«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
материал на тему
Выступление раскрывает систему методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ. Выступление было представлено на педагогической студии для старших воспитателей ДОУ на тему "Обновление содержания образовательной деятельсти по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС ДО"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Гадицкая В.Н, старший воспитатель ГБДОУ д/с № 52
Колпинского района Санкт-Петербурга
Обновление содержания образовательной деятельности требует модернизации модели методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС.
Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования
является введение федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Сейчас в идеале хотелось бы организовать работу методической службы в ОУ таким образом, чтобы по сути научно-исследовательская деятельность принималась каждым педагогом лично и воспринималась, как нечто естественное, по сути, как функциональная обязанность. Любой старший воспитатель мечтает, чтобы его коллектив стал «коллективом инновационного типа».
Только грамотное организационно-методическое сопровождение введения и реализации ФГОС технологически обеспечит выход системы образования на новый качественный уровень её функционирования.
Таким образом, внедрение Стандартов актуализирует необходимость модернизации методической службы ДОУ, т.к. именно методическая служба является основным звеном в обеспечении качественного освоения стандартов нового поколения.
Это умозаключение подходит и для нашего нынешнего разговора об обновлении содержания образовательной деятельности в ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
Обновление задач художественно-эстетического развития требует и обновления педмастерства.
Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами педагогической работы обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого педагога. В тоже время методическая работа должна носить опережающий характер и отвечать за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науках.
Методическая работа по художественно-эстетическому развитию детей способствует активизации личности педагога развитию его творческой деятельности. все ее формы направлены на повышение мастерства и развитие творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства
каждого воспитателя.
Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира.
Цель образовательной области -воспитание художественных способностей детей, главной из которых является эмоциональная отзывчивость на средства художественной выразительности, свойственной разным видам искусства
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Чтобы педагог смог реализовать эти педагогические задачи необходимо грамотное методическое сопровождение. Предлагаю модель организации методической работы в ДОО по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в ОО «Художественно-эстетическое развитие» (См. Приложение)
Цель методического сопровождения: обеспечение необходимых условий для реализации художественно-эстетического развития детей при условии реального введения ФГОС ДО.
Задачи:
• создание нормативно-правовой базы и информационного обеспечения, обеспечивающей введение ФГОС ДО в области художественно-эстетического развития ,
• создание организационного обеспечения введения ФГОС ДО,
• кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ДО,
• материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО (создание развивающей предметно-пространственной среды),
- организация оптимальной модели самостоятельной творческой деятельности детей
• создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников ДОУ и общественности)
Работа по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в рамках методического сопровождения проходит условно в три этапа:
Информационный
Задачи: Проанализировать уровень знаний педагогов , состояние развивающей среды ДОУ и уровень художественно-эстетического развития дошкольников;
Организационно-исполнительский
Задачи: создать творческую группу и определить формы повышения компетенций педагогов в области художественно-эстетического развития детей.
Аналитический
Задачи: провести итоговую диагностику художественно-эстетического развития дошкольников и диагностику компетенций педагогов.
В процессе методической работы нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательной организации. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации. Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС:
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» составляют:
• Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
• Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
• Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
Создание организационного обеспечения введения ФГОСДО в части «Художественно-эстетического развития воспитанников заключается в том, что в ООП ДО детского сада прописываются:
- Цель
- Задачи
- Направления развития ОО
- Принципы реализации ОО ««Художественно-эстетическое развитие»
- Средства реализации ОО ««Художественно-эстетическое развитие»
- Методы и формы работы с детьми
- Формы взаимодействия с родителями
- Технологии, методика проведения совместной и самостоятельной деятельности
- Содержание тематических модулей ОО ««Художественно-эстетическое развитие»
Эффективной работе учреждения в реализации ОО «Художественно-эстетического развитие» способствует профессиональный педагогический коллектив
Работа по совершенствованию профессиональных навыков педагогов в рамках дошкольного учреждения осуществляется в различных формах работы. В настоящее время обновлены и формы методической работы-они носят больше практический характер. Интересна градация форм работы, предлагаемая Т. А. Котляковой, Т.С. Мещаниновой, Л.А. Лаврухиной.
Традиционные(классические)
-индивидуальные (консультации, самообразование, стажировка, наставничество, творческие мастерские,
работа над личной методической темой)
-групповые (заседания МО, творческих групп, Школа начинающего педагога» , творческий отчет педагогов, семинары, конкурсы, выставки, отчеты по само самообразованию в виде докладов, рефератов, методических разработок, обсуждение новых технологий, авторских программ, работа коллектива над единой методической темой
Нетрадиционные(модернизированные)
Педсовет (банк идей, форум, круглый стол, дебаты, симпозиум, педагогический ринг, защита инноваций, презентация);
Мастер-класс;
Ярмарка педагогических идей;
деловая игра;
педагогический поиск;
создание банка методических идей; методическая неделя:
стажерская площадка; кружок качества
-школа профессионального мастерства (педагогическая студия, педагогическое ателье, и т.д.)
В нашем коллективе широко используется современная деловая игра «Квест»
по рисункам В.Г. Сутеева, по разным темам КТП педагога и т.п. Определён перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствие с ФГОС дошкольного образования.
Разработаны методические рекомендации по организации РППС по всем областям в том числе и по «Художественно-эстетическому развитию» в соответствии с ФГОС ДО.
Требования к РППС в этой области прописаны в паспорте функционального модуля «Творчество», назначение которого заключается для педагогов
- развитие художественного восприятия дошкольников к различным видам искусств
- развитие детского творчества;
- развитие продуктивной деятельности детей-аппликации, рисование, лепка, художественное конструирование, труд.
Для родителей:
- развитие творческой активности детей в различных видах деятельности
Детский сад активно сотрудничает с библиотекой в области художественно-эстетического развития: участвуют дети в конкурсах рисунков и поделок («Белый медведь», « Осень в городе»).
Педагоги заранее заказывают специально подготовленные тематические экскурсии («Пейзаж», «Картины Васнецова» и.т.д)
С родителями регулярно организуются конкурсы, выстави совместных творческих работ.
Художественно-эстетическое развитие дошкольника в ДОУ осуществляется и в процессе самостоятельной деятельности. Организация оптимальной модели самостоятельной творческой деятельности включает в себя:
самостоятельную театрализованную деятельность.
Занятия в кружках:
изодеятельности
танцевальном
театральном
Значимым моментом новых стандартов является их ориентация на результат образования. Результатами методической работы можно считать:
повышение эффективности методической работы ;
разработка инструментария:
- измерения уровня художественно - эстетического развития воспитанников;
-состояния эстетической развивающей среды.
повышение профессиональной компетенции педагога;
рост творческой активности педагогов ДОУ в управлении художественно-эстетическим развитием детей
расширение партнерских взаимоотношений с социумом:
-организациями культурного назначения;
- родителями.
Использованная литература:
1. Журнал «Управление» №8,2014г. «Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»;
2. Т.А. Цвитария «В помощь старшему воспитателю», М.,»ТЦ «Сфера»,2014г.;
3. О.В.Бережная, Л.Л.Тимофеева «Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации», М, «Цветной мир»,2014г.;
4. Голицына Н.С. Стандартизация образовательного процесса, М., «Скрипторий,2013г.
Приложение
Модель методического сопровождения
Этапы | Задача | Формы работы | Результат |
Информационный | Анализ уровня знаний педагогов, состояния развивающей среды ДОУ и уровня художественно-эстетического развития дошкольников | Наблюдение и анализ НОД Анализ творческих работ Изучение РППС Изучение компетенций педагога | |
Организационно-исполнительский | Создание нормативно-правовой базы и информационного и организационного обеспечения | Изучение нормативных актов Создание информационного банка | Создание рабочей программы педагога по разделу «Художественно-эстетическое развитие» Разработка инструментария состояния эстетической развивающей среды |
Кадровое обеспечение и поддержка педагогов | Консультации, самообразование, творческие мастерские, педсоветы семинары, мастер-классы, Школа начинающего педагога | Повышение эффективности методической работы Система самоконтроля педагога. Повышение профессиональной компетенции педагога. Рост творческой активности педагогов ДОУ. Управление художественно-эстетическим развитием детей | |
Материально-техническое обеспечение (создание развивающей предметно-пространственной среды | Изучение методических рекомендации по организации РППС | Разработка инструментария-состояния эстетической развивающей среды. | |
Организация оптимальной модели самостоятельной творческой деятельности детей | Консультации, открытые показы самостоятельной деятельности детей | Разработка модели самостоятельной творческой деятельности детей | |
Создание условий для взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей педагогических работников ДОУ и общественности) | Конкурсы, выставки, открытые показы совместных творческих занятий | Расширение партнерских взаимоотношений с социумом: -организациями культурного назначения; - родителями; | |
Аналитический | Итоговая диагностика художественно-эстетического развития дошкольников и диагностику компетенций педагогов | Мониторинг образовательных компетенций педагогов. Мониторинг художественно-эстетического развития воспитанников. Мониторинг состояния РППС (художественно-эстетический блок) | Разработка инструментария: - измерения уровня художественно - эстетического развития воспитанников; - |
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
11 слайд музейная педагогика
В Санкт-Петербург-город музей. В церквях, в дворцах много культурных ценностей. Однако, в основном, дети Колпино могут посещать только с родителями. Педагоги же рекомендуют посетить те или иные музей.
Конечно, наши дети растут в особой атмосфере, это может обернуться и другой стороной, когда это тебя окружает всегда и везде, ты перестаёшь это замечать и ценить. Нужны особые усилия родителей и педагогов, чтобы научить детей видеть восхитительные шедевры
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
Знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно вплетаться в его
художественную деятельность, а все технические навыки, все знания о средствах
выразительности — приобретаться в процессе радостного и добровольного оформления
своих замыслов. Еще А. В. Бакушинский по этому поводу писал так: «Свобода детского
художественного творчества имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет
умственный кругозор ребенка, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает
положительные эмоции, возбуждает мощно его активность, его волю к действию,
помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать материал,
приобретает без принуждения ряд технических навыков, нередко весьма трудных»
Но это вовсе не означает, что авторы программы выступают против их обучения.
Это не так! Своевременное и полноценное развитие ребенка может происходить
только на основе совместных действий со взрослыми, которые должны пробудить
творческую активность ребенка и помочь ему реализовать ее при создании тех или иных
образов. Кроме того, очень важно помочь ребенку сохранить интерес к
заинтересовавшему его содержанию, глубже проникнуть в освоение новой
художественной техники, добиться желаемого результата и получить от своих занятий
удовольствие.
На занятиях в детском саду дети овладевают приемами работы с изобразительными
материалами и учатся использовать выразительные средства для воплощения
художественного замысла. Они могут экспериментировать с цветом, формой, добиваясь
выразительной передачи образов.
У детей вырабатываются умения управлять инструментом (в рисовании — карандаш и
кисть, в аппликации — ножницы и кисть, в лепке — стека), развиваются разнообразные
действия рук, координация движений обеих рук, действий руки и глаза, зрительный
контроль. В результате этого у них вырабатываются такие качества движения руки, как
легкость, плавность, равномерность, слитность, которые необходимы и для письма. В
процессе рисования предметов различной формы, величины, различных пропорций
усваиваются умения сохранять определенное направление движения и по мере
надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения,
подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
Во время непосредственно образовательной изобразительной деятельности мы учим
детей самостоятельно осуществлять подготовку и уборку материалов. Дети приучаются
аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать
только необходимый материал и заранее планировать последовательность его
использования. Все это способствует формированию у них предпосылок учебной
деятельности, что имеет большое значение для последующего обучения в школе.
Одно из важнейших качеств любой художественной деятельности — ее творческий
характер. Поэтому задания для детей продуманы таким образом, что каждый ребенок
получает возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему
содержание.
При этом ученые установили, что художественно-эстетическое развитие детей в
дошкольном детстве имеет прямое отношение к подготовке к школе.
Дело в том, что искусство заставляет оба полушария мозга работать на повышенном
эмоциональном фоне и при этом активно взаимодействовать друг с другом. Тем самым
искусство оказывает мощное воздействие на ассоциативные поля большого мозга,
развивая их и создавая сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в
процессах мышления.
В раннем и дошкольном детстве каждый год жизни ребенка является очень значимым
для его развития. Поэтому родителям и воспитателям надо серьезно подходить к
рассмотрению программных задач. При этом эффективность их решения во многом
определяется характером взаимодействия родителей с детским садом.
Во-первых, родителям очень важно поддерживать и развивать все то, что ребенок
получает в детском саду от воспитателя и специалистов по изобразительной деятельности.
Во-вторых, родителям необходимо проявлять собственную активность и не жалеть ни
сил, ни времени для развития своего малыша. А это значит, что в семье для развития
ребенка нужно создать соответствующие условия: приобрести яркую, качественную
гуашь, большой набор фломастеров, разную по фактуре и цвету бумагу.
Специалисты обращают внимание взрослых на необходимость давать детям для их
художественной деятельности материал хорошего качества, широко использовать
цветную бумагу. «Я считаю, — говорит народный художник РСФСР Н. Н. Жуков, — что
именно ребятам необходимо давать бумагу и краски хорошего качества. Очень
целесообразно давать ребятам для работы цветную бумагу. К примеру, если надо рисовать
Африку — раздайте им оранжевую бумагу, и пусть рисуют на ней тушью. Нарисуют
пальму и длинную тень — и уже становится жарко. А когда будет задание нарисовать
море — дайте зелено-голубую бумагу и гуашевые белила, и они сделают волны и море,
которое движется и живет. Принесите им черную бумагу и дайте задание изобразить
ночной город. Когда ребята дотронутся белой краской до бумаги, то на ней как бы сразу
зажгутся огоньки, восхищая ребят иллюзией света. Так благодаря цветной бумаге будет
сокращен процесс технической работы и значительно усилен эмоционально-творческий
момент, который и имеет основное значение для развития в ребенке увлечения и желания
заниматься изобразительным искусством»__
Новые формы работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Организационное обеспечение ОО «Художественно-эстетическое развитие детей»
2.4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития:
- Приобщение к искусству;
- Изобразительная деятельность;
- Конструктивно-модельная деятельность;
- Музыкальная деятельность.
Основные задачи реализации ОО «Художественно-эстетического развития» в программе «От рождения до школы»:
1/ Приобщение к искусству:
- Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
- Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
- Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства
2/ Изобразительная деятельность:
- Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
- Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
3/ Конструктивно-модельная деятельность:
- Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
- Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
4/ Музыкальная деятельность:
- Приобщение к музыкальному искусству; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
- Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
- Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
- Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Принципы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека, думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Средства реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством;
- материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания;
- ознакомление детей с творчеством;
- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;
- активная педагогическая деятельность.
Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:
- метод целостного восприятия;
- метод убеждения;
- метод приучения, упражнения;
- метод побуждения к сопереживанию;
- метод проблемных ситуаций;
- методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;
- методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.
Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание | Возраст | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1.Развитие продуктивной деятельности рисование лепка аппликация конструирование 2.Развитие детского творчества 3. Приобщение к изобразительному искусству
| 5 – 7 лет Старшая подготовительная к школе группы | Рассматривание предметов искусства Беседа Экспериментирование с материалом Рисование Аппликация Художественный труд Интегрированные занятия Дидактические игры Художественный досуг Конкурсы Выставки работ декоративно – прикладного искусства | Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми Проектная деятельность Создание коллекции Выставка репродукций произведений живописи Развивающие игры Рассматривание чертежей и схем | Самостоятельное художественное творчество Игра Проблемная ситуация |
Развитие музыкально---художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству
Слушание Пение Песенное творчество Музыкально-ритмические движения Развитие танцевально-игрового творчества Игра на детских музыкальных инструментах
| 5 – 7 лет Старшая подготовительная к школе группы | НОД Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность; Слушание музыкальных сказок; Беседы с детьми о музыке; Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов; Рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Рассматривание портретов композиторов; Празднование дней рождения. | Использование музыки: На утренней гимнастике и физкультурных занятиях; На музыкальных занятиях; Во время умывания; Во время прогулки (в теплое время); В сюжетно-ролевых играх перед дневным сном; При пробуждении; На праздниках и развлечениях; Инсценирование песен Формирование танцевального творчества; Импровизация образов сказочных животных и птиц; Празднование дней рождения.
| Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «телевизор». Придумывание простейших танцевальных движений; Инсценирование содержания песен, хороводов; Составление композиций танца; Музыкально – дидактические игры; Игры-драматизации; Аккомпанемент в пении, танцах; Детский ансамбль; Оркестр, Игра в «концерт», «музыкальные занятия».
|
Формы взаимодействия с семьями воспитанников по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей. Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества. Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям художественного – эстетического воспитания ребенка («Как познакомить детей с произведениями художественной литературы», «Как создать дома условия для развития художественных особенностей детей», «Развитие личности дошкольника средствами искусства» и др.) Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребенка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.). Участие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов. Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия. Семинары-практикумы для родителей художественно-эстетическому воспитанию дошкольников. Создание игротеки по Художественно-эстетическому развитию детей. Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей, и родителей. Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города. Создание семейных клубов по интересам. Организация совместных посиделок. Совместное издание литературно-художественного журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями). «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.
|
Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
2.3.1. Тематического модуля «Приобщение к искусству»
5-6 лет |
Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства. |
6-7 лет |
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству (музыке, изобразительному искусству, литературе, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.). Расширять представления о художниках — иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, композитор, артист, танцор, певец, пианист, скрипач, режиссер, директор театра, архитектор и т. п). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства,художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства. Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. |
2.3.2. Тематический модуль «Изобразительная деятельность»
Направления тематического модуля | 5-6 лет | 6-7 лет |
Задачи | Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух,обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развиватьмыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учитьпередавать в изображении не только основные свойства предметов(форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно другдруга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепеннораскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяетсяосвещение предметов на солнце и в тени). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формироватьхудожественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия,скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в томчисле коллективное). Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовитьвсе необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходоватьматериалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы(рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений.
| Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомлния с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образныепредставления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самимребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательностьдоброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческойдеятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы,передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую частьработы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлятьих; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. |
Рисование
| Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразныекисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет,добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование. Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.). Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделияминародных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения помотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры. | Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способностьзамечать характерные особенности предметов и передавать их средствамирисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам рукипри рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально),учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка;чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие — красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащенияколористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п. Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — переднийплан или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева;воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формироватьумение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей,уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передаватьцветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму. |
Лепка | Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины,пластилина и пластической массы. Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска глиныи пластилина ленточным способом. Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивными комбинированным способами. Учить сглаживать поверхность формы,делать предметы устойчивыми. Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигурычеловека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке» и др. Формировать у детей умения лепить по представлению героев литературных произведений (Медведь и Колобок, Лиса и Зайчик, Машенька иМедведь и т. п.). Развивать творчество, инициативу. Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясьстекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и т. п. Продолжать формировать технические умения и навыки работы сразнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т. д.). Закреплять навыки аккуратной лепки. Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки. Декоративная лепка. Продолжать знакомить детей с особенностямидекоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение кпредметам народного декоративно-прикладного искусства. Учить лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской и др.). Формировать умение украшать узорами предметы декоративногоискусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налепами иуглубленным рельефом, использовать стеку. Учить обмакивать пальцы в воду, чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это необходимо для передачи образа. | Развивать творчество детей; учить свободно использовать длясоздания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажейразнообразные приемы, усвоенные ранее; продолжать учить передаватьформу основной части и других частей, их пропорции, позу, характерныеособенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формыдвижениями пальцев и стекой. Продолжать формировать умение передавать характерные движениячеловека и животных, создавать выразительные образы (птичка поднялакрылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; детиделают гимнастику — коллективная композиция). Учить детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур,развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений,деталей. Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративнойлепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписыватьпластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветногопластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективныекомпозиции. |
Аппликация | Закреплять умение создавать изображения (разрезатьбумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры вдругие: квадрат — в два–четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигуризображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительного образаучить приему обрывания. Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнятьих деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. | Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивать умение составлять узоры и декоративные композициииз геометрических и растительных элементов на листах бумаги разнойформы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги,сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов поощрять применение разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая ихклеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема);учить мозаичному способу изображения с предварительным легкимобозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества. |
Художественный труд
| Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовойвыкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). Закреплять умение создавать из бумаги объемные фигуры: делитьквадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). Закреплять умение делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволокав цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. Формировать умение самостоятельно создавать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувенирыдля родителей, сотрудников детского сада, елочные украшения. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Закреплять умение детей экономно и рационально расходовать материалы. | Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплятьумение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы вразных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу,делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.). Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги(коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формировать умение использовать образец. Совершенствовать умениедетей создавать объемные игрушки в технике оригами. Художественный труд: работа с тканью. Формировать умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку». Закреплять умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк длябабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка ивырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Художественный труд: работа с природным материалом. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передаватьвыразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна»,«Сказочные герои»). Развивать фантазию, воображение. Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы. |
2.3.3. Тематический модуль «Конструктивно-модельная деятельность»
5-6 лет
|
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровоеоборудование и т. п.). Учить выделять основные части и характерные детали конструкций. Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие. Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планироватьсоздание собственной постройки. Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величинепластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими. Формировать умение создавать различные по величине и конструкциипостройки одного и того же объекта. Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимыйстроительный материал. Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять своиподелки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какуючасть работы будет выполнять. |
6-7 лет
|
Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая другдругу. Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии сих назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять,какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой(улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которогокрепятся штифтами. Учить создавать различные конструкции (мебель,машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детскаяплощадка, стоянка машин и др.). Учить разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).
|
2.3.4. Тематический модуль «Музыкальная деятельность»
Направления тематического модуля | 5-6 лет | 6-7 лет |
Задачи | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
| Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями. |
Слушание | Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий поотдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределахквинты, звучания музыкальных инструментова (клавишно-ударные иструнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). | Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов. Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации. |
Пение | Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыханиеперед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный вкус. | Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыханиеи удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
|
Песенное творчество | Учить импровизировать мелодию на заданныйтекст. Учить сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. | Учить самостоятельно придумывать мелодии,используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. |
Музыкально-ритмические движения | Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстромуили медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальнымифразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальныхдвижений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставнойшаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц,журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях. | Способствовать дальнейшемуразвитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с национальными плясками (русские, белорусские, украинские и т. д.). Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценированиипесен, театральных постановок. |
Развитие танцевально-игрового творчества | Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность втворчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. | Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитыйкозлик и т. п.). Учить придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности. |
Игра на детских музыкальных инструментах | Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этомобщую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. | Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и воркестровой обработке. Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальныепроизведения в оркестре и в ансамбле. |
08 сентября 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Программа проведения педагогической студии «Обновление содержания образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка программы проведения педагогической студии как формы работы с начинающими педагогами ДОУ . В программу включены открытые показы совместной тволрческой деятельности педагогов с ...
Современные образовательные технологии для формирования предпосылок художественно- эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Презентация для воспитателей по формированию художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста....
перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО на 2015 - 2016 г.г
Данный план отражает работу с детьми, родителями и воспитателями по теме " Создание художественно - эстетических услови...
06. 11. 2016 г - перспективный план работы по самообразованию по теме Создание художественно- эстетических условий для развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данный план отражает работу с детьми, родителями и воспитателями за 2016 - 2017 г.г по теме самообразования" Создан...
Презентация для воспитателей "Художественно эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В этой презентации дана информация о художественно-эстетическом развитии дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Напоняемость уголков творчества в разных возрастных группах....
Выступление «Модель сопровождения образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
Обеспечение необходимых условий для реализации художественно-эстетического развития детей при условии реального введения ФГОС ДО....