«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»
материал (старшая группа) на тему
Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.
В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем раньше, когда появилась детская жестокость, увеличилось число разводов, когда появилась интернет-зависимость, людям очень трудно найти точку опоры в жизни.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
концепция | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция
«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»
Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитывать его так,
чтобы он был счастливым,
можно.
А.С. Макаренко
Актуальность
Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.
В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем раньше, когда появилась детская жестокость, увеличилось число разводов, когда появилась интернет-зависимость, людям очень трудно найти точку опоры в жизни.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, главную роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед подрастающим поколением в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения.
С.А. Козлова считает, что каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственный опыт. В этом опыте объединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей. Находясь в обществе со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, педагоги преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «ВСЕМ МИРОМ»: семья - детский сад - общественность.
Перед собой ставлю
Цель:
Формирование ребенка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией
Задачи:
Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья; воспитывать потребность в здоровом образе жизни
Способствовать формированию навыков разумного поведения; научить адекватно вести себя в разных ситуациях
Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться
Факторы социально нравственного развития:
- Социальная ситуация развития (система отношений между ребенком и социальной действительностью).
- Детское общество (группа детского сада).
- Семья как социокультурное окружение.
- Ближайший социум (улица).
- Средство массовой информации.
Этапы социально - нравственного становления дошкольника:
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни. В первый этап входят занятия по ознакомлению детей со своим организмом, с элементарными понятиями о сохранении здоровья. Вырабатываются умения: вести себя дома (на улицах города, на природе) так, чтобы возможности возникновения опасных ситуаций были минимальными; находить правильный выход из опасных ситуаций.
- Введение в мир социальной действительности. Постижения ребенком собственной значимости, раскрытия в себе человеческой природы, осознания общего для всех людей, включения человека в социально значимую продуктивную деятельность, ознакомления ребенка с явлениями окружающего мира.
- Воспитание патриота – гражданина. Формирование интереса, любви и уважения к малой родине; знакомство с лучшими традициями, народными промыслами России; воспитание гражданина и патриота, развитие чувства верности своему Отечеству, гордости за свою страну и народ.
Содержание нравственных качеств:
По психологическому механизму:
- Формирование нравственных представлений;
- Формирование нравственных чувств;
- Формирование нравственного поведения.
По направлениям педагогической деятельности:
- Формирование гуманных качеств;
- Формирование общественных качеств;
- Формирование гражданско-патриотических качеств.
Для создания педагогических условий социально – нравственного становления воспитанников использую:
- программы нравственного воспитания детей.
Программа «Дружные ребята» (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С. Буре. – М. 1997г.
Программа «Я, ты, мы» (социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет ) / сост. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.- М., 2005.
«Я человек» (Программа социального развития ребенка) / Козлова С.А. – М., 2004.
Программа морального воспитания детей / Якобсон С.Г. / и др.
- знание комплексной технологии психолого – педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
- создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
- задействование традиций, ритуалов, личностно – ориентированного подхода к детям;
- использование методов диагностики межличностных отношений детей.
Для социально - нравственного становления детей старшего дошкольного возраста, использую следующие методы:
Чтение и анализ художественных произведений
Беседа и рассматривание картин
Режимные моменты
Игра (дидактическая, сюжетно – ролевая, игра драматизация, театрализованная).
Изобразительная деятельность
Праздники и развлечения
Экскурсии и тематические прогулки
Работа с родителями
Социальные партнерства
Выставки, конкурсы, акции
Предполагаемый результат:
Развитие социальной уверенности детей (социальной компетентности)
Показатели социальной компетентности:
- Умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
- Выражать желания и требования в приемлемой форме;
- Умение налаживать контакты;
- Умение вести и заканчивать разговор;
- Выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально приемлемой форме.
Вывод: Воспитание социально – нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.
Работая по данной теме, я вижу, что у детей сформировалась определенная система ценностей. Также и родители обратили свое внимание на то, что их дети стали чаще говорить вежливые слова, стали эмоционально отзывчивыми, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Стали способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо».
Я считаю, что проблема социально - нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте как никогда значима и актуальна в современном обществе. И эта ПРОБЛЕМА РЕШАЕМА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2
В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...
Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."
Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...