«Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности"
консультация (старшая группа) по теме
В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому все вышеозначенные качества толерантного ребенка -общечеловеческие. Однако качества эти имеют свою культурную специфику, которая не только позволяет малышу осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, но и способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), приобщает к культуре других народов и эпох,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_v_mire_dialoga.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №31 «Снегирек»
«Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности»
Консультация для педагогов
воспитатель высшей квалификационной категории:
Файзуллина В.Р.
Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Возникает, разумеется, вопрос: как применить это понятие, которое кроме позитивного аспекта, имеет и отрицательный в контексте воспитательной педагогики? Для этого необходимо– чтобы ребенок овладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т.е. не отвечал агрессией на агрессию, обидой на обиду. Один из способов – диалог, который можно считать механизмом становления и существования толерантного сознания. Именно в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, признавать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и ситуации.
К сожалению, педагогическая практика в основном ориентирована на монологическую трансляцию знаний и культурных норм без установки на инициативное, вопрошающее и активно ответное отношение ребенка. Иными словами, без выстраивания содержательного межличностного диалога, без учета того, что ребенок даже тогда, когда он молча внимает обращенную к нему речь взрослого или слушает музыку, смотрит фильмы, рассматривает картинки, наблюдает за сверстниками, фактически ведет внутренний диалог – соглашается или отвергает наставления взрослого, сопереживает героям сказок, мысленно поддерживает их действия или протестует. Примеров из педагогической практики можно привести множество. Один из них – история трехлетнего Даника. Собираясь на прогулку, малыш постоянно выходил последним. Воспитатель, помогая ему одеться, также постоянно сокрушался: «Все дети уже гуляют, а ты опять последний». Но в этот день Даник в ответ на эти слова прокричал: «А зато у моего папки теперь железные зубы (накануне отец малыша посетил дантиста), и он может грызть все, что хочет проволоку, шкафы, батареи, окна, скамейки...» сказав, ребенок весело выбежал во двор, тогда как обычно плелся понурый. Очевидно, все предшествующие этому случаю ситуации одевания ребенок вел молчаливый диалог с педагогом и лишь на этот раз смог выразить свой протест.
Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диалога, – принцип позитивности. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип этот характеризуют:
– позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей;
– раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.
Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности детей, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для экспериментирования с различными материалами, уход от жестко регламентированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индивидуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а задача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелательной, заинтересованной.
Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой – ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Ошибки, промахи, нарушение принятых норм поведения, негативные проявления – упрямство, чувство ревности, попытки сломать, разрушить ценные для взрослых вещи, обследовать розетки, электроприборы – объяснимы именно ограниченным опытом и возможностями, закономерным для дошкольника поведением. Взрослые: родители и воспитатели – должны признавать право ребенка на такое поведение и правильно реагировать – не порицать постоянно, формируя тем самым отрицательный образ самого себя и снижая порог чувствительности к воспитательным воздействиям вообще или вызывая негативизм и ответную агрессию.
Педагогика диалога предлагает, прежде всего, либо предупреждение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спокойное обсуждение того, как лучше было бы поступить.
Особого обсуждения требует проблема запретов, конкретных и неизменных, которые вводятся постепенно, в ограниченном количестве (вначале не более двух), сопровождаемые доступными пояснениями. Будем помнить, что постоянное «нельзя» в условиях, провоцирующих неправильное и небезопасное поведение ребенка, приводит к возникновению у одних пассивности, а у других – усиление агрессивности, деструктивных тенденций. На ранних этапах возрастного развития ребенка запреты как таковые бессмысленны. Поэтому основная задача взрослых – создание условий для свободного и безопасного поведения. Такую возможность предоставляет функционально правильное пространство, не провоцирующее на отрицательные действия.
Другая яркая возрастная особенность дошкольника – завышенная самооценка – залог высокого уровня притязаний, условие психологической защищенности. Следовательно, педагог, строя диалог, должен опираться на достижения, удачные находки каждого ребенка, а не на недостатки. Это важно – и очень, – потому что ребенок отрицательные оценки относит не столько к продукту своей деятельности, сколько к самому себе, к своей личности. Малыш обижается, замыкается, становится тревожным, опасаясь дальнейших неуспехов; нарушаются его взаимоотношения со сверстниками, более успешными в своей деятельности. К сожалению, часто в практике работы наблюдается прямо противоположное понимание. Педагог, чтобы научить детей хорошо рисовать (или лепить, конструировать из самых лучших побуждений указывает на недостатки работ. И как результат, порой на его предложение – «Оцените свои работы» – дети в подавляющем большинстве случаев относят их к неудачным. На первый взгляд, это выглядит как проявление критичности. По существу же – либо выражение ложной скромности, либо (что еще хуже!) следствие заниженной самооценки.
В педагогическом диалоге важен принцип позитивности. Тогда у ребенка формируется толерантность – доверие к взрослому, чувство собственного достоинства как основа уважительного отношения к другому, его индивидуальным проявлениям, непохожести на себя. Толерантность, в позитивном смысле» предполагает искренность в выражении своих чувств и переживаний, владение диагностическим общением, направленным на разрешение вопросов, на предупреждение конфликтов. Важный момент в связи с этим – овладение умением выражать свое несогласие, аргументировать отказ от сотрудничества, нежелательной деятельности.
Однако такая позиция может сформироваться у ребенка лишь в условиях искренности со стороны взрослых, Там, где действуют культурные отношения. Это означает, что он, взрослый, не стремится демонстрировать себя в образе идеального человека, ведет себя естественно, предсказуемо, удерживает постоянство основных требований и оценок, независимо от настроения. Тогда и дети в соответствии с увиденным строят свое поведение, стараются проявлять сочувствующее отношение к окружающим.
Не менее важный аспект взаимоприспособления взрослого и ребенка – адаптация к разнице индивидуального темпа. Одни взрослые медлительны, другие, наоборот, быстры в своих действиях, подвижны. Если перенести этот факт на действительность детского сада, то легко представить, как трудно энергичному воспитателю проявлять должное терпение с тем, чтобы не выполнить работу за медлительного ребенка (одеть его, убрать за него игрушки). А ведь тем самым снижаются самостоятельность, спонтанная активность ребенка или, наоборот, он попадает в стрессовую ситуацию.
При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним. Именно поэтому полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – семьи и дошкольного учреждения. Речь идет о диалоге между детскими садом и семьей, который строится на основе, прежде всего, демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. Кто из родителей не откликнется на конкретность наблюдений за их ребенком, видение положительных сдвигов в его развитии?! И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.
В современных условиях интенсивного межкультурного общения толерантность осознается как общечеловеческая ценность, присущая в той или иной степени людям разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому все вышеозначенные качества толерантного ребенка -общечеловеческие. Однако качества эти имеют свою культурную специфику, которая не только позволяет малышу осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, но и способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), приобщает к культуре других народов и эпох.
Еще одним собеседником, но бессловесным выступают предметы культуры, их символический ряд: сказки, картины, фильмы, мультфильмы, компьютерные игры. Ребенок ведет с ними внутренний диалог: сопереживает, поддерживает, борется, протестует. Это оказывает существенное влияние не только на его интеллектуальное развитие, но и, прежде всего, на развитие базисных качеств личности.
Так, моменты агрессии – даже незначительные – в подавляющем большинстве компьютерных игр (догнать, сбить, разбомбить и т.п.) оказывают отрицательное влияние на формирование способности к сочувствию, сопереживанию. Пример тому игра «Гуси-лебеди», когда ошибочные действия приводят к приближению гусей к убегающей девочке. Этот факт, когда дети умышленно ошибаются ради сцены расправы («Пускай, пускай они ее съедят!»).
Настораживает появление в последнее время электронных игрушек, так называемых электронных любимцев – уточек, собачек. Их можно кормить, учить, с ними можно играть путем нажатия на кнопки. В случае плохого «ухода» любимец может «заболеть» и даже «умереть». Однако призадумаешься: по сути дела в такой игрушке проектируются реальные чувства ребенка по отношению к виртуальному объекту. Искусственный эмоциональный тренажер, как показывают наблюдения, не вызывает у детей ожидаемых чувств. Дети спокойно констатируют болезнь, смерть любимца. В очередной раз снижаются, обесцениваются важнейшие понятия и символы человеческой культуры – любви и ответственности «за всех, кого мы приручили» (Сент-Экзюпери). Аналогичные личностные проявления провоцируются у детей при просмотре современных зарубежных мультсериалов, выстроенных на динамично повторяющихся сцена противоборства. Засилье подобной видеопродукции не только приводит к дисгармонии в личностном развитии детей, но и прерывает связь поколений и культурную традицию. Мы, взрослые, не должны забывать, какую добрую неторопливость несут традиционные сказки, отечественные детские фильмы и мультфильмы, которые, воспитывая ребенка, позволяют ему вести внутренний диалог, пробуждают в нем сочувствие, сопереживание, сопротивление злу.
Воспитание детей в духе толерантности
П.В. Степанов, науч. сотруд. Института
теории образования и педагогики РАО
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
Гуманистическая педагогика приходит к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства. Однако существуют и факторы, препятствующие этому.
Во-первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.
Во-вторых, это развившееся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом СССР, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.
В-третьих, это свойственные многим сегодняшним школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением. А отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Что же такое толерантность? Словарь иностранных слов трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время все чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к Другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте таких понятий как: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличаться от меня. Принятие – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на мир его одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.
Какие конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы воспитать толерантную личность? Весьма распространено мнение о том, что для развития у школьников межкультурной толерантности необходимо их ознакомление с разнообразными культурами, их углубленное изучение. Однако, нет смысла погружаться в культуру (тем более, что всего разнообразия культур не познать), чтобы получить представление об ее инаковости, самооценки и равных с другими правах на существование и уважение. На первое место должна выходить работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще.
Решающим фактором воспитания в школьнике толерантности могут являться встречи подростка с иными культурами в специально, педагогически организованной для этого среде, привлекательной и ценной для него. Процесс формирования толерантной позиции детей с наибольшей эффективностью будет проходить в рамках гуманистической воспитательной системы образовательного учреждения с ее открытостью внешней социокультурной среде, с ее направленность на освоение этой среды, с предлагаемыми ею вариантами общения и деятельности в среде: с ее ценностными ориентирами, которые задают отношения, возникающие в процессе межкультурного диалога.
Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций.
Организовать встречи школьников с иными культурами можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.
Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника» осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления.
Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагога -организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Наконец, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях.
Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, педагог совершает и дополнительную, вспомогательную. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за словами «расизм», «национализм», «фашизм», «этнические чистки», «политические репрессии», «религиозные преследования».
О толерантности
Зинина Г.И., главный специалист Управления
воспитания и дополнительного образования
детей и молодежи Минобразования России
В период социальных преобразований в современном российском обществе особую актуальность приобретает формирование ценностных мировоззренческих основ и обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и ненасилия.
В целях разработки эффективной государственной политики в области формирования основ толерантного сознания, профилактики экстремизма, снижения социально-экономической напряженности в обществе, реализации системы мер и механизмов внедрения в социальную практику норм взаимопонимания, совершенствования межкультурных, межнациональных, межкофессиональных отношений 25 августа 2001 года Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
Программа призвана способствовать совершенствованию государственной политики в укреплении основ гражданского согласия, разработки системы мер по внедрению методов противодействия экстремизму во всех его проявлениях, созданию методической, нормативной, правовой базы в области профилактики экстремизма.
Программа рассчитана на 5 лет и будет реализовываться в три этапа. Первый этап предполагает проведение научных и социологических исследований, второй – их внедрение на экспериментальной основе в отдельных образовательных учреждениях и массовое внедрение в период заключительного этапа.
В качестве конечных результатов реализации Программа предполагает создание научной, организационно-методической, информационной и нормативной правовой базы, эффективной системы мониторинга и механизмов выработки мер по своевременному оказанию противодействия экстремизму в обществе, особенно в среде учащейся и студенческой молодежи, внедрению учебных программ во все типы образовательных учреждений, методик по оказанию помощи семье в формировании установок толерантного сознания.
Программа включает в себя пять разделов: «Личность». «Семья», «Общество, «Государство», «Организационное и информационное обеспечение».
Россия – многонациональная страна, и проблемы межкультурного, межконфессионального взаимопонимания остро нуждаются в научном осмыслении, создании конкретных рекомендаций для различных регионов с учетом социально-культурных, экономических условий, миграции, психологической напряженности в обществе.
Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации, в систему которого входят все типы образовательных учреждений – от детского сада до высшей школы, она охватывает огромную армию педагогов и более 25 млн. детей. То, что основа благополучия общества закладывается именно в этой сфере, накладывает особую ответственность на каждого в отдельности и на всю систему в целом.
Программа призвана систематизировать усилия различных ведомств, выработать критерии для анализа результативности осуществляемой государственной политики органами исполнительной власти, общественными организациями, средствами массовой информации, способствовать обеспечению социальных гарантий гражданам России.
Игра «Проявляешь ли ты толерантность?»
По материалам газеты «ДОГ»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности в подготовительной к школе группе «Это Я, это – Мы».
Закреплять знания детей о том, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведение, но обладают и схожими чертами.Закреплять знания детей о времени, учить устанавливать временные связи,...
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции».
Комплексное занятие в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром и воспитанию толерантности «Путешествие по мифам Древней Греции»....
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Методы воспитания толерантности и терпимости в раннем возрасте как основа формирования здорового социума в стране и в мире в целом
В статье раскрывается актуальность воспитания толерантности и терпимости в раннем возрасте. Также приводится подборка современных методов и форм воспитания терпимости в детском саду....
МАСТЕР – КЛАСС ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР НАРОДОВ МИРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Освоение и последующее применение подвижных игр народов мира в практической деятельности инструкторов по физической культуре....
«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения черезтанцы разных народовЗадачи: формиро...
"Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"
quot;Воспитание толерантности у детей". Приложение №1 к проекту "Приложение к проекту "Дети разных народов, мы мечтою о мире живем"...