Семинар - практикум для воспитателей "Первые дни ребёнка в детском саду"
консультация по психологии (младшая группа)
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.
Задачи:
- Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
- Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.
- Обучение конструктивным способам общения с детьми.
- Сплочение педагогического коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_s_pedagogami_po_adaptatsii.docx | 216.64 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Первые дни ребёнка в детском саду»
Выступление подготовила:
педагог-психолог
Шлеева Людмила Ивановна
Смоленск, 2020 год.
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.
Задачи:
- Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
- Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.
- Обучение конструктивным способам общения с детьми.
- Сплочение педагогического коллектива.
Оборудование: мяч, коробка с теннисными мячами, презентация.
Ход семинара-практикума:
Слайд № 1.
Психолог: Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада Вас всех видеть на сегодняшнем семинаре. И посвящён он будет, как вы уже наверно догадались, адаптации детей к ДОУ. Многие из Вас уже начали принимать детей в группу. Поэтому давайте начнём наш семинар с того, что поделимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями об этом процессе.
Упражнение «Передай мяч»
Цель: отреагирование актуальных эмоций.
Описание: Педагоги передают по кругу мяч и делятся своими мыслями, чувствами, наблюдениями, трудностями на начальном этапе адаптации.
Психолог: Спасибо за ваши искренние ответы. (Здесь психолог может обобщить сказанное воспитателями. Поддержать педагогов.)
Мини-лекция: «Адаптация к детскому саду».
Слайд № 2.
Психолог: Что же такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в нашем случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.
Слайд № 3.
Психолог: Выделяется три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. При тяжелой степени адаптации дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. При этом поведение ребёнка характеризуется следующим образом:
- Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей).
- Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
- Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
Слайд № 4.
Психолог: При среднем течение адаптации - дети часто болеют в детском саду. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Поведение ребёнка характеризуется с следующим образом:
- Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.
- Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
- На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Слайд № 5.
Психолог: Дети с лёгкой степенью адаптации посещают детский сад без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Поведение ребенка характеризуется следующим образом:
- Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо.
- Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
- Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи.
- Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются.
- Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение.
- Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Психолог: Мы с вами перечислили, как ведёт себя ребёнок с разной степенью адаптации и, как вы видите у каждого ребёнка этот процесс, проходит по-своему, и наша задача сделать так, чтобы адаптация пошла как можно легче. С чем сталкивается ребёнок, когда приходит в детский сад? Давайте, подумаем с вами вместе.
Упражнение «Теннисные мячи»
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.
Описание: Психолог достаёт из коробки по одному теннисному мячу, а задача воспитателей назвать, что осложняет процесс адаптации.
После этого на слайде выводится перечень трудностей, и психолог ещё раз их зачитывает.
Слайд № 6.
- Незнакомая обстановка;
- Отсутствие мамы;
- Новый режим дня;
- Незнакомые мальчики и девочки;
- Незнакомый взрослый (воспитатель);
- Недостаточное речевое развитие;
- Не готовность мамы отдать ребёнка в детский сад;
- Недостаточно развиты навыки самообслуживания и т.д.
Далее психолог предлагает педагогам передать все эти мячи по кругу не уронив. (Задачу можно усложнить и передавать их держа одной рукой прижав к себе). После этого психолог предлагает педагогам высказаться было ли сложно передать мячи, что они чувствовали в этот момент?
Психолог: Это упражнение наглядно показывает нам, как сложно ребёнку в период адаптации. Что можем мы с вами с делать для того, чтобы это процесс прошёл как можно легче? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на две группы. Первая группа будет составлять список рекомендаций по работе с родителями в адаптационный период, а вторая группа – по работе с детьми. В конце мы всё это с вами обсудим. (воспитатели выполняют задание).
Психолог: Вижу все закончили. Сейчас предлагаю одному представителю из каждой группы представить свои рекомендации. (воспитатели выполняют задание).
Слайд № 7.
- Установить доверительный контакт с родителями. Этот пункт очень важен, так как маленький ребёнок контактирует с окружающем миром через маму. Если мама доверяет воспитателю, то и ребёнок будет проявлять это доверие.
- В общение с детьми необходимо быть доброжелательными, терпимыми, называть ребёнка ласковым именем, как дома.
- Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
- Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).
- При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
- Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
- Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
- Использование игр на сближение детей друг с другом.
Психолог: На этом наш семинар подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказался. Был ли наш семинар для вас полезен, что вы для себя поняли. (Воспитатели передают по кругу мяч и высказываются).
Слайд № 8.
Психолог: Большое всем спасибо, что вы пришли на данное мероприятие и принимали в нём активное участие. В конце нашего семинара мне бы хотела раздать вам на группы картотеки: «Игры с детьми в адаптационный период». (Психолог раздаёт картотеки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Музыкально - театральный ринг" (для педагогов детского сада)
Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста....
Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей: "Кукольный театр в детском саду"...
Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"
Семинар-практикум для воспитателей "Экологическая тропинка в детском саду"...
Семинар - практикум "Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду"
Методические рекомендации к семинару - практкуму по экологическому воспитанию....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».
Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...
Семинар -практикум "Как сделать физкультурные занятия в детском саду интересными".
Из этого семинара вы узнайте как можно разнообразить физкультурные занятия, чтобы повысить интерес дошкольников к занятиям физической культуре, а именно использовать разнообразные варианты прове...
Семинар-практикум «Организация двигательной активности детей в детском саду»
Движение – не только врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье, но и важное условие формирования систем и функций организма, один из способов познания ребенком ми...