Педагогический проект "Сказка как средство воспитания младшего дошкольника".
проект (младшая группа) на тему
В моем проекте раскрыта тема использования сказок в обучении и воспитании подрастающего поколения,т.к. сказка является одним из важнейших социально- педагогических средств формирования личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сказка как средство воспитания младшего дошкольника | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
« Сказка, — писал Сухомлинский В. А., — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру дошкольника».
Педагогический проект в младшей группе «А»
«Сказка как средство воспитания младшего дошкольника»
Подготовила воспитатель: Тумко В. А.
Проблема:
Народная сказка - неразрывная часть фольклора. Она является предметом научных исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В работе многих педагогов народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания детей. Использование сказок в формировании личности дошкольников успешно применяется в практике работы многих образовательных учреждений. Вместе с тем, в педагогической науке остается недостаточно раскрытой проблема формирования основ нравственных представлений у младших дошкольников посредством народных сказок, не отображено его содержание и не выявлены педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.
Таким образом, имеет место противоречие между требованием формирования основ нравственных представлений у младших дошкольников посредством сказок и недостаточной разработанностью этого вопроса.
Актуальность проекта:
Сказка - это сегодня, пожалуй, одно из немногих оставшихся средств, создающее благоприятные условия для общения взрослых и детей. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства, она помогает возродить духовный опыт нашей культуры, традиции нашего народа - она учит добру, справедливости, честности. Сказка является одним из элементов культуры и, прежде всего, ее эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях, и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности.
Цели:
1.Обобщить знания детей о прочитанных сказках. 2.Прививать любовь к русским народным сказкам. 3. Определить роль и значение жанра сказок в воспитании младшего школьника. 4.Раскрыть понятие сказки и показать ее использование в воспитании детей.
Задачи: 1.Развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности у детей. 2.Учить делать выводы . 3.Закрепить умение показывать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности. 4.Формировать потребность в чтении русских народных сказок. 5.Воспитывать чуткость, доброту, умение сопереживать.
Вид проекта: групповой, игровой, среднесрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: две недели.
Прогнозируемый результат:
1. Получение знаний о сказках.
2. Формирование у детей понимания добра и зла в сказках.
3. Создание необходимых условий для ознакомления детей со сказкой в ДОУ (обогащение предметно-развивающей среды)
4. Стремление и желание детей к изучению народного творчества. 5.Формирование устойчивого интереса к чтению русских народных сказок.
6.Заинтересованность родителей в реализации проекта.
Предварительная работа.
1. Чтение сказок, рассматривание иллюстраций.
2. Драматизация сказок.
3.Рисование на тему: «Моя любимая сказка».
4. Лепка сказочных героев.
5.Совместная работа родителей и ребенка «Наша сказка самая лучшая».
6. Обустройство театрально – музыкально среды по теме «Путешествие в мир сказки».
7.Папка – раздвижка для родителей «Читайте детям сказки»
8. Статьи-консультации в уголке родителей «Роль сказок в воспитании детей».
Основной раздел программы: познавательное развитие( ознакомление с окружающим миром).
Деятельность в рамках проекта.
Подготовительный этап:
1.Формулирование проблемы.
2.Определение актуальности, цели и задач.
3.Подбор методической и художественной литературы.
4.Подготовка бесед по данному возрасту.
5.Подготовка и разработка игр и игровых ситуаций по теме.
Основной этап:
1.Организация предметно-развивающей среды.
2.Проведение ситуативных игр-инсценировок на тему прочитанных сказок в группе и на прогулке.
3.Индивидуальная работа с детьми(алгоритм психокоррекционной сказки).
5.Чтение художественной литературы.
6.Беседы.
7.Продуктивная деятельность детей совместно с воспитателем(рисунки).
8. Продуктивная деятельность родителей (рисование любимых сказочных персонажей)
Заключительный этап:
1. Оформление выставки аппликаций по сказке «Заюшкина избушка».
2. Выставка поделок из соленого теста по сказке «Колобок».
3. Выставка рисунков детей, нарисованных совместно с родителями на тему «Мультяшные герои в сказках».
План реализации проекта | |||
Дни проектной деят- ти | Мероприятия | Цели | Образовательные области |
1.Понед. 06.02.17г. | Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», разгадывание загадок. | 1. Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев). 2. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог. 3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству. | Познавательное развитие Речевое развитие |
2.Вторн. 07.02.17г. | Лепка из соленого теста по сказке «Колобок». | 1.Учить передавать образ репки, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму; учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы; 2.Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. 3. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие |
3.Среда 08.02.17г. | Чтение сказки: «Волк и семеро козлят». | 1.Развивать речь, мышление. 2.Учить прослеживать порядок событий по сюжету сказки. 3.Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один. | Речевое развитие |
4.Четверг 09.02.17г. | Настольная игра «Сложи сказку» по сказке «Репка». | 1.Закреплять создание образов сказочных героев в технике сложения из кусочков в одно целое. 2. Обогащать малышей яркими эмоциональными впечатлениями. | Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие |
5.Пятница 10.02.17г. | Игра- инсценировка по сказке «Теремок». Используется алгоритм психокоррекционной сказки: - подбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру; - описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью; - герой «помещается» в проблемную ситуацию, переживаемую ребенком; - герой начинает искать выход из создавшегося положения. | 1.Учить входить в воображаемую ситуацию. 2.Развивать речь и двигательную активность детей. 3.Формировать у детей интерес к театрализации. | Речевое развитие Физическое развитие |
6.Понед. 13.02.17г. | Чтение сказки «Заюшкина избушка». | 1.Формировать интерес к чтению художественной литературы. 2.Учить детей эмоционально слушать сказку. 3.Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, объяснить значение слов: (ледяная, лубяная). | Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие |
7.Вторник 14.02.17г. | Изготовление аппликаций по сказке «Заюшкина избушка». | 1.Развивать ориентировку в пространстве, умение правильно располагать изображение на листе бумаги. 2. Закреплять умение предварительно выкладывать изображение дома, а затем последовательно и аккуратно наклеивать детали аппликации. | Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
8.Среда 15.02.17г. | Игра-инсценировка по теме «Репка». (Пальчиковый театр). | 1.Побуждать к диалогической речи посредством совместных игр-инсценировок. 2.Побуждать к самостоятельному выбору игрового материала. 3.Развивать интерес к совместной игре. | Социально-коммуникативное. Познавательное. Речевое развитие. |
9.Четверг 16.02.17г. | Просмотр мультфильмов на тему русских народных сказок. | 1.Учить детей узнавать сказку по по отрывку ,по названию.(т. е. по характерным признакам и действиям героев). 2. Развивать речевую активность детей, побуждать их обсуждать действия героев сказки. 3. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству. | |
10.Пятница 17.02.17г. | Беседа «Угадай героя сказки». Прослушивание песен из мультфильма «Маша и Медведь». | Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции. |
Оборудование:
1.Иллюстрации по сказкам «Репка», «Теремок», «Маша и Медведь», «Гуси – лебеди»,« Заюшкина избушка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
2.Стеки.
3.Картон.
4.Соленое тесто.
5. Атрибуты: шапочки героев сказки: мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя (родители взрослые животные, дети – детеныши).
6.Теремок из картона.
7. Картинки с изображением лиса, заяц, петух; квадратные листы бумаги (любого мягкого тона), бумажные разноцветные заготовки: прямоугольники 10х12 см, квадраты 4х4 см, треугольники с боковой стороной 8 см, клеёнки, салфетки, клей-карандаш, подносы, образец готовой аппликации, магнитные геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольники).
8.Подбор фонотеки из мультфильма «Маша и медведь».
9.Сказки « Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь», «Репка», «Гуси- лебеди», «Волк и семеро козлят».
Литература: 1.Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.
2.Главы из книги «Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку» ОриентМикс.
3. Лабиринт души: Терапевтические сказки". Под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Сказка - как средство экономического воспитания дошкольников. «Королева Экономика»
Цель: развитие познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению....
Сказка, как средство воспитания ребенка дошкольника.
Сказка, как средство воспитания ребёнка-дошкольника.Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были ум...
«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...
Презентация проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников»
В презентации сформированы: проблема, цель, задачи проекта «Сказка как средство воспитания трудолюбия у старших дошкольников». Представлены:ожидаемый результат, формы реализации проек...
Педагогический проект «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Сказка – великая духовная культура народа,которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.Алексей Николаевич Толстой...
Позновательно-исследовательский проект "Сказка, как средство воспитания нравственных качеств у дошкольников"
В 21 веке дети дошкольного возраста все реже уделяют время рассматриванию в книгах картинок и слушанию добрых сказок и рассказов. Это связано с тем, что дети отдают предпочтение смарт-телефонам,...
Консультация "Игра как средство воспитания младших дошкольников"
Игра является важным видом деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому особое внимание воспитатели заостряют именно на игровой деятельности дошкольников....
- Мне нравится (1)