Адаптация детей с ОВЗ
статья (средняя группа) на тему
Важно правильно организовать адаптационный период пребывания ребенка в ДОУ. От этого зависит успех всей дальнейшей коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_s_ovz_v_logopedicheskoy_gruppe.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей с ОВЗ в логопедической группе
Работаю с детьми в логопедической группе с ОНР I, II, III уровня. В этом году набрали новый состав воспитанников. В группу поступили дети из массовых групп детского сада и из других детских садов города. Если даже ребенок посещал детский сад, он по-новому проходит период адаптации к новому коллективу. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации.
Дети пришли с разным уровнем речевого развития: от отсутствия речи (ОНР 1 уровня), с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (ОНР 3 уровня), с бедным словарным запасом, с дефектами произношения, нарушением слоговой структуры. У детей низкий уровень произвольного внимания, заметно нарушена слуховая память и продуктивность запоминания, недостаточная координация движений (общая, мимическая, мелкая и артикуляционная).
Работа в группе проходит по нескольким направлениям:
- создание эмоционально-комфортной атмосферы в группе;
- создание предметно-развивающей среды;
- работа с детьми,
- работа с родителями,
- совместная работа с логопедом и другими специалистами детского сада.
Важно правильно организовать адаптационный период. От того, как пройдет адаптация, зависит успех дальнейшей коррекционной работы.
Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы в группе. Для повышения уровня социальной адаптации и дальнейшего развития мы поддерживаем у всех детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. Каждого ребенка встречаем ласковым словом, обнимаем, даем почувствовать, что его любят и ждут. Такой прием повышает эмоциональной тонус ребенка, он легко расстается с родителями и с утра бежит к нам воспитателям с радостью, обнимает нас.
Очень важно войти в доверие к ребенку, установить контакт с ребенком, сделать так, что бы ребенка можно было легко заинтересовать, вовлечь ребенка в диалог, воспитывать у ребенка уверенность в своих силах, формировать интерес к игровой деятельности и умение участвовать в игре.
С детьми проводятся различные игры на знакомство детей друг с другом, на объединение детского коллектива, снятие тревожности, застенчивости. Это игры в кругу с мячом, с игрушкой, с использованием музыки. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, учатся взаимодействовать и общаться в одной группе, развивают свой интеллектуальный и личностный потенциал.
Для детей с ОВЗ создаётся доступная развивающая среда. Она стимулирует познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Дети могут по собственному желанию использовать различные составляющие предметной среды, пространство для игры, конструирования, а также разнообразные материалы, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном и доступном месте для детей.
Обязательно нужно иметь речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, карточки с изображением правильной артикуляции звуков и др.
Дети приходят с низким уровнем форсированности навыков развития мелкой моторики и координации движения рук. Решая задачи развития мелкой моторики, разработаны и изготовлены пособия, игры на развитие мелкой моторики, создана зона для развития мелкой моторики, для ручного труда, оригами, изготовление поделок из природного материала. Созданы картотеки пальчиковой, артикуляционной гимнастики, дидактических упражнений, игр, а также пособия для развития мелкой и крупной моторики рук. Большой интерес вызывают у детей лэпбуки. Они с удовольствием рассматривают и перебирают их содержимое. Все игровые компоненты находятся в свободно – доступном для детей месте и вызывают у детей желание и интерес играть с ними.
Основной формой обучения в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи являются логопедические занятия. В группе создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям. После занятия ребенок обязательно получает поощрение - наклейку или звездочку. Такая форма поощрения очень стимулирует детей.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду. Поэтому важна работа с родителями. Мы знакомим их с особенностями логопедической работы, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, мастер-классы, консультации, оформляем информационные стенды.
Детям с ОВЗ необходима своевременная комплексная коррекционная помощь. Во многом успех коррекционно-воспитательной работы зависит от тесного взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда.
Воспитатель – контролирует речь детей в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, развивает общую и мелкую моторику, пространственные отношения, развивает координацию речи с движением, формирует хозяйственно–бытовые навыки самообслуживания, учебные навыки и многое другое.
Совместными усилиями педагогов и родителей уже удалось добиться положительных результатов. Систематическая работа позволила достигнуть положительной динамики. Усовершенствовалось умение детей действовать по словесным инструкциям, значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия. Многие дети научились одеваться, застёгивать пуговицы, правильно держать в руках карандаш, появилась сила нажима на карандаш, умение не выходить за края контура при закрашивании, штриховке и многое другое, чего не было при поступлении в группу. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми произведениями, с новыми видами игр, дети проявляют желание и интерес ко всем видам деятельности Воспитанники «впустили» нас, взрослых, в свои сердца, доверяют нам. Это главное в нашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....
Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.
Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....