Программа преемственности.
материал (подготовительная группа) на тему
Программа по преемственности детского сада и школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preemstvennosti.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления программы:
1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образованияи психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Пояснительная записка
- актуальность проблемы преемственности
- важность периода развития ребенка от рождения до поступления в школу
- подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем
- значение преемственности между детским садом и школой.
- Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход?
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, для решения проблемы преемственности составлена данная программа сотрудничества начальной школы и детского сада, отражающая эту связь, согласованность и перспективность.
Цель и задачи программы.
Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
- установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов;
- создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказывать родиелям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
• приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
• формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Принцип развития.
Принцип гуманитаризации.
Принцип целостности.
Принцип культуросообразности.
Принцип содержания образования.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
– создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
– учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
– воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
– создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
– разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
– доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы)
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
• семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ожидаемые результаты.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
План работы
№ | Содержание мероприятий | Сроки |
1 | Проведение совместных заседаний методического объединения учителей начальных классов школы и воспитателей ДОУ. Задачи 1. Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы в рамках требований ФГОС НОО. 2. Познакомить учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в детских садах. 3. Определить возможное адаптированное применение «школьных» методов и приемов на занятиях в детском саду. 4. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников. | 1 раз в четверть (по плану МО) |
2 | Методические совещания педагогов и специалистов школы и ДОУ по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе: Вопросы для обсуждения: а) Изучение и анализ образовательных программ начальной школы и д/с в рамках требования новых федеральных стандартов, нормативно – правовых документов, регламентирующих взаимодействие учреждений дошкольного и начального образования. б) Выработка единых требований в аспекте преемственности форм и методов обучения, темпа, объема и уровня изложения предметного материала. в) Обеспечение преемственности в проведении мероприятий по охране и укреплению здоровья воспитанников ДОУ и детей младшего школьного возраста г) Осуществление преемственности в работе ДОУ и школы по духовному и общекультурному воспитанию детей д) О степени готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. | Октябрь Декабрь Февраль
март Май |
3 | Классно-обобщающий контроль по изучению процесса социально-психологической адаптации первоклассников к новым условиям школьной жизни | Сентябрь -октябрь |
4 | Посещение воспитателями ДОУ открытых уроков в начальных классах с целью знакомства с требованиями к уровню подготовки детей к школе. | |
5 | Посещение учителями школы открытых занятий в детском саду с целью знакомства с уровнем образовательной подготовки воспитанников ДОУ Занятия:
| Январь, март |
6 | Совместная работа учителей-логопедов школы и ДОУ по проблеме «Роль учителя-логопеда в подготовке ребёнка к школе» | В течение учебного года |
7 | Проведение совместного тематического заседания педагогического совета в школа-ДОУ по проблеме «Обеспечение преемственности детского сада и школы в условиях внедрения ФГОС» | март |
8 | Организационно – методическая работа по предшкольной подготовке будущих первоклассников (определение направлений образовательной деятельности будущих первоклассников, подготовка учебно – методической документации, составление графика работы). | Январь-май |
10 | Анализ работы по осуществлению преемственности | Май |
1 | Родительская конференция « » Задачи:
| Февраль |
2 | Тематические консультации педагогов и специалистов школы для родителей будущих первоклассников:
| Октябрь Ноябрь Декабрь Январь |
3 | День открытых дверей «В первый класс – без проблем!» для будущих первоклассников, их родителей и воспитателей с целью знакомства с традициями, образовательными возможностями и перспективами развития | |
4 | Организационное собрание для родителей будущих первоклассников с участием представителей администрации и специалистов школы. | |
1 | Развлекательно – игровая программа «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики», подготовленная силами первоклассников для выпускников ДОУ о школе и школьных принадлежностях. | |
2 | «В гости к первоклассникам» (посещение воспитанниками ДОУ открытого урока в первом классе) | |
3 | Проведение совместного спортивного праздника «Веселые старты» с выпускниками детского сада и первоклассниками. | Февраль |
4 | Организация занятий с детьми шестилетнего возраста в «Дошколенок» | |
5 | Объединенная выставка творческих работ воспитанников ДОУ и учащихся начальной школы | В течении всего года |
7 | Экскурсии выпускников детских садов в школу. Создание проекта для будущих школьников «Мы исследуем школу» Задачи:
| В течении года |
8 | Праздник «До свидания, детский сад!» | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа преемственности ДОУ 8 и СОШ 7
Цели:Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.Обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.Соз...
Конспекты занятий по обучению грамоте к рабочей тетради "От слова к букве" по программе "Преемственность" Н.А.Федосовой
Конспекты разработаны в помощь воспитателям и родителям к рабочей тетради "От слова к букве"...
Программа преемственности ДОУ и школы
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности само...
План взаимодействия детского сада и школы по Программе "Преемственность"
План взаимодействия детского сада и школы....
Программа преемственности дошкольной и начальной ступени образования
Программа преемственности дошкольной и начальной ступени образования на 2015-2016 учебный год...
Программа преемственности между школой и дошкольными группами
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие един...
Комплексная диагностика в подготовительной группе по программе "Преемственность" Н. А. ФЕДОСОВОЙ
Диагностика образовательной и познавательной деятельности, с целью выявления уровня овладения каждым ребенком необходимыми знаниями, навыками и умениями....