Доклад на педагогическом совете "Коллекционирование"
консультация на тему

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokdad_na_pedsovet.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Коллекционирование как способ развития креативности дошкольников.

   В последнее время слово «креативный» стало очень популярным в обществе. Мы часто слышим  такие словосочетания, как «креативная стрижка, креативная внешность, креативное мышление».

   Среди педагогов стало актуальным говорить о креативной личности. Прежде, чем говорить о коллекционировании, как о способе развития креативности, необходимо определиться с самим термином «креативный», «креативность». Что же это такое?

   Американский психолог  Э.Фромм предлагает следующее определение креативности – «это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие всего нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Причем , по Фромму критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, характеризующие творческую личность. Российский ученый  В.А. Шубинский определяет креативность, как умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное, умение видеть несоответствие, чувство нового.

   Наше время более изменчиво, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все – темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут привести  к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто  наблюдаем в общественной и личной жизни; стрессы, например. В этих условиях огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. Каким же должно быть  современное образование? Ответ очевиден: необходимо научить людей быть креативными, именно в том смысле, чтобы они были готовы не только принять новое, умели импровизировать, но имели созидательную направленность личности. Они не должны бояться перемен, уметь сохранять спокойствие в бурном течении нового и по возможности  преобразовывать, изменять мир к лучшему.

   На стыке тысячелетий активизировалась педагогическая работа по развитию креативности, творческого мышления. Создаются условия для развития творческих способностей, разрабатываются учебные программы, обогащается предметная среда.

   Творческий потенциал, наиболее успешно формируется в деятельности, определяющей интересы, отношение к действительности и особенности взаимоотношений с окружающими. Известно, что развитие способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, которые в дальнейшем переходят в склонность, проявляющуюся в предпочтительном выборе определенных важных занятий, а затем в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить «потребность» - это значит «завести» механизм формирования способностей. Эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать, преобразовывать, изобретать – эти и другие характеристики детей дошкольного возраста создают большие возможности для развития психики в целом, и креативности в частности.

   Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования. Академик И.П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

   Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Восприятие предметов коллекций тесно связано с чувствами и эмоциями детей.

   В процессе коллекционирования развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, - познавательные психические процессы, внимание, память, нестандартность мышления, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, выделять главное,  умение поиска аналогов.

    Разумеется, процессом коллекционирования необходимо управлять. Истинное и полезное коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого.

   С коллекционирования часто начинается приобщение ребенка  к миру маленьких тайн, их открытий. Стойкость такого пытливого отношения ребенка к коллекционированию зависит от того культивируют взрослые это отношение к собирательству или гасят его своим пренебрежительным отношением. Но если родители, воспитатели поддерживают интересы ребенка, то формируются ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность.

   В процессе коллекционирования отмечается ярко выраженный интерес. Рост интереса беспределен. Интерес имеет огромное значение  в развитии творческой личности.

    Инициатива создания коллекций в группе детского сада чаще всего принадлежит педагогу, который ненавязчиво рассказывает детям о чьей-либо коллекции, предлагает детям устроить в группе выставку каких-либо предметов, игрушек, учитывая мнение детей. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, поддерживает интерес детей к собирательству.  Чтобы коллекционирование стало интересным и полезным делом, неоценима помощь родителей: порыться в книгах, найти информацию, экспонаты, завести картотеку.

   Процесс коллекционирования интересен сам по себе, вместе с тем эта деятельность дает много знаний, умений и даже навыков, а главное, развивает чувства, память, мышление, воображение, волю, внимание, а также удовлетворяет потребность в общении со сверстниками и взрослыми.

    Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов. Поэтому одна из важнейших задач воспитателя – формирование у детей творческого отношения к окружающему миру, а основные формы и методы организации образовательного процесса должны быть подчинены решению данной задачи.

    Одна из таких форм – коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.

Коллекционировать можно разные вещи; важно, чтобы они были понятны детям, близки их жизненному опыту, обогащали представления о мире.

   Составной частью  работы педагога может стать формирование у детей представления о значимости коллекций. Поэтому  можно рассказать детям о том, что все музеи в основе своей представляют собой большие коллекции, а начинались они обычно как собрания редкостей одного человека. Таких историй много: это история Павла Михайловича Третьякова, Николая Петровича Румянцева, чьи коллекции и сейчас составляют славу знаменитых музеев.

    То, что мы собираем с детьми, только условно можно назвать коллекциями; ни материальной, ни общественной ценности они не имеют, но очень важны как средство и форма воспитания. Для детей интересен сам процесс собирания и связанное с этим общение, в том числе с родителями, поэтому важно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.

   Таким образом, интеллектуальное развитие дошкольника в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентируясь не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и – в большей степени - на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких, как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и особый склад ума.

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение       «Детский сад комбинированного вида № 248» Ново-Савиновского района                                        г. Казани

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы изодеятельности в ДОУ»

Выполнила :

воспитатель

1 категории

Мамаюсупова Н. Г.

Казань 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете " Здоровьесберегающая среда в детском саду".

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 66 « Журавушка» « Здоровьесберегающая среда в детском саду» ...

Доклад на педагогическом совете " Этапы формирования игровой деятельности детей".

Этапы формирования игровой деятельности детей. Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребенку взрослым с помощью предмета игрушки,...

Доклад на педагогическом совете ДОУ "Психолого-педагогическая ценность игр и игрушек"

В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствие будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Эт...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...