КОНСУЛЬТАЦИЯ - практикум для педагогов «ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ»
консультация на тему

Данилюк Наталия Сергеевна

Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести пред­варительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с педагогами, так как именно они в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находятся в тесной связи и с родителями и с детьми.

 

Что такое адаптация?

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обострен­ной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятель­ствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыка­ние малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность, внеш­няя адекватность поведения - способность легко и точно вы­полнять требования среды.

 

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском уч­реждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не бо­лее 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2.     Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском уч­реждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3.     Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значи­тельной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

4.    Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1.  Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в сома­тическом состоянии и психическом статусе, что приводит к сни­жению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

2.   Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным па­раметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно пси­хического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три- пять месяцев).

3.   Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше за­держку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться раз­личными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане; повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простуд­ных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; па­дение уровня речевой активности, сокращение словарного запа­са; временно останавливается умственное развитие, может про­изойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_adaptatsii.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ - практикум для педагогов

«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ»

Прежде чем начинать непосредственно работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с педагогами, так как именно они в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находятся в тесной связи и с родителями и с детьми.

Что такое адаптация?

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт — эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

  1. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  2. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
  3. Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

  1. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три- пять месяцев).

  1. Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане; повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровое упражнение «Продолжите фразу».

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша, - это ...»

«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно...»

После выполнения этого задания можно увидеть, насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и второму вопросу.

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте - предметная игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д. (см. Приложение 2 на с. 83-95).

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не, только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

Игровое упражнение «Подберите игру по темпераменту»:

Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментами: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники,

 галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком - для меланхоликов, точечкой - для холериков».

  1. Игры-потешки («Сорока-ворона», «Ладушки»),
  2. Подвижные игры.
  3. Игра в мяч.
  4. Раскрашивание картинок.
  5. Веселые подвижные игры.
  6. Танцы под веселую музыку.
  7. Хороводы.
  8. Игры с водой и песком.
  9. Игры-эксперименты.
  10. Пазлы.
  11. Игра с кеглями.
  12. Конструкторы.
  13. Мозаика.
  14. Лепка.
  15. Рассматривание иллюстраций и настольные игры.
  16. Экспериментирование с красками.
  17. Ритмичные танцы.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами.

С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Раздаются памятки «Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента» и Картотека «игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет».









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"

В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода.  Указаны поведенческие реакции ...

Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"

Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду».

Консультация для родителей на тему «Адаптация ребенка к детскому саду»....

Консультация для родителей ."Как правильно подготовить ребенка к детскому саду".

Консультация для родителей .Как правильно подготовить ребенка к детскому саду .Скоро ребенку в детский сад, многие мамы ждут с нетерпением этого момента. Все мамы знают, что адаптация к детскому ...

Консультация для родителей на тему: "Подготовка ребенка к детскому саду".

Советы и рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду....

Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".

Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести  ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......