Лекции – консультации с педагогами «Первые дни ребёнка в детском саду»
консультация (младшая группа) по теме
Педагоги знакомятся с понятием " адаптация". Какие степени тяжести бывают, какие могут наблюдаться у дошкольников негативные сдвиги в период адаптации. Как выстраивать воспитательную стратегию с детьми в период адаптации.Рассматриваются формы взаимодействия с детьми. Как вести себя при первой встрече с ребенком и родителями. что делать в трудных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_detskomu_sadu_2.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Снежинка»
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально - личностному развитию детей
Лекции – консультации с педагогами
«Первые дни ребёнка в детском саду»
Подготовила педагог-психолог
Балабанова Е.В.
с.п. Нижнесортымский
План
1.Что такое адаптация?
2.Степени тяжести адаптации.
3.Негативные сдвиги в период адаптации дошкольников.
4.Выстраивание воспитательной стратегии с детьми.
5.Формы взаимодействия с ребенком.
6.Первые встречи с малышом и родителями.
7.Что делать в «Трудных ситуациях?»
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают 4 степени тяжести адаптации:
1. Лёгкая адаптация: к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
2.Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаться через 1-2 месяца пребывания в детском саду. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3.Тяжёлая адаптация: характеризуется, во- первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
4.Свертяжёлая адаптация: около полгода и более. Встаёт вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в детском саду, возможно он «несадовский» ребёнок.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
2.Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
3.Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом плане и психологическом: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Игровое упражнение «Продолжи фразу».
Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребёнка, воспитателя, родителя.
«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша, - это …»
«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…»
После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трёх сторон по одному и второму вопросу.
Игровая деятельность.
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребёнком.
Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это – привычное дело.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т.д.
Научные исследования и мои наблюдения показывают, что тип темперамента влияет на облегчение адаптации. Так, сангвиники и холерики легче привыкают к новым условиям, а меланхолики и флегматики адаптируются тяжелее. Они медленнее и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют и дома и в садике, не давая возможности побыть самим собой.
Игровое упражнение «Подберите игру по темпераменту».
Педагогам предлагается перечень различных игр и даётся инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком – для меланхоликов, точечкой – для холериков.»
1.Игры – потешки.
2.Подвижные игры.
3.Игра в мяч.
4.Раскрашивание картинок.
5.Веселые подвижные игры.
6.Танцы пол веселую музыку.
7.Хороводы.
8.Игры с водой и песком.
9.Пазлы.
10.Игры- эксперименты.
11.Игра с кеглями.
12.Конструкторы.
13.Мозайка.
14.Лепка.
15.Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
16.Экспериментирование с красками.
17.Ритмичные танцы.
С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.
С ребёнком – сангвиником стоит играть в весёлые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.
Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.
Меланхолики любят спокойные виды деятельности. Предпочитают игрушки- животные, которых можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.
Раздаются памятки «Игры для детей различных типов темперамента» (см. Приложение №1).
Первые встречи воспитателя с родителями и малышом.
Встреча воспитателей с родителями.
Вначале воспитатели знакомятся только с родителями. Цель встречи – расположить к себе родителей и получить первичную информацию о ребенке. В процессе индивидуальной беседы воспитатель проявляет заинтересованное отношение к будущему воспитаннику. Важно выяснить каким ласковым именем называют родители ребёнка, чем любит заниматься, привычки в еде, как засыпает, состояние здоровья. Что радует и огорчает в поведении ребёнка.
Встреча с малышом.
Педагогу придётся много времени и сил уделить формированию навыкам самообслуживания у детей. В новых условиях даже те дети, которые дома сами ели, одевались, пользовались горшком, могут начать просить покормить их, помочь одеться. В этом проявляется подсознательное желание ребёнка проверить, готовы ли взрослые заботиться о нём, любят ли они его. Поэтому педагог никогда не должен отказывать малышу в помощи. Если ребёнок будет спокойно чувствовать себя в дошкольном учреждении, тогда обязательно захочет делать сам всё, что умеет.
Не следует проявлять воспитательную настойчивость и родителям – пусть помогают малышу в том, о чём он попросит. Однако детей, которые просто не умеют что-то делать, надо терпеливо учить, помогая им. Ребёнок должен знать, что вы учите его, чтобы он умел всё сам как большой. Желательно постоянно ласково разговаривать с ребёнком.
Можно использовать следующие методические приёмы и средства для успешной адаптации ребёнка к детскому саду.
«Домик для твоей одежды».
При первом знакомстве со шкафчиком ребёнок вместе с воспитателем и родителем обходят раздевалку, рассматривают яркие картинки на стенах, проходят вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, - говорит воспитатель, - маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки (учитывается сезон года). Они приходят сюда вместе с ребятами. Посмотри». Воспитатель стучит в шкафчик и просит разрешение открыть его, затем шкафчик открывают, в нем висит детская одежда.» знаете, обращается воспитатель к родителю ребенка, - сегодня здесь проехала маленькая машинка (пробежала куколка, прискакал зайка…) Давайте поищем её (обращается к ребенку). По –моему, она спряталась в какой –то шкафчик.
Воспитатель, родитель и ребёнок совместно открывают 2-3 шкафчика, а в 3-4 находят игрушку. Эту игрушку, по просьбе воспитателя, родители приносят в детский сад заранее из дома. Воспитатель берёт игрушку в руки и разговаривает с нею: «Какая ты красивая, машинка, (…). Откуда ты к нам приехала (прискакала…)? Из (имя) дома. А почему ты приехала сюда? Ты узнала, что (имя ребёнка) идёт в детский сад, и тебе тоже захотелось приехать сюда. А почему ты спряталась в этом шкафчике? ... Ты заранее выбрала этот красивый шкафчик с (название эмблемы шкафчика) для (имя ребёнка). Конечно машинка иди сюда, (имя ребенка) будет складывать и вешать на крючок свою одежду».
Далее воспитатель предлагает ребёнку и его родителю раздеться и пойти в группу. При этом нужно помнить. Что ребёнка нельзя заставлять насильно раздеваться, не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в свой шкафчик хоть какой – нибудь предмет своей одежды (шапочку, курточку, обувь…)
«Кроватка ждёт тебя малыш!»
Прежде чем показать ребёнку его кроватку, необходимо провести небольшую подготовку. Педагог должен выяснить, чем засыпает ребёнок дома (выяснить ритуал укладывания: помогает ли ему песенка и какая, приговаривают ли что – то).
На отведённой для ребёнка кроватке разбирают постель, откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроваткой сажают мягкую игрушку (желательно, чтобы это был тот персонаж, с которым ребёнок засыпает дома).
Пригласите ребёнка с его родителями пройти в ещё одну комнату группы.» Это спальня, - говорит воспитатель, - здесь живут кроватки, одеяла, подушки. Каждая кроватка ждёт своего хозяина. Она согреет его и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к твоим щечкам; одеяло накроет ручки, ножки, животик… и будет согревать их. Спи, малыш, засыпай!»
Воспитатель обращает внимание вошедших на разобранную постель: «Смотрите: эта кроватка ждёт кого –то. И подушка приготовилась и одеяло приветливо раскинулось…А это кто? (Берёт в руки игрушку). Что ты здесь делаешь, машинка (зайка, мишка)? Поспать захотела? А кто же не ложиться? Ждёшь кого-то? А, я все поняла: вы все ждете(имя), приглашает его к себе. (Имя), смотри: постель и зайка ждут только тебя! (Имя), ты пройдешь к зайчику? Поспишь с ним в своей постельке?»
Обязательно попросите ребёнка присесть на край кроватки и погладить одеяло. Можно предложить ему положить голову на подушку: «Удобно ли тебе, (имя)? А как приятно подушечке! Как хорошо! Какие у (имя) ласковые ручки, теплые щечки!» При этом родителей малыша сидит рядом на стульчике.
В заключение воспитатель передает в руки малыша игрушку, предлагает ему уложить зайку в кроватку, укрыть одеялом. Говорит: «Спи, зайка! Засыпай! Скоро и (имя) придет к тебе в свою постельку».
«Что делать в «трудных» ситуациях?
Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания можно так:
- Совместно с родителями предъявлять детям единые, обоснованные и понятные им требования;
- Учитывать возрастные особенности детей при формировании навыков самообслуживания, оказывать ребёнку помощь в трудных для него ситуациях;
- Терпеливо и постепенно учить детей правильно мыть и вытирать руки, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться, есть ложкой, пить из чашки;
- Показывать детям собственный пример аккуратности и опрятности внешним видом и поведением;
Воспитывать у детей уверенность в самих себя и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность можно так:
- рассказывать ребёнку о его реальных и возможных достижениях («Смотри, зайка, как аккуратно умеет складывать вещи в шкафчик наша (имя). Ты можешь у неё поучиться»);
- отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
- не критиковать результаты сделанного ребёнком;
- никогда не осуждать ребёнка как личность(«Ты плохой, жадина…»);
- предоставлять детям полную самостоятельность во всём, что неопасно для их жизни и здоровья;
- поддерживать инициативу детей, поощряя у них стремление ставить собственные цели, помогая реализовать задуманное.
Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю можно так:
- с момента знакомства с детьми (в детском саду или у них дома), в процессе общения, в играх установить доверительные личные контакты, проявлять индивидуальную заботу и оказывать помощь, стремиться стать надёжной опорой для ребёнка в трудных и тревожных для него ситуациях;
- установить ритуалы ежедневной встречи и прощания воспитателя с каждым ребёнком, стараться перед дневным сном или уходом ребёнка домой его приласкать;
- поддерживать и поощрять инициативу ребёнка в общении со взрослыми ( общения –просьбы ребёнка типа: «почитай..», «покажи…», «поиграй..», «дай…»);
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- делать небольшие подарки, устраивать сюрпризы.
Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу можно так:
- вместе с остальными детьми приветствовать утром каждого приходящего ребёнка( особенно новенького), а вечером прощаться;
- побуждать детей откликаться на боль, огорчение сверстника, жалеть;
- средствами музыки способствовать возникновению у детей эмоциональных сходных состояний;
- устанавливать для детей чёткие правила взаимоотношений со сверстниками: нельзя бить и обижать друг друга, отнимать игрушки.
Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей деятельности можно так:
- создавать в группе развивающую предметную среду, используя дидактические игрушки, разнообразные предметы «взрослого быта»;
- побуждать детей к разнообразным действиям с предметами( разбор, вкладывание);
- систематически обыгрывать вместе с ребёнком различные ситуации с игрушками и предметами;
- постоянно поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает, открывая ему новые стороны предметов короткими рассказами.
Игры для детей различного типов темперамента
Тип темперамента | Названия игр |
Холерик | Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы |
Сангвиник | Весёлые подвижные игры, танцы под весёлую музыку, хороводы, игры с водой и песком |
Флегматик | Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок |
Меланхолик | Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры -потешки, игры –потешки(«Сорока-ворона», «Ладушки»). |
Игры для детей различного типов темперамента
Тип темперамента | Названия игр |
Холерик | Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы |
Сангвиник | Весёлые подвижные игры, танцы под весёлую музыку, хороводы, игры с водой и песком |
Флегматик | Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок |
Меланхолик | Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры -потешки, игры –потешки(«Сорока-ворона», «Ладушки»). |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Игры для детей различного типов темперамента
Тип темперамента | Названия игр |
Холерик | Подвижные игры, игра с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы |
Сангвиник | Весёлые подвижные игры, танцы под весёлую музыку, хороводы, игры с водой и песком |
Флегматик | Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, лепка, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок |
Меланхолик | Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры -потешки, игры – потешки(«Сорока-ворона», «Ладушки»). |
Литература.
- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия –Волгоград: Учитель, 2012. -127 с.
- Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. Волгоград: Учитель, 2014. -105 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – М..: «Академия», 2004. -456 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ - практикум для педагогов «ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ»
Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с педагогами, ...
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
Консультация для родителей «Первые шаги ребёнка в детском саду»
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Для ребенка детский сад является новым, еще неизвестным пространством...
Буклет. Консультация для воспитателей по адаптации детей к ДОУ "Первые дни ребёнка в детском саду"
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.В возрасте у ребёнка с 1.6 до 2 лет характеризуется обострённой чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизн...
Буклет "Первые дни ребёнка в детском саду"
информация для родителей...
Семинар - практикум на тему: "Первые дни ребёнка в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей младших групп по адаптации ребёнка к детскому саду....
Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.Задачи:Представить теоретическую информацию об особенностях адап...