Доклад на педагогическом совете "Коллекционирование"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.
В последнее время слово «креативный» стало очень популярным в обществе. Мы часто слышим такие словосочетания, как «креативная стрижка, креативная внешность, креативное мышление».
Среди педагогов стало актуальным говорить о креативной личности. Прежде, чем говорить о коллекционировании, как о способе развития креативности, необходимо определиться с самим термином «креативный», «креативность». Что же это такое?
Американский психолог Э.Фромм предлагает следующее определение креативности – «это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие всего нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Причем , по Фромму критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, характеризующие творческую личность. Российский ученый В.А. Шубинский определяет креативность, как умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное, умение видеть несоответствие, чувство нового.
Наше время более изменчиво, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все – темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут привести к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни; стрессы, например. В этих условиях огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. Каким же должно быть современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы не только принять новое, умели импровизировать, но имели созидательную направленность личности. Они не должны бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности преобразовывать, изменять мир к лучшему.
На стыке тысячелетий активизировалась педагогическая работа по развитию креативности, творческого мышления. Создаются условия для развития творческих способностей, разрабатываются учебные программы, обогащается предметная среда.
Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных важных занятий, а затем в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить «потребность» - это значит «завести» механизм формирования способностей. Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать – эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности.
Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И.П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей.
В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, - познавательные психические процессы, внимание, память, нестандартность мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное, умение поиска аналогов.
Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.
С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность.
В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное значение в развитии творческой личности.
Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству. Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом, неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти информацию, экспонаты, завести картотеку.
Процесс коллекционирования интересен сам по себе, вместе с тем эта деятельность дает много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает чувства, память, мышление, воображение, волю, внимание, а также удовлетворяет потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи.
Одна из таких форм – коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.
Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире.
Составной частью работы педагога может стать формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому можно рассказать детям о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких историй много: это история Павла Михайловича Третьякова, Николая Петровича Румянцева, чьи коллекции и сейчас составляют славу знаменитых музеев.
То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.
Таким образом, интеллектуальное развитие дошкольника в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и – в большей степени - на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 248» Ново-Савиновского района г. Казани
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы изодеятельности в ДОУ»
Выполнила :
воспитатель
1 категории
Мамаюсупова Н. Г.
Казань 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...
Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".
Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...
Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"
В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"
Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...