«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций»
консультация

Елена Николаевна Еремченко

Рассмотрим, что такое социальный интеллект, что он в себя включает, его компоненты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

Тема педсовета

«Развитие социального интеллекта»

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций»

                                             

 

Подготовила воспитатель:

Ерёмченко Е.Н.

г.Москва, г.о.Троицк

 25.02.2021г.

Период дошкольного детства является очень важным этапом, ибо в этот период ребёнок начинает вхождение в человеческое сообщество, закладываются основы отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы жизни. Они могут играть положительную роль в социальном и эмоционально-личностном развитии ребёнка, но могут иметь и отрицательные последствия. Для полноценной социализации ребёнку необходимо научиться налаживать взаимоотношения с окружающими.

Понятие социальный интеллект был введён в психологию Эдвардом Ли Торндайком в 1920 году.

Под социальным интеллектом понимается способность:

  • ориентироваться в социальных отношениях, формировать социальный образ себя и систему   жизненных координат под влиянием социальных и нравственных установок;
  • понимать действия другого человека и группы людей в контексте общего поля взаимодействия и быть достаточно гибким, чтобы обеспечить эффективность как совместно-распределённой, так и совместно-раздельной деятельности;
  • корректировать восприятие себя и других людей в ситуациях морального выбора;
  • проявлять своё отношение к происходящему с помощью социальных действий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации и социализации, проявление социальной позиции и изменения стратегии поведения или принятие ответственности за её изменение.

Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющая успешность социального   воздействия.

Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

В 2года дети приобретают способность планировать события реальной жизни.

В 3-4 года появляются первые формы социального интеллекта.

В 4 года дети начинают понимать поведение других людей.

В 5 лет понимают, что люди могут обманываться сами.

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития-влияние на партнёра, умение вводить в заблуждение для того, чтобы использовать скрытые возможности коммуникации. К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети вполне овладевают социальной функцией речи. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, их роли, хорошо понимают слова, тон, которыми они произносятся, форма общения зависит от отношений, которые сложились между беседующими людьми. Дети достаточно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к ролям.

Компоненты развития социального интеллекта в дошкольном возрасте:

1.   Я И МОЁ ИМЯ (познание себя как личности, своей   индивидуальности)

Игры: «Моё имя», «Назови себя», «Кто я?», «Рисуем себя»» и др. Ребята нарисовали себя, мы играли в игру «Назови себя» (я предлагала каждому ребёнку назвать свое имя так, как ему больше нравится, как дома его называют мама, бабушка, как ему бы хотелось, чтобы его называли в группе.

2.    Я И МОЯ СЕМЬЯ (приобщение себя к кругу семьи)

Игры: «Домашний фотоальбом», «Дочки-матери», «Семья», «Рисунок семьи», и др.,

Игра, которую я предложила ребятам называется «Старенькая бабушка». Эта игра учит детей к проявлению сопереживания и сострадания. Бабушки у нас очень старенькие, болеют, их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перейти через улицу с очень оживленным движением. Внук и внучка должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина. Показать доктору и привести по той же дороге домой. Несколько детей играют роль машин и «ездят» туда-сюда по улице. Пешеходный переход я сделала из нарезанных белых полос. Роль светофора играли дети. Мы повторили с детьми правила дорожного движения, где нужно переходить дорогу, и на какой сигнал светофора. Ребята отвели одну бабушку к окулисту, он выписал ей очки, а другую к травматологу, который оказал ей необходимую помощь. Обратно ребята шли той же дорогой и благополучно вернулись домой.

3.    Я И МОИ ДРУЗЬЯ (общение со сверстниками)

Игры: «Спина к спине», «Собака—поводырь», рисунок «Мои друзья», беседы о вежливых словах и т.д. В игре «Волшебные очки», дети не только общаются друг с другом, но и учатся видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей. Я торжественно объявила, что у меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть всё хорошее, что есть в человеке, даже то, что он иногда прячет от всех. «Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные!». Подходя к каждому ребёнку называла какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то хороший помощник и т.д.).А затем предложила детям  примерять очки и посмотреть на других, постараться увидеть как можно больше хорошего в каждом ,может быть даже то, чего раньше не замечал. Дети по очереди надевали волшебные очки и называли достоинства своих товарищей.

4.  Я И МОЁ ПОВЕДЕНИЕ (взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Игры: «Разыгрывание ситуаций», «Превращения», «Как правильно дружить». Обыгрывание ситуации «Заяц и Ёжик на качелях». Беседа с постановкой проблемной задачи. Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ёжик и Заяц. Как им помочь не поссориться? На роли Ёжика и Зайца выбрала двух детей, выдала маски и предложила изобразить данную ситуацию.

«Жили-были два друга-Заяц и Ёжик. Как-то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели, и прибежали оба к качелям.

Заяц: «Я первый!»

Ёжик: «Нет. Я». (стали толкать друг друга).

Заяц обиделся: «Значит, Ёжик я с тобой больше дружить не буду» (насупились друг на друга).

Не уступают друг другу друзья.

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения.

Вопросы к детям:

1.Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели)

2.Как вы считаете, стоит ли из-этого ссориться друзьям?  (Нет)

3.Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей)

А теперь давайте ещё раз посмотрим, как Заяц и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.

Жили-были два друга- Заяц и Ёжик (входят, держась за руки). Как-то они пошли на прогулку и на поляне увидели качели и прибежали оба к качелям.

Заяц: «Покачаю тебя. Потом ты меня покачаешь. Мы ведь с тобою Ёжик, друзья?».

И так что нужно сделать, чтобы не ссориться?

Дети (Нужно уметь договариваться).

5.   Я И ОБЩЕСТВО (правила поведения)

Поведение в автобусе, театре, магазине, отношение к старшим и т. д.

Обыгрывание ситуаций в автобусе.

 

При формировании социального интеллекта обязательным условием является работа с родителями, так как условия, в которых воспитывается ребёнок, требования, которые к нему предъявляются, поведение родителей в различных ситуациях будет основополагающим.

Часто бывает, что родители не знают, как поступить в той или иной ситуации. Что вызывает гнев на свою беспомощность и как следствие агрессивное поведение или попустительское поведение в отношении ребёнка.

Поэтому необходимо рассказывать родителям о тех ситуациях, которые произошли в группе и пути выхода из ситуации. Рассказывать как об отрицательных моментах, так и о положительных. Выслушивать мнение родителей.

Размещать информацию в родительских уголках, памятки, буклеты, проводить беседы и т. д.

Вывод: вопрос формирования социального интеллекта у детей дошкольного возраста — это важный этап в развитии личности ребёнка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Практическая часть.

1. Разбор ситуаций (работа в парах)

  • Ребёнок ударил другого ребёнка.
  • Ребёнок не называет другого ребёнка по имени, только мальчик.
  • Дети дерутся из-за одной игрушки.
  • Ребёнок кричит на другого ребёнка и обзывает его.
  • Дети не разговаривают друг с другом.
  • Ребёнок сломал постройку другого ребёнка.

Задание: предположить действия воспитателя, выход из ситуации.

2. Проигрывание обучающих игр.

Материал: У каждого участника свой листок бумаги и один набор карандашей на всех. Песочные часы.

Задание: Нарисовать, что и как захотите, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (3 минуты по песочным часам). Рисовать нужно по очереди.

Но необходимо соблюдать следующие правила:

  • не трогать листок бумаги, который лежит перед тобой,
  • не брать раньше времени карандаши,
  • не мешать тем, кто рисует, не торопить их и не давать советы,
  • начать рисовать сразу, как только подойдёт очередь,
  • закончить рисунок сразу, как только закончится песок в часах.

Обсудить рисунки и, если необходимо, продолжить рисование.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций» г.Троицк 25.02.2021 г. Воспитатель: Ерёмченко Е.Н

Слайд 2

Период дошкольного детства является очень важным э тапом, ибо в этот период ребёнок начинает вхождение в человеческое сообщество, закладываются основы отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям , приобретается опыт социальных отношений , который будет корректироваться во все последующие этапы жизни. Они могут играть положительную роль в социальном и эмоционально-личностном развитии ребёнка, но могут иметь и отрицательные последствия. Для полноценной социализации ребёнку необходимо научиться налаживать взаимоотношения с окружающими .

Слайд 3

Понятие социальный интеллект был введён в психологию Эдвардом Ли Торндайком в 1920 году. Под социальным интеллектом понимается способность : - ориентироваться в социальных отношениях, формировать социальный образ себя и систему жизненных координат под влиянием социальных и нравственных установок; - понимать действия другого человека и группы людей в контексте общего поля взаимодействия и быть достаточно гибким, чтобы обеспечить эффективность как совместно-распределённой, так и совместно-раздельной деятельности; - корректировать восприятие себя и других людей в ситуациях морального выбора; - проявлять своё отношение к происходящему с помощью социальных действий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации и социализации, проявление социальной позиции и изменения стратегии поведения или принятие ответственности за её изменение.

Слайд 4

Социальный интеллект- это совокупность способностей, определяющая успешность социального воздействия. Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации. В 2года дети приобретают способность планировать события реальной жизни. В 3-4 года появляются первые формы социального интеллекта. В 4 года дети начинают понимать поведение других людей. В 5 лет понимают, что люди могут обманываться сами. В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития-влияние на партнёра, умение вводить в заблуждение для того, чтобы использовать скрытые возможности коммуникации. К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет. Параметры развития взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками, игровое взаимодействие, общение и совместная деятельность детей на занятии предложены в ПАМЯТКЕ.

Слайд 5

Компоненты развития социального интеллекта в дошкольном возрасте: Я И МОЁ ИМЯ (познание себя как личности, своей индивидуальности) 2 . Я И МОЯ СЕМЬЯ (приобщение себя к кругу семьи) 3. Я И МОИ ДРУЗЬЯ (общение со сверстниками) 4. Я И МОЁ ПОВЕДЕНИЕ (взаимодействие со взрослыми и сверстниками) 5. Я И ОБЩЕСТВО (правила поведения)

Слайд 6

При формировании социального интеллекта обязательным условием является работа с родителями, так как условия, в которых воспитывается ребёнок, требования которые к нему предъявляются, поведение родителей в различных ситуациях будет основопологающим . Часто бывает, что родители не знают, как поступить в той или иной ситуации.Что вызывает гнев на свою беспомощность и как следствие агрессивное или попустительское поведение в отношении ребёнка. Поэтому необходимо рассказывать родителям о тех ситуациях, которые произошли в группе и пути выхода из ситуации. Рассказывать как об отрицательных моментах, так и положительных. Выслушивать мнение родителей.

Слайд 7

ВЫВОД : вопрос формирования социального интеллекта у детей дошкольного возраста это важный этап в развитии личности ребёнка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста»

Социальный интелект - это интелект идивида, формирующийся в ходе его социлизации, под воздействием условий определенной социальной среды.Мехонизмом формирования личности выступает процесс социлизации....

"Условия развития социального интеллекта у детей дошкольного возраста"

В статье рассматривается значимость условий, способствующих становлению и развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе».

Статья "Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе "...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через совместную деятельность с педагогом»

В настоящее время очень большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей – существует множество программ раннего обучения, овладение счетом, чтением, английским с ранних лет. Но, давн...

Методическая разработка "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями изобразительного искусства"

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме формирования эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  посредством знакомства с произведениями искусств...

«Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций» консультация

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружа...