию;
Ноябрь
- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;
-анкетирование родителей, тестирование
- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;
Декабрь
- зарисовать метки, эмблемы для детей раннего возраста;
- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;
Январь
- беседы на тему «Зимние сказки»;
- выставка рисунков на тему «Зёрнышки для петушка» (рисование пальчиком);
Февраль
- проведение совместно с детьми аппликации «Рукавичка»;
- народные хороводные игры, игры- забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)
Март
- проведение праздника «Мамин день»;
- Рисунки «Подарок для любимой мамы сделаем сами»
Апрель
- организация музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);
- выставка рисунков «Солнечные ладошки»
Май
- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;
- Коллективная работа «Коллаж»;
Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:
Дети должны знать:
-названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
-особенности использования разных видов игрушек;
-правила бережного отношения к игрушкам;
-названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь:
-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
-готовить игрушки и место для игры;
-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
- играть рядом и вместе с другими детьми;
-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;
- подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого
-самостоятельно инициировать игру;
-создать условия для игр.
В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры.
Востребованность этого проекта: научить детей играть со взрослыми, со сверстниками, бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм, у ребёнка развивается речь, память, мышление, воображение.
Из опыта работы.
В период адаптации ребенка в ДОУ, жизнь его меняется, что не всегда приносит ему радость, а наоборот ставит перед ним задачи. Чтобы облегчить детям привыкание к новой жизни среди незнакомых людей, я использовала в своей повседневной работе игры. Игры помогали мне отвлекать детей от всего, что огорчало их пребывание в ДОУ.
В этом я увидела актуальность темы: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».
Вначале я определила направления в играх. Опыт работы с маленькими детьми, наблюдения, индивидуальная работа с детьми, убедили меня в том, что в раннем возрасте ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы.
Я помнила, что любая деятельность детей направлена на решение определенной задачи. Основная задача имеет множество промежуточных, решение которых позволит преобразовать условия и тем самым облегчить достижения поставленной цели.
Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый персонаж. Подбираю яркие игрушки, которые привлекут внимание детей. Например: «Петушок, петушок».
Опыт, приобретенный в работе с детьми раннего возраста, знание программных требований и методических приемов позволяют мне каждый режимный момент, и подготовка к занятиям, непосредственно на занятиях или в качестве закрепления полученных знаний использовать игры малой подвижности и словесные игры: «Башмачки», «Маленькие ножки» и другие.
Значительное место в процессе обучения и воспитания в моей группе заняли игры и упражнения на развитие ручной моторики, которые я использую в обучении детей раннего возраста.
Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.
1.Анкета по итогам адаптации для родителей.
2.Консультации для родителей:»Как играть и общаться с маленьким ребенком?»
«Игровая деятельность в семье.»
3.Анкетирование родителей в ДОУ для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.
4. Для педагогов ДОУ по игровой деятельности детей раннего возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».
Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта деятельность довольно разнообразна. Но это разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение, воспитание.
Итак, в любой игре заложен колоссальный развивающий потенциал, поэтому ей нельзя пренебрегать. Она не только формирует личность ребенка, но и подготавливает его к взрослой жизни, помогает быстрее, успешнее влиться в новый коллектив, в ней отражается все то, что малыш видит в повседневности, она демонстрирует его отношение к социальной действительности, мировосприятие, поэтому игра настолько
важна.
Игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.
Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
работа с детьми раннего возраста...
Презентация на педсовет из опыта работы "Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей раннего дошкольного возраста"
Говоря о здоровье, можно оценить его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание и личная гигиена, и наличие положительных эмоций. Одним из критериев оценки здоровь...
Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"
Игра является основным видом деятельности детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...
«Организация игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными возможностями и задачами, индивидуализацией, необходимыми условиями и планированием педагога с ФГОС»
Цель проекта: Создание модели инновационного образовательного пространства МДОУ как одно из условий повышения качества образования.Разработка модели предметно-развивающей среды (зона...
Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»
Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка, как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продукт...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Обучение навыкам ИЗО деятельности детей раннего дошкольного возраста"
Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности....
Проект «Игровой стретчинг для детей старшего дошкольного возраста»
В наше время нет важной главной ценности, чем здоровье детей. Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников - одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтоб ре...