Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности ребенка
Ф.И.О.
Дата рождения –
Заключение РПМПК –
Заключение невролога –
посещает ДОУ с …..
Контакт устанавливает легко, ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью деятельностью.
Познавательный интерес – неустойчивый, не может длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается.
Навыки имитации выражены достаточно – может с помощью похлопать в ладоши, погладить себя по голове.
Мелкая моторика развита недостаточно – может самостоятельно черкать, наклеивает на лист кусочек, пытается сам приклеить. Может стучать палочкой по барабану, если дашь инструмент.
Интеллектуальные умения - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), соотносит цвета. Осуществляет простейшие классификации по образцу. Умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Временные представления не сформированы.
Несформированность всех компонентов речи, словарный запас развит недостаточно в соответствии с возрастом. Явно выраженный избирательный речевой негативизм.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.
Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.
Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации, наличие стереотипных движений
Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно
Не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем. Действия у ….. носят хаотичный характер.
Знания, умения и навыки ….. не соответствуют возрастным нормам.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.
Навыки самообслуживания недостаточны сформированы в соответствии с возрастом.
Игровая деятельность – предметно-манипулятивная
Особенности группы
В группе 18 человек. Дети очень дружелюбно относятся к ……., с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель:
- Развитие личности ребенка в различных видах общения и деятельности с учетом его индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
- Обеспечение системного подхода в создании условий для развития и оказание помощи в освоении образовательной программы дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развитие умения подражать.
- Развитие крупной и мелкой моторики.
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь.
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья
- Создание благоприятных условий для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Содержание по предметным областям:
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
Физическое воспитание: | Развитие зрительно-двигательных навыков, преодоление скованности, ограниченности и недостаточности движений | Сформированы зрительно-двигательные навыки, самостоятельно выполняет упражнения | Деятельностные пробы |
Художественно-эстетическое, музыкальная деятельность | Вырабатывать устойчивое слуховое внимание, способность слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Вызывать эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Побуждать слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Способствовать запоминанию простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Побуждать к выполнению движений с предметами, в парах. | Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушает пение и игру взрослого, подпевает отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейшие плясовые движения: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнение движений с предметами, в парах. | Пробы, участие в итоговом событии, анализ продукта деятельности |
Речевое развитие | Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом, введение способов альтернативной коммуникации | Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает. Появление 2-3 имитационных вербальных актов Показывает на карточке 2 действия. | Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни |
Познавательное развитие | Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 4 частей. | Соотносит цвета, раскладывает предметы на группы Строит постройку из элементов по образцу Собирает вкладыш из частей. | Индивидуальные, подгрупповые занятия, анализ продукта деятельности |
Мелкая моторика | Формирование умения рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина | Приклеивает, мажет клеем, лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию | Деятельностные пробы, анализ продуктов деятельности |
Социально-коммуникативное Саморегуляция деятельности Навыки самообслуживания | Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, поддерживать диалог с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться | Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 4 предмета гардероба сам, снимает и аккуратно складывает предметы гардероба | Наблюдение, фиксация времени наблюдение наблюдение |
Игровая деятельность | Повторение игровых действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности | Элементарные попытки самостоятельной игры | Наблюдение Создание проблемных ситуаций |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций II.Развитие коммуникативной деятельности | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5.Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита Взаимодействие с детьми | Развивать подражание действиям педагога; -развивать умение понимать и выполнять односложные, простые инструкции педагога ("дай", "покажи"); -развивать звукоподражание животным, транспорту. Слуховое восприятие: -различение громких-тихих звуков; Тактильное восприятие: -формировать умение различать различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. -Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5 минут; -формировать умение работать за столом в течении 15 минут. -Развивать умение запоминать зрительно 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Формировать понимание назначения предметов (одежда, посуда, мебель). -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; -развивать умение нанизывать бусы на веревочку (без указания на принцип сборки, с указанием принципа сборки). -Развитие взаимодействия ребенка с педагогом; -выполняет инструкции педагога; -формирование умения организовывать игровую деятельность с психологом, по правилам, предложенным педагогом:
использование психодраммы. | -Умеет подражать действиям педагога; -понимает и выполняет односложные, простые инструкции; -подражает звукам животных, транспорта. -Различает громкие-тихие звуки; -Различает различные текстуры: мягкие, твердые, гладкие, шершавые. Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5минут; -ребенок работает за столом в течении 15 минут. -Зрительно запоминает 3 несвязанных друг с другом предмета (изображения). -Знает и применяет по назначению одежду, посуду, мебель (может одеть и покормить куклу и т.д.). -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие. Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета; - умеет нанизывать бусы -Четко выполняет инструкции педагога; -участвует в игровой деятельности со взрослым по правилам, предложенным педагогом. | Промежуточный мониторинг по блоку Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку Промежуточный мониторинг по блоку Наблюдение Промежуточный мониторинг по блоку Наблюдение |
учитель-дефектолог | Позна ние | Восприятие цвета, формы, величины развито на низком уровне. Элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам. Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. | Развитие восприятия цвета, формы, величины в соответствии с программными требованиями. Формирование и развитие элементарных математических представлений. Форм. -е временных представлений и пространственной ориентировки. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. | Узнаёт, соотносит и называет основные цвета, плоскостные и объёмные фигуры в соответствии с возрастными требованиями, предметы по величине. Владеет количественными представлениями. Владеет временным понятием (день-ночь). Различает пространственные направления относительно себя (верху - в низу). Графические навыки улучшились | Заполнение диагностического протокол, анализ продуктов деятельности. |
музыкальный руководитель | Музы каль ная деятель ность | на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкальных произведений отсутствует, то есть ребенок эмоционально не откликается при восприятии музыкальных произведений (низший уровень). Элементарные представления о видах искусства не сформированы, свой опыт не отражает. Не узнает и не понимает содержания музыкальных произведений; в совместной со взрослыми деятельности выполняет некоторые простые движения под музыку, но неритмично; на изменение музыки не реагирует; избегает любых проявлений самостоятельности | Музыкально-ритмические упражнения Свободное движение. Ритмические разминки. Упражнения на развитие чувства ритма. Пальчиковые игры. Упражнения на развитие мелкой моторики. Упражнения на развитие речевых и мимических движений Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах. Распевание и пение. Хороводы и пляски. Коммуникативные, ритмические игры по правилам. | Способен слушать музыкальное произведение, не отвлекаясь. Проявляет эмоциональный отклик на прослушанную музыку. Слушать пение и игру взрослого, подпевать отдельные повторяющиеся слова, подражая интонации взрослого. Запоминает простейших плясовых движений: притопы одной ногой, переступание с ноги на ногу, хлопки в ладоши, вращение кистями рук, кружение вокруг себя. Выполнению движений с предметами, в парах. | Наблюдение в течение года |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Задания и упражнения не могут быть выполнены, в связи с тем, что ребенок не может понять, как можно выполнять то или иное упражнение. | Упражнения и задания для занимающегося ребенка подбирать с постепенным усложнением. | Такой способ способствует усвоению определенных знаний, в которых поэтапно выполняется то или иное задание или упражнение. | Целевые ориентиры подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторингу). |
учитель-логопед | Социально-коммуникативное развитие Развитие понимания речи Словарный запас Развитие фонематического слуха Артикуляционная моторика Общая и мелкая моторика Развитие ВПФ | Наблюдается явно выраженный избирательный и речевой негативизм. Нарушена смысловая сторона речи. Не соответствует возрастным нормам. Развит слабо для данного возраста. Слабость артикуляционной моторики. Слабость общей мелкой моторики. Слабое развитие внимания, памяти, мышления. | 1.Установление полноценного контакта и минимизация избирательного и речевого негативизма. 2.Сфомировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность через постепенное включение в игровые и режимные моменты, доступные и комфортные в форме деятельности. 1.Выполнение коротких, доступных инструкций. 2.Учить находить предметы, игрушки, узнавать и правильно показывать предметы и игрушки по инструкции логопеда, показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. 1.Обогащение пассивного словарного запаса через игровые приемы, доступные формы взаимодействия. 2.Введение в активный словарь. Для стимуляции речевой деятельности и отработки элементов звучащей речи рекомендовано использовать игры, включающие отдельные локализации и элементарные слова. Постепенное включение в занятия артикуляционных упражнений. Использование игр, направленных на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями. Включение заданий на развитие внимания, памяти, мышления. | Установлен полноценный контакт и минимизирован избирательный и речевой негативизм. Сформирован положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность через постепенное включение в игровые и режимные моменты, доступные и комфортные формы деятельности. Выполняет короткие, доступные инструкции, находит и узнает предметы и игрушки по инструкции, показывает части тела в соответствии с просьбой взрослого. Обогащен словарный запас, введен в активный словарь. Отработаны элементы звучащей речи через игры, включающие отдельной локализации и отдельные слова. На занятиях постоянно используется комплекс артикуляционной гимнастики. Постоянно используются игры, направленные на проговаривание доступных слов, словосочетаний, на координацию речи с движениями. Постоянно включаются задания на развитие памяти, внимания, мышления. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Восприятие художественной литературы и фольклора.
5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.
6. Конструирование из разного материала.
7. Изобразительная (рисование, лепка, аппликация).
8. Музыкальная.
9. Двигательная.
За счет чего достигаем результатов?
- Наглядные методы и приемы (использование их по дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления …..).
- Словесные методы и приемы (многократное повторение, стимулирование речи)
- Использование методов моторной коррекции
- обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к сложному
- Метод игры (игровая деятельность)
- Сказкотерапия
- Куклотерапия
- Пескотерапия
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов:
- Дефектолога
- Учителя-логопеда
- Психолога
- Дополнительные индивидуальные занятия по музыке и физкультуре
Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
График индивидуальных занятий
Специалист | График |
дефектолог | Среда (подгрупповое занятие) 1 раз/нед. |
психолог | Вторник 10.00 – 10.20 |
музыка (инд) | Понедельник 9.50-10.10 |
физкультура |
- Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях
- содержание материала по образовательной деятельности по типу упрощения
- активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале
-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка
-при проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка
-многократное повторение материала
Организация пространства
Параметр | исполнение | Ресурс для исполнения | ответственный |
Организация пространства | |||
Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума | Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях Музыка, шум без ограничений Оформление центра «Приветствие» и центра «Наши достижения», центра уединения. | Материал для центра приветствия, для центра достижений | Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель |
Дидактический и методический материал | Картотеки игр и упражнений, альбом диагностический, картинки и иллюстрации для работы с Егором. | Материал для изготовления дидактических игр | Воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по ф/к |
Визуальная поддержка | Подкрепление для усвоения материала | Доска групповая, мольберт, доска для выставки работ детских, подставки | воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель |
Организация оптимального временного режима | Время пребывания –полный день. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм работы с мальчиком. Присутствие Егора на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать. Чередование отдыха и работы. | Детский сад | воспитатель, дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, муз.руководитель, инструктор по ф/к |
Срок реализации маршрута - 6 месяцев. Пересмотр маршрута – май 2017г.
Работа с родителями
Целевая группа | Задача | Форма |
Работа с родителями | Оказание помощи в вопросах воспитания и обучения ребенка, приобщение родителей к участию в жизни ДОУ, формирование психолого-педагогических знаний родителей. | Индивидуальное консультирование Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях, анкетирование, участие в праздниках и мероприятиях детского сада. |
Работа с родителями группы, где воспитывается …… | Воспитание толерантного отношения к детям с индивидуальными особенностями развития, принятие ребенка в группу | Групповое и индивидуальное консультирование, совместная театральная деятельность |
Работа с детьми группы
- работа по формированию у детей умения общаться со сверстниками с индивидуальными особенностями развития, через беседу, игру.
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Оценка индивидуального развития …… осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за мальчиком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а также в рамках мониторинга специалистов. Оценка индивидуального развития проводится через:
- Наблюдение
- Беседа
- Анализ продуктов деятельности
- Анализ карт развития
- Использование специализированных диагностических комплексов
- Деятельностные пробы
Оценка становления основных (ключевых) характеристик индивидуального развития ….. осуществляется с помощью заполнения всеми педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...