Роль наблюдений в развитии мышления и восприятия окружающего мира дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Тумко Валентина Анатольевна

В статье предложены способы  применения  метода наблюдения за окружающим миром  для полноценного  и разностороннего развития  дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль  наблюдений в развитии мышления и восприятия окружающего мира  дошкольников.

«Если мы упустим воспитание внешних чувств,

всякое дальнейшее

сравнить воспитание станет вялым, сбивчивым, недостаточным ,а это уже невозможно исправить.»                                             Иоган Генрих Песталоцци.

Мы знаем ,что наблюдение – это восприятие  явлений и природных объектов. Восприятие происходит при помощи всех анализаторов: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Установление качеств и свойств; строение предметов; сезонные изменения; жизнь животных и развитие растений - все это является целью наблюдения в построении воспитательного процесса в ДОУ.

Для правильного построения образовательного и воспитательного процесса современному педагогу необходимо  хорошо знать  и уметь применять на практике метод наблюдения.

При построении работы используются следующие виды наблюдений:

-распознающего характера,                                                                                                      -изменение и преобразование объектов,                                                                                 --репродуктивного характера.

Структура и содержание наблюдения:

Начало наблюдения.                                                                                                    Цель: концентрация внимания детей.

Основная часть.

Цель: обеспечение самостоятельного получения сенсорной информации, реализация запланированного.

Завершение наблюдения.

Цель: обобщение полученных знаний, подведение итога.                                                             В детском саду для проведения наблюдения  очень часто используется прогулка. Во время проведения прогулки обращается внимание детей на внешний вид  цветов и травы , листочков на дереве;  происходит знакомство с насекомыми, птицами ;проводятся игры  с использованием листьев, воды, веточек, песка, мелких камешков.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей.

Умственное развитие и всматривание в окружающий мир воспитанников происходит в основном в игре, в занятиях, где он подражает старшим, в постепенном пробуждении внешних чувств, во внимании к окружающей среде.

И.Г. Песталоцци  в «Фрагменте об основах образования» говорил :  «Если мы упустим воспитание внешних чувств-всякое дальнейшее воспитание станет вялым ,сбивчивым , недостаточным, а это уже невозможно исправить.»

В работе с дошкольниками можно использовать следующие виды и способы наблюдений:

1.Набрать разные предметы: монету, железный гвоздь, кусочек стекла, камушек. Предложить эти предметы.                                                                                Вопросы:  Чем эти предметы похожи, а  чем нет? Назови отличия.

2.Сорвать на проулке листики с разных деревьев и разложить с детьми между книжных страниц. Через неделю можно будет расклеить свой гербарий в альбоме. Воспитатель подписывает название деревьев, с которых сорваны листки. Вопросы: Как изменились листья? Остались ли они живыми?

3.Приготовить сухой песок и маленький картонный ящик. Приготовить   букетик цветов. Придерживая букетик снизу, посыпать его сухим песком до тех пор, пока букетик не будет засыпан полностью. Поставить ящик на солнечную сторону окна и ждать ,пока цветы не засохнут. Если осторожно высыпать песок, можно получить сухой  букет.                                                                                                Вопросы: Цветы завяли или высохли? Почему букет остался целым?

4.На прогулке необходимо познакомить со сторонами света. Для этой цели нужно воткнуть в землю небольшой шест и наблюдать за движением тени в ясную погоду. Обратить внимание детей на то, что утром солнышко встаёт на востоке, значит, тень от шеста падает на запад. Наблюдая тень в полдень, нужно объяснить ,где север, а где юг.

Вопросы: Как  движется солнце? (повторяя  на прогулке это наблюдение, дети быстро запомнят , откуда солнышко встает и куда садится)

5.Научить детей сеять семена и наблюдать за их развитием. Можно набить землей под чешуйки две или три большие шишки и посеять в них семена травы. Так же использовать можно обычную губку, предварительно смочив ее. Поставить все на солнечную сторону на подоконник. Каждый день дети помогают опрыскивать водой семена. Через три дня появятся первые ростки.

Вопрос: Что необходимо для роста (проращивания) семян?

6.Провести эксперимент по оживлению растения. Опустить увядающий цветок в очень теплую (горячую) воду на треть его стебля. По мере остывания воды цветок оживает. После этого надо отрезать кончик стебля и поставить оживший цветок в холодную чистую воду.

Вопрос: Что происходило с цветком?

7.Наблюдаем за птицами. Во время прогулки обращаем внимание, какие именно  птицы активны и веселы, чем они  заняты. Пополняем кормушки  зерном и крошками.

Вопросы: Почему в кормушках остается корма больше летом, чем зимой? Перечислите, какие птицы вам встречались  летом. Как вы считаете, какие из них останутся зимовать?

8.Знакомимся со свойствами  песка : каким  бывает песок после дождя, а каким в сухую солнечную погоду.

Строим из песка пирамиды и фигуры. Наберём песок в детское ситечко и польем водой.

Вопросы: Получаются ли фигурки из сухого песка? А из мокрого? Задерживается ли вода в песке? Может ли песок раствориться в воде?

9.Наблюдаем за насекомыми: бабочками, муравьями , стрекозами, жуками.                 Сравниваем их внешний вид: в чем схожесть и в чем отличия.                                                            Вопросы: Сколько крыльев у бабочки?  Сколько ножек у муравья? Чем похожа стрекоза на бабочку, а чем отличается?                                                           Сравниваем их образ жизни: кто что делает, как себя ведет.                                                              Вопросы: Куда любят садиться бабочки? Как вы думаете, чем они питаются? Умеет ли муравей летать?

10 Выращивание растений на подоконнике. В стаканы с водой поставить  две больших луковицы. Наблюдать, как удлиняются корешки у луковицы в воде и появляются луковые перья на самом луке. Одну из луковиц пересадить в горшок с  землей. На одной из луковиц несколько перьев обернуть фольгой. Через неделю её снять.                                                                                                               Вопросы: Что нужно для роста луковицы? (вода, воздух, солнышко, почва) Почему несколько перьев лука не позеленели? (они были закрыты от солнечных лучей).                                                                  Задавая вопросы детям, важно обращать внимание на то, насколько правильно мы спрашиваем. Например, Кто это? Какой он? Живой или неживой? Что делает? Это помогает научить  детей отличать  живое  от не живого.

Очень важно,  что бы в работе воспитателя прослеживались контакт и помощь родителей при подготовке и проведении метода наблюдений в группе.                                          Вспомним биографию известного детского писателя и художника Е.И. Чарушина:  «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - все это я с детства  полюбил  и пережил. Моя мама  научила меня  с какой-то другой стороны смотреть  и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию. Она, моя мать, научила меня удивляться силе и чуду произрастания».                                                                                                                    В работе родителями следует акцентировать внимание взрослых на то , что основное воспитание ребёнок получает в семье, опираясь на пример близких людей и копируя их поведение. Очень важно, что бы родители понимали значение наблюдения в жизни ребенка. Для этого необходимо проводить целенаправленные консультации с родителями на темы: «Наблюдение, как основное средство познания природы», «Практические советы по выращиванию растений на подоконнике и наблюдения за ними», «Прогулка, как средство познания», «Активное использование речи при восприятии новых наблюдений», «Знакомство с животными».                                                      Используя метод наблюдения, педагог разъясняет детям, в чем ценность природы: в среде обитания; практическом использовании; оздоровительно - гигиеническом использовании; познавательном; эстетическом; значении природы для людей.                                                                                                        Соприкасаясь с природой впервые, ребенок чувствует острее, воспринимает явления природы ярче, эмоциональнее,  чем взрослый человек. Он с огромным интересом смотрит на окружающий мир, но видит не все, иногда не замечает главного.                                                                                                                             М. М. Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были».                                            Задача педагога – помочь открыть этот мир для ребенка, привить любовь к природе, а значит - и к Родине.

Литература:

  1. «Книга для матерей»,  «Лингард и Гертруда» И.Г.Песталоцци. 1803г.
  2. Пришвин М.М.  «Календарь природы».
  3. Елизавета  Водовозова  «Умственное развитие детей» 1871г.
  4. И.Г. Песталоцци   «Фрагмент об основах образования» .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра....

Презентация проекта по развитию и формированию восприятия окружающего мира "СНЕЖИНКА"

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы

laquo;Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, ко...

Отчет по теме самообразования "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками"

Отчет "Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками" оформлен в виде проекта, где четко описаны этапы и план работы по самообразованию, указана актуальность выбранной ...