Адаптация детей к ДОО как сложная жизненная ситуация
статья на тему

Морозова Елена Петровна

В данной статье раскрыта тема адаптации детей к ДОО как сложная жизненная ситуация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_detey_k_doo_.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОО

КАК СЛОЖНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Е.П.  Морозова, Н.В.  Поляшова

Одна из важных проблем, которая решается сегодня в дошкольной организации – проблема адаптации детей. Для ребенка она оборачивается трудной жизненной ситуацией. Когда ребенок первый раз приходит в детский сад, у него происходит ломка всех привычек, серьезная перестройка его отношений с людьми. Это, в первую очередь, резкая смена условий, нередко сопровождающаяся тяжелыми переживаниями, а также снижением речевой и игровой активности, что, безусловно, отражается на состоянии здоровья и физического, и психологического.

Развитие человека с рождения определяется взаимодействием с окружающей средой, при этом наиболее базовым процессом его индивидуального развития считается процесс адаптации, как процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [1].

В понимании сущности адаптации в последнее время наблюдаются изменения, которые характеризуются следующими тенденциями: происходит все большее разделение понятий приспособления (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов – к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде [1].

Определение понятия «адаптация» представляет собой сложную философско-методологическую проблему. Анализ литературы показал наличие нескольких подходов к классификации определений понятия «адаптация». Так, предложенный двадцать лет назад подход А.Б. Георгиевского отличается выделением теоретической основы  на базе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, все дефиниции понятия адаптации он объединил в следующие три группы:

- так называемые тавтологические определения, в которых понятие адаптации интерпретируется, как буквальный перевод латинского «adapto» (adaptatio) в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – это процесс и результат приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды»;

- определения через «главный признак»: здесь адаптация определяется через выраженность ключевого аспекта структурно-функциональной организации индивида. Эти ключевые аспекты выделяются на биохимическом, морфологическом, физиологическом, поведенческом уровнях;

- полисемантические определения, которые подчеркивают многозначный, многоаспектный характер самого явления адаптации, и, прежде всего, выделение адаптации, как процесса и адаптации как результата [2].

Другой подход приведен в исследовании Т.В. Середы, на основе детального анализа дефиниций, включающий 46 определений, отмечается, что определения адаптации достаточно разнообразны и противоречивы, различные дефиниции делают акцент на разных сторонах изучаемого явления. В результате проведенного анализа определения классифицируются на основе различий в описании характеристик двух взаимодействующих систем, характера связи между индивидом и средой, содержания и характера процесса адаптации, основной цели и результата адаптации. Эти классы определений взаимопересекаются и внутри каждого существует достаточная вариативность описанных параметров. Такое многообразие понятий связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а также с различием подходов, принятыx в отдельных научных школах. Понимание адаптации менялось с течением времени, следуя за тенденциями развития науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество в различные исторические периоды.

По-видимому, такое многообразие понятий связано с использованием их в разных областях исследования (социальная, биологическая, психофизиологическая адаптация), со спецификой задач исследований, а так же с различием подходов, принятых в отдельных научных школах. Понимание адаптации менялось с течением времени, следуя за тенденциями развития науки и отражая актуальные проблемы, волнующие человечество в различные исторические периоды.

Еще один подход, который рассматривает динамику развития понятия через анализ изменений вариативных компонентов, уточняющих и конкретизирующих выделенные стабильные элементы [1]. Такими вариативными элементами являются характеристики самих взаимодействующих объектов. Особенно разнообразны типы среды, с которой взаимодействует индивид: акцентом на этих конкретных видах взаимодействий во многом и объясняются различия в определениях адаптации. Процесс адаптации протекает по-разному и зависит от степени рассогласования между индивидом и средой, что также отражается в конкретных дефинициях.

Несмотря на большое разнообразие, выделим следующие общие во всех определениях адаптации моменты, основываясь на вышеперечисленных подходах:

1) процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух объектов;

2) это взаимодействие разворачивается в особых условиях – дисбаланса, несогласованности между системами;

3) основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах;

4) достижение цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

Процесс адаптации – это процесс морфологических и функциональных преобразований в организме, в результате которых действующий фактор среды ослабляет или вовсе прекращает свое негативное воздействие не потому, что он устранен, а потому, что организм уже не воспринимает этот фактор как нечто неблагоприятное [3]. Результатом адаптации является способность организма нормально функционировать в новых для него условиях при сохранении важнейших параметров гомеостаза и высокой работоспособности.

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О.А. Шаграева считают, что «адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия». Высокая адаптация, которая свойственна человеку, не является врождённой, а формируется постепенно. Адаптация, понимаемая как активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и систем поведении, принятых в обществе, начинается с рождения ребенка [4].

Дети, поступающие в дошкольную организацию, ведут себя неодинаково. Для многих детей приход в детский сад – это первый очень сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении, а некоторые так и не могут привыкнуть к детскому саду. При неумелом подходе к таким детям можно нанести очень сильную эмоциональную травму, последствия которой скажутся на всём последующем развитии ребенка.

В процессе исследования В.Н. Могилева отмечает, что одним из основных показателей успешности адаптации является достижение возможности выполнения основных задач деятельности. Для дошкольника ведущей деятельностью является игровая деятельность, в рамках которой должны формироваться новообразования [5].

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в дошкольной организации является хорошее отношение к ребёнку всех взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребёнок с радостью идёт в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам [4].

От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду.

Результаты и их обсуждение

Целью нашего исследования было изучить адаптацию как трудную жизненную ситуацию.

В исследовании участвовало 10 детей младшей группы (2-3 года): 5 мальчиков и 5 девочек. Для диагностики использовали наблюдение и листы адаптации.

Для того чтобы выявить адаптированность детей к ДОО, осуществлялось наблюдение за детьми, а для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям ДОО мы использовали методику «Лист адаптации». Методика основана на методе экспертных оценок. Критериями адаптации служат: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит. Также мы использовали диагностику уровня адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Психологическими критериями адаптации служат: общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации.

На основе диагностики, во-первых, оценки эмоционального состояния, познавательной и игровой деятельности детей, во-вторых, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, аппетита, сна, мы определи группы адаптации детей:

– к первой группе (высокий уровень адаптированности) относятся 8 детей;

– ко второй группе (средний уровень адаптированности) относятся 2 ребенка;

– к третьей группе (низкий уровень адаптированности) относятся 0 детей.

Таким образом, у большинства детей дошкольного возраста высокий уровень адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

Изучение психолого-педагогической адаптации детей в дошкольной образовательной организации является особо значимой как для развития ребенка, так и для общества в целом. От разрешения трудной жизненной ситуации – адаптации в значительной степени зависит эффективность познавательной, игровой деятельности и жизни ребенка в дошкольной образовательной организации, поскольку адаптация является важным компонентом деятельности дошкольника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации.

Литературные источники:

  1. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А.Баранов. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 479с.
  2. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование) / А.Б.Георгиевский. – Л.: Наука, 1989. – 448с.
  3. Безруких М.М. Возрастная физиология / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин. – М.: Академия, 2008. – 416с.
  4. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
  5. Могилёва В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в работе с компьютером: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / В.Н. Могилёва. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание этических навыков у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Многие видели по телевизору передачу, в которой воспитатель, директор детдома, избивал подростка. Воспитатель имеет звание заслуженного. Бывшие воспитанники стояли за директора и осуждали избитого под...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Программа направлена на развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное со...

Проект по адаптации детей дошкольного возраста к новым жизненным условиям «В детский сад с радостью!»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В...

Карта психологического сопровождения воспитанников ГБДОУ, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Карта обследования воспитанников детского сада предназначена для заполнения психологом результатов психодиагностического обследования детей, находящихся в сожной жизненной ситуации....

Программа комплексной подготовки подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, к успешной социальной адаптации «ПУТЬ К УСПЕХУ»

Проблема адаптации к самостоятельной жизни подростков актуальна всегда, но ее приоритеты для общества и государства стали исключительно значимыми в последнее десятилетие. Проблема семьи с низким социа...

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций» консультация

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружа...

Цель: просвещение родителей по вопросам безопасного поведения детей в различных жизненных ситуациях и формирование у них чувства ответственности за безопасность своих детей. Задачи: обозначить родителям возможные опасности ребенка дошкольного возраста

Родительское собрание - это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме. Однако на сегодняшний день смысл таких собраний сводится лишь к решению организационных воп...