«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»
материал (старшая группа) на тему

Сафонова И.В.

Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.

В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем раньше, когда появилась детская жестокость, увеличилось число разводов, когда появилась интернет-зависимость, людям очень трудно найти точку опоры в жизни.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.  Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают,  или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл концепция28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

«Социально-нравственное становление старшего дошкольника»

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитывать его так,

чтобы он был счастливым,

можно.

А.С. Макаренко

Актуальность

Проблема социально-нравственного становления старшего дошкольника на современном этапе жизни общества приобрела особую актуальность и значимость.

В современном мире, когда дети развиваются быстрее, чем раньше, когда появилась детская жестокость, увеличилось число разводов, когда появилась интернет-зависимость, людям очень трудно найти точку опоры в жизни.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей.  Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ребёнку, этому милому "пришельцу", нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают,  или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных ценностей, у детей старшего дошкольного возраста, главную роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед подрастающим поколением в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения.

С.А. Козлова считает, что каждый взрослый к моменту его «встречи» с ребенком уже имеет довольно большой социально - нравственный опыт. В этом опыте объединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей. Находясь в обществе со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных ценностей у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, педагоги преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «ВСЕМ МИРОМ»: семья -  детский сад - общественность.

  Перед собой  ставлю

  Цель:

Формирование ребенка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией

Задачи:

Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья; воспитывать потребность в здоровом образе жизни

Способствовать формированию навыков разумного поведения; научить адекватно вести себя в разных ситуациях

Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться

Факторы социально нравственного развития:

  • Социальная ситуация развития (система отношений между ребенком и социальной действительностью).
  • Детское общество (группа детского сада).
  • Семья как социокультурное окружение.
  • Ближайший социум (улица).
  • Средство массовой информации.

Этапы социально - нравственного становления дошкольника:

  1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. В первый этап входят занятия по ознакомлению детей со своим организмом, с элементарными понятиями о сохранении здоровья. Вырабатываются умения: вести себя дома (на улицах города, на природе) так, чтобы возможности возникновения опасных ситуаций были минимальными; находить правильный выход из опасных ситуаций.
  2. Введение в мир социальной действительности. Постижения ребенком собственной значимости, раскрытия в себе человеческой природы, осознания общего для всех людей, включения человека в социально значимую продуктивную деятельность, ознакомления ребенка с явлениями окружающего мира.
  3. Воспитание патриота – гражданина. Формирование интереса, любви и уважения к малой родине; знакомство с лучшими традициями, народными промыслами России; воспитание гражданина и патриота, развитие чувства верности своему Отечеству, гордости за свою страну и народ.

Содержание нравственных качеств:

По психологическому механизму:

  • Формирование нравственных представлений;
  • Формирование нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения.

По направлениям педагогической деятельности:

  • Формирование гуманных качеств;
  • Формирование общественных качеств;
  • Формирование гражданско-патриотических качеств.

Для создания педагогических условий социально – нравственного становления воспитанников использую:

  • программы нравственного воспитания детей.

Программа «Дружные ребята» (воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников) / под ред. Р.С. Буре. – М. 1997г.

Программа «Я, ты, мы» (социально – эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет ) / сост. О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.- М., 2005.

«Я человек» (Программа социального развития ребенка) / Козлова С.А.  – М., 2004.

Программа морального воспитания детей / Якобсон С.Г. / и др.

  • знание комплексной технологии психолого – педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;
  • создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;
  • задействование традиций, ритуалов, личностно – ориентированного подхода к детям;
  • использование методов диагностики межличностных отношений детей.

Для социально - нравственного становления детей старшего дошкольного возраста,  использую следующие методы:

Чтение и анализ художественных произведений

Беседа и рассматривание картин

Режимные моменты

Игра (дидактическая, сюжетно – ролевая, игра драматизация, театрализованная).

Изобразительная деятельность

Праздники и развлечения

Экскурсии и тематические прогулки

Работа с родителями

Социальные партнерства

Выставки, конкурсы, акции  

       

      Предполагаемый  результат:

Развитие социальной уверенности детей (социальной компетентности)

Показатели социальной компетентности:

  • Умение сказать «нет» в негативных ситуациях;
  • Выражать желания и требования в  приемлемой форме;
  • Умение налаживать контакты;
  • Умение вести и заканчивать разговор;
  • Выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально приемлемой форме.

Вывод: Воспитание социально – нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения и становления личности. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми.

 Работая по данной теме, я вижу, что у детей сформировалась определенная система ценностей. Также и родители обратили свое внимание на то, что их дети стали чаще говорить вежливые слова, стали эмоционально отзывчивыми, откликаются на эмоции близких людей и друзей. Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Стали способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающие элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение детей преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо».

Я считаю, что проблема социально - нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте как никогда значима и актуальна в современном обществе. И эта ПРОБЛЕМА РЕШАЕМА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Сейчас основное внимание уделяется проблеме социально- нравственного развития дошкольников являющегося одним из компонентов ФГОС и это очень своевременно. Наш народ и страна переживают сложный период,...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ." Часть 2

В наши дни вопросы социально-нравственного воспитания приобретают особо важное значение. Ребенок не рождается злым или добрым. Нравственные качества ему предстоит приобрести. В педагогической литерату...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения....

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется боле гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одно...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Важно, чтобы дети приобщались к нравственным нормам поведения. Чтобы эти отношения нашли отражение в детских играх, воспитатель должен сделать их предметом внимания и наблюдения детей, руководить проц...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Обобщение опыта по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ."

Параллельно осуществлялась работа с родителями, так как совместное осуществление задач нравственного воспитания - одно из условий достижения положительного результата. Известно, что профессиональная д...