Программа преемственности.
материал (подготовительная группа) на тему

Канаева Ольга Олеговна

Программа по преемственности детского сада и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_preemstvennosti.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления программы:

 1.      Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

 2.      Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.

 3.      Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

 

Пояснительная записка

 

  1. актуальность проблемы преемственности
  2. важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу
  3. подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем
  4. значение преемственности между детским садом и школой.

  1. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

 В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, для решения проблемы преемственности   составлена  данная  программа сотрудничества начальной школы и детского сада,  отражающая  эту связь, согласованность и перспективность.

Цель и задачи программы.

       Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

  • установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработать общие цели, воспитательные задачи и  пути достижения намеченных результатов;
  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать родиелям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

  Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

•        приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;

•  обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

 •   развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;

 •  формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность детей в различных видах деятельности;

 •      развитие компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

 В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

 В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

      Принцип развития.

      Принцип гуманитаризации.

      Принцип целостности.

      Принцип культуросообразности.

      Принцип содержания образования.

 

Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

 

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

 На ступени начальной школы:

  -опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

 -направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

 -сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

 

Общие условия:

 –        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  –        создание преемственной  предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

 –        учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

  –        воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

 –        создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

  –        разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

 –        осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

 –        доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности

                Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

 Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

    1. Работа с детьми:

 •      экскурсии в школу;

 •      посещение школьного музея, библиотеки;

 •   знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

 •    участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

 •     выставки рисунков и поделок;

 •   встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

 •  совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

 •    участие в театрализованной деятельности;

 •    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)

   2. Взаимодействие педагогов:

 •     совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

 •      семинары, мастер- классы;

 •      круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

 •      психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

 •      проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

 •      взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

 •      открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

 •      педагогические и психологические наблюдения.

 

 Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

    3. Сотрудничество с родителями:

 •     совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

 •     круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

 •     родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

 •     консультации с педагогами ДОУ и школы;

 •      встречи родителей с будущими учителями;

 •      дни открытых дверей;

 •      творческие мастерские;

 •  анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

 •     образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

 •     семейные вечера,  тематические досуги;

 •  визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

 •    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

       

Ожидаемые результаты.

        Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной  предметно-развивающей образовательной среды:

-  обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

-  гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

-  комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

 План  работы

Содержание  мероприятий

Сроки

1

Проведение совместных заседаний методического объединения учителей начальных классов школы и воспитателей ДОУ.  

Задачи

1.  Познакомить  воспитателей  детских  садов  с  методами  и  приемами,  применяемыми  на  различных  уроках  учителями  начальной  школы в рамках требований ФГОС НОО.

2.  Познакомить  учителей  с  методами  и  приемами,  применяемыми  на  занятиях  в  детских  садах.

3.  Определить  возможное  адаптированное  применение  «школьных»  методов  и  приемов  на  занятиях  в  детском  саду.

4.  Выявить  возможные  ошибки  при  обучении  и  воспитании  первоклассников.

1 раз в четверть

(по плану МО)

2

Методические  совещания  педагогов  и  специалистов  школы  и  ДОУ  по  вопросам  подготовки  дошкольников  к  обучению  в  школе:

Вопросы  для  обсуждения:

а)  Изучение  и  анализ  образовательных  программ  начальной  школы и  д/с в рамках требования новых федеральных стандартов, нормативно – правовых  документов,  регламентирующих  взаимодействие  учреждений  дошкольного  и  начального  образования.

б)  Выработка  единых  требований  в  аспекте  преемственности  форм  и  методов  обучения, темпа, объема  и  уровня  изложения  предметного  материала.

в)  Обеспечение  преемственности  в  проведении  мероприятий  по  охране  и  укреплению  здоровья  воспитанников  ДОУ  и  детей  младшего  школьного  возраста

г)  Осуществление  преемственности  в  работе  ДОУ  и  школы  по  духовному  и  общекультурному  воспитанию  детей

д)  О  степени  готовности  выпускников  ДОУ  к  обучению  в  школе.  

Октябрь  

Декабрь

Февраль  

 

 

март

Май

3

Классно-обобщающий контроль по изучению процесса социально-психологической адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни

Сентябрь -октябрь

4

Посещение воспитателями ДОУ  открытых уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе.

5

Посещение учителями  школы открытых     занятий   в  детском  саду   с  целью  знакомства  с  уровнем  образовательной  подготовки  воспитанников  ДОУ

Занятия:

  •  по развитию речи
  • по формированию  элементарных  математических  представлений
  • по физическому  воспитанию

Январь, март

6

Совместная работа  учителей-логопедов школы и ДОУ по проблеме «Роль учителя-логопеда в подготовке ребёнка к школе»

В течение учебного года

7

Проведение  совместного  тематического заседания педагогического совета в  школа-ДОУ по проблеме «Обеспечение преемственности детского сада и школы в условиях внедрения ФГОС»

март

8

Организационно – методическая  работа  по  предшкольной  подготовке  будущих  первоклассников (определение  направлений  образовательной  деятельности  будущих  первоклассников, подготовка  учебно – методической  документации,  составление  графика  работы).

Январь-май

10

Анализ  работы  по  осуществлению преемственности  

Май  

1

Родительская  конференция  « »

Задачи:

  1. Ознакомить родителей будущих первоклассников с  помощью  компьютерной  техники с традициями и инновациями   школы.
  2. Обозначить  для  родителей  будущих  первоклассников  программные  требования  для  выпускника  ДОУ.
  3. Довести  до  сведения  каждого  родителя  основные  отличия  программ,  учебных  пособий,  планируемых  на  будущий  учебный  год  в  школе.
  4. Определить  показатели  физического  и  нервно – психического  состояния  здоровья  будущего  первоклассника.

 Февраль  

2

Тематические  консультации  педагогов и специалистов  школы  для  родителей  будущих  первоклассников:

  • «Задачи  детского  сада  и  семьи  по  подготовке  детей  к  школе в современных условиях»;
  •  «Подготовка  дошкольников  к  овладению  письмом  и чтением»;
  • «Речевая  готовность  дошкольников  к  обучению  в  школе»

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

3

День  открытых  дверей  «В первый класс – без проблем!»  для  будущих  первоклассников,  их  родителей  и  воспитателей  с  целью  знакомства  с  традициями, образовательными  возможностями  и  перспективами  развития  

4

Организационное собрание для родителей будущих первоклассников с участием представителей администрации и специалистов школы.

1

Развлекательно – игровая  программа  «Мы  теперь  не  просто  дети – мы  теперь  ученики»,  подготовленная  силами  первоклассников  для  выпускников  ДОУ  о  школе  и  школьных  принадлежностях.

2

«В гости  к  первоклассникам»  (посещение  воспитанниками  ДОУ  открытого  урока  в  первом  классе)

3

Проведение  совместного  спортивного  праздника  «Веселые  старты»  с  выпускниками  детского  сада  и  первоклассниками.

Февраль

4

Организация  занятий  с  детьми  шестилетнего  возраста  в  «Дошколенок»

5

Объединенная  выставка  творческих  работ  воспитанников  ДОУ  и  учащихся  начальной школы  

В течении всего года

7

Экскурсии  выпускников  детских  садов  в  школу. Создание проекта для будущих школьников «Мы исследуем школу»

Задачи:

  1. Познакомить  воспитанников  ДОУ  со  зданием  школы,  учебными  классами,  физкультурным и  тренажерным  залами,  библиотекой.
  2. Создать  для  будущих  первоклассников  условия  возникновения  желания  учиться  в  школе.

В течении года

8

Праздник  «До  свидания,  детский  сад!»

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа преемственности ДОУ 8 и СОШ 7

Цели:Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.Соз...

Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой

Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...

Программа преемственности ДОУ и школы

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности само...

Программа преемственности дошкольной и начальной ступени образования

Программа преемственности  дошкольной и начальной ступени образования на 2015-2016 учебный год...

Программа преемственности между школой и дошкольными группами

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие един...

Комплексная диагностика в подготовительной группе по программе "Преемственность" Н. А. ФЕДОСОВОЙ

Диагностика образовательной и познавательной деятельности, с целью выявления уровня овладения каждым ребенком необходимыми знаниями, навыками и умениями....