Консультация "Индивидуальный подход к развитию речи у детей"
консультация (старшая группа) на тему

Приветствую Вас, уважаемые коллеги! Приветствую Вас на своем сайте!      Батищева Наталья Алексеевна

Консультация по индивидуальному подходу к развитию речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему
«Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В детском саду проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Учитываются индивидуальные особенности речевого развития детей, что позволяет качественно подготовить ребенка к школе.

Методика развития речи в детском саду основана на следующих положениях:

1. Знание возрастных особенностей и возможностей детей.

2. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.

3. Тесная связь с логопедическими технологиями.

4. Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.

5. Взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей.

сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основе этого отмечают индивидуальные достижения каждого ребенка, намечают пути работы в детском саду и семье.

Воспитатели определяют сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных форм работы.

Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Необходимо после обследования речи детей разделить их на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.

Детей делят по степени сложности выявленных речевых недостатков. Можно детей разделить на три подгруппы. В первую подгруппу входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития) , которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой индивидуальной работы.

Во вторую подгруппу входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.

В третью подгруппу входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество не вызывает серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети, и пр.).

При подобном распределении детей оба воспитателя занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день (утром и вечером), с детьми второй подгруппы – два – три раза в неделю (либо утром , либо вечером); с детьми третьей подгруппы – один раз в неделю.

Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяют сами педагогов зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течении года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от успех. Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно – после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, логопедом. Наиболее остро перед воспитателем встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития.

Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года проводится хронометраж дня и недели, что позволяет составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагают индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания, либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы иУмение общаться со 

сверстни

ками 

и

другими людьми 

одно из 

необходимых

условий нормального личностного

и 

социального развития ребенка

.

Актуальность проблемы

"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса,

формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут 

своей цели, если не 

найдут завершающего выраж

ения в развитии связной речи"

-

О.С.

Ушакова.

На сегодняшний день 

-

образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у 

детей 

младшего

дошкольного в

озраста 

явление очень редкое.

Сейчас уж

е никого не нужно 

убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры 

речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу. Речь 

это то, почему в 

первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь н

еразрывно связана с мышлением.

Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:

ϖ

достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире.

ϖ

умеет думать, способен поня

тно выражать свои мысли и отст

а

ивать

своё мнение.

ϖ

легко 

устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.

Характерные 

проблемы 

развития 

речи 

дошкольников:

ϖ

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неумение правильно и 

грамотно выстроить распространенное предложение.

ϖ

Скудность речи. Недостаточный словарный запас.

ϖ

Употребление нелитературных слов и выражений.

ϖ

Небогатая диалогическая речь: неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос,

построить краткий или развернутый ответ.

ϖ

Неспособность выстроить монолог: на

пример, сюжетный или описательный рассказ на 

предложенную тему, пересказ текста своими словами.

ϖ

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

ϖ

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать 

громкость голо

са и темп речи и т. д.

ϖ

Плохая дикция.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием 

окружающего мира, развитием личности в целом. Л. С. Выготский указывал: «Есть все 

фактические и теоретические основания утверждать,

что не только интеллектуальное развитие 

ребенка, н

о и формирование его характера,

эмоций и личности в целом находится 

в 

непосредственной зависимости от речи».

Многочисленные психолого

-

педагогические исследования доказали, что дошкольное детство 

-

наиболее

сенситивный период для развития речи и овладения родным языком. Поэтому очень 

важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети овладели не только правильной, но и 

хорошей речью. Следовательно, развитие речи 

-

одна из важнейших задач системы дошкольного 

образования.

Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками 

должна организовываться на более высоком уровне, чем это было принято раньше, с учетом 

возросших потенциальных интеллектуальных возможностей детей.

Опираясь на богатый оп

ыт исследований, проведенных выдающимися педагогами и 

психологами, мы можем утверждать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте 

ведущей деятельности. Применительно к детям 

младшего 

дошкольного возраста ведущей 

деятельностью является 

игра

.

Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской 

речи должна быть организация игровой деятельности. Игра должна быть в первую очередь 

использована с целью создания наиболее оптимальных условий для речевого развития детей и 

овладения ими родным 

языком.

Игра 

-

первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные 

условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером 

определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово являе

тся для ребенка 

частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования 

деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку,

предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые бу

дут питать эту 

деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я 

столкнулась с рядом 

противоречий:

1.

Между формами 

обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого 

развития ребенка.

2.

Между методологическими подходами традиционной программы и использование в 

педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников.

3.

Между необходимостью высокого уро

вня познавательно

-

речевой готовности к школе 

и возможностями обеспечения оптимальных условий.

Цель моего опыта 

-

формирование связной речи ребенка, через игровую деятельность.

Перед нами в данной работе ставятся 

следующие задачи

:

-

Разви

вать

активн

ую

, коммуникативн

ую

реч

ь

;

-

о

богащ

ать

словар

ь

детей младшего дошкольного возраста при обучении родному языку;

-

р

азви

вать

образн

ую

реч

ь

дошкольников с помощью произведений фольклорного жанра и 

художественных книг;

-

в

в

одить

в процесс обучения де

тей различные типы игр ориентированные на обогащение 

словарного запаса;

-

с

озда

ва

ть условия для развития у детей самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, основой организации работы с детьми 

в образовательном процессе

является следующая

система 

дидактических принципов:

принцип развивающего обучения

заключается в правильном определении ведущих 

целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает 

разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей

учат думать,

рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных пу 

Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.

Индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года- конец августа- сентябрь.

Педагогами определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые

 трудности. НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На нихуточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе НОД у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их. К таким детям в нашей группе можно отнести: Эльвиру, Алешу С., Марата. Некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют на занятиях. Это у нас Света С.

Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.

Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны. К таким детям можно отнести Свету С. . Девочка пассивна на занятиях, но очень исполнительная, любит помогать взрослым, очень доброжелательная по отношению к своим сверстникам.

В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.

На занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.

Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.

Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.

Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...

Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»

Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему:  "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию речи детей средней группы

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным мет...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.

выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи....

Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста

В  статье  освещены  методы  и  приёмы  развития  речи  детей  дошкольного  возраста....

Дифференцированный подход к развитию речи у детей.

  Дифференцированный подход к развитию речи у детей....

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...