Модель сопровождения детей с ОВЗ
консультация на тему
В статье описана модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_soprovozhdeniya_detey_s_ovz.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней
общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»
имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области
– Детский сад «Солнышко» с. Борское
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Новые тенденции в развитии современной системы образования повышают требования к речевому развитию детей, воспитанию осознанного отношения к языку как национально-культурной ценности, овладению его литературными нормами. Неоднократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Хватцев обращали внимание на значимость своевременного развития речи и мышления в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтогенезе. Знания о закономерностях развития речи и особенностях развития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.
Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи одна из важнейших в общей и специальной педагогике.
Схема реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ
Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.
Основными задачами являются:
- своевременное выявление нарушений речи воспитанников;
- определение их уровня и характера;
- устранение нарушений устной речи;
- профилактика возникновения нарушений письменной речи;
- распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.
Характеристика детей с ОНР.
При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").
II уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).
Одновременно намечается различение некоторых грамматических форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет – поют )и относящимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие речи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).
III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения.
2. Основа (предварительная работа) для создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.
- Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по физическому и музыкальному развитию.
- Создан банк данных.
- Изучены потребности родителей
- Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в развитии речи.
3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ
Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно. После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК. Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.
Содержание работы с детьми данной категории определяется:
- примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010
- методическими рекомендациями «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010
Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей, разработаны рекомендации
Алгоритм работы специалистов:
- составление перспективного плана работы
- разработка рекомендаций для всех педагогов, исходя из имеющихся нарушений и заболеваний детей
- работа по индивидуальному плану обследование
Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
- формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.
Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.
Основная цель индивидуального взаимодействия выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов в работе с ребенком с ОВЗ:
Педагог-психолог:
• организует взаимодействие педагогов;
• разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
• проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
• организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
• повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
• проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Взаимодействие с родителями.
Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.
Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.
Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.
Принципы работы:
Добровольность
Компетентность
Соблюдение педагогической этики
Основные направления:
Повышение педагогических знаний
Оказание содействия в социализации ребенка
В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану
Результативность реализации представляемых разработок.
Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:
- Психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.
- Поднимает ребенка на более высокий уровень развития
- Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме
- Обеспечивает подготовку детей к школе
Показатели результативности работы ДОУ:
- Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;
- Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.
- С сентября 2011года в ДОУ открыта вторая диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)
- А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.
Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ
Критерии | Старший дошкольный возраст | |||||||||
начало года | конец года | |||||||||
очень низкий | низкий | средний | выше среднего | высокий | очень низкий | низкий | средний | выше среднего | высокий | |
1. Звукопроизношение % | 5 | 4 | 47 | 28 | 20 | 0 | 0 | 2 | 15 | 89 |
2. Фонематическое восприятие | 2 | 3 | 36 | 35 | 24 | 0 | 0 | 2 | 3 | 95 |
3. Лексико-грамматический строй речи % | 14 | 13 | 68 | 5 | 0 | 0 | 0 | 3 | 26 | 73 |
4. Связная речь % | 24 | 16 | 58 | 2 | 0 | 0 | 0 | 22 | 11 | 67 |
5. Овладение элементами грамоты | 48 | 25 | 23 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 90 |
В развитии детей подготовительных к школе групп отмечается значительная положительная динамика за учебный год, что свидетельствует о достаточной эффективности коррекционно-развивающего процесса, основанного на профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО. На конец года отсутствуют дети с низким уровнем успешности выполнения заданий по различным направлениям обследования. Наибольшее количество детей показали высокий уровень по разделу обследования «Фонематическое восприятие», а также «Звукопроизношение» и «Овладение элементами грамоты». Несмотря на то, что на конец учебного года у детей отмечается достаточно высокая динамика в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, наименьшее количество детей с высоким уровнем развития выявлено по разделу обследования «Связная речь».
2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.
№ п/п | Ф.И.О., должность | Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации | Информация о курсах повышения квалификации | Квалиф. категория | Стаж пед. работы (полных лет) |
1 | Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель | высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г. Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии». Специальность: «Дошкольная педагогика и психология». | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа) 2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа) | Высшая квалификационная категория | 25 |
2 | Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель | Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище, 2002, Квалификация: «Фельдшер» Специальность: «Лечебное дело» НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия» | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа) 2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа) | - | 2 |
3 | Дубасова Наталья Петровна, воспитатель | Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г. Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях» | Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа) | высшая квалификационная категория | 30 |
4 | Попова Ольга Николаевна, воспитатель | Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование» | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования. 2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа) | высшая квалификационная категория | 24 |
5 | Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре | Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж, 1999 г. Специальность: «Дошкольное образование» | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования. 2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа) | высшая квалификационная категория | 24 |
6 | Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог | Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология». | 3 | ||
7 | Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель | Борское медицинское училище, 2005 ГОУ высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2011 Квалификация: «Специалист по социальной работе» Специальность: «Социальная работа» НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия» Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования. 2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа) | 3 | |
8 | Начарова Анна Александровна | Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г. | 1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования. 2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов) 3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО(36 часов) 4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа) | 4 | |
9 | Табакова Елена Вячеславовна | ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование». Квалификация: «Бакалавр», 2015 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание инновационной модели сопровождения детей, не посещающих детский сад и их родителей в условиях социокультурного пространства сельского детского сада.
Проект разработан для детей, которые не посещают детский сад и участвуют в региональном проекте Пермского края "Мамин выбор"...
Оптимальная модель сопровождения одаренных детей в детском саду
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и раз...
«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление раскрывает систему методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспи...
Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ
Каждый ребенок дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...
модель сопровождения одаренных детей
Модель сопровождения одаренных детей...
модель сопровождения одаренных детей
модель сопровождения одаренных детей...
Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...