Консультация "Индивидуальный подход к развитию речи у детей"
консультация (старшая группа) на тему
Консультация по индивидуальному подходу к развитию речи детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
«Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В детском саду проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Учитываются индивидуальные особенности речевого развития детей, что позволяет качественно подготовить ребенка к школе.
Методика развития речи в детском саду основана на следующих положениях:
1. Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
2. Диагностика и учет уровня речевого развития каждого ребенка.
3. Тесная связь с логопедическими технологиями.
4. Сбалансированный охват всех сторон речи ребенка.
5. Взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей.
сравниваются с речевой нормой и с результатами предыдущего обследования. На основе этого отмечают индивидуальные достижения каждого ребенка, намечают пути работы в детском саду и семье.
Воспитатели определяют сильные и слабые стороны речевого развития всей группы в целом, проводят сравнительный анализ результатов последнего и настоящего обследования, выявляют наиболее характерные для конкретной группы речевые недостатки, исправлением которых занимаются в ходе фронтальных форм работы.
Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Необходимо после обследования речи детей разделить их на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы.
Детей делят по степени сложности выявленных речевых недостатков. Можно детей разделить на три подгруппы. В первую подгруппу входят дети с наибольшим количеством речевых недостатков (серьезное отставание по всем или нескольким направлениям речевого развития) , которые требуют самого пристального внимания, систематической подгрупповой индивидуальной работы.
Во вторую подгруппу входят дети с небольшим количеством речевых недостатков, требующие периодической работы.
В третью подгруппу входят дети, у которых отсутствуют речевые недостатки или их количество не вызывает серьезных опасений (недостатки в развитии мелкой моторики, леворукие дети, и пр.).
При подобном распределении детей оба воспитателя занимаются со всеми подгруппами, однако интенсивность работы с каждой из них разная. Так, с детьми первой подгруппы педагоги работают каждый день (утром и вечером), с детьми второй подгруппы – два – три раза в неделю (либо утром , либо вечером); с детьми третьей подгруппы – один раз в неделю.
Интенсивность работы со второй и третьей подгруппами определяют сами педагогов зависимости от результатов обследования речи детей на начало учебного года. В течении года дети в подгруппах могут меняться. Это зависит от успех. Содержание подгрупповой и индивидуальной работы определяется ежемесячно – после подведения итогов предыдущего месяца воспитателями группы, логопедом. Наиболее остро перед воспитателем встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. Не хватает времени, чтобы охватить всех детей и поработать с ними по всем направлениям речевого развития.
Для определения реальных временных возможностей в каждой группе в начале учебного года проводится хронометраж дня и недели, что позволяет составить реальный план индивидуальной и подгрупповой работы, выработать алгоритм педагогического воздействия и самостоятельной речевой деятельности каждого ребенка. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагают индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их речевые недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания, либо их подключают к уже работающим детям (последний вариант возможен в том случае, если речевые дефекты совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы иУмение общаться со
сверстни
ками
и
другими людьми
–
одно из
необходимых
условий нормального личностного
и
социального развития ребенка
.
Актуальность проблемы
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса,
формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут
своей цели, если не
найдут завершающего выраж
ения в развитии связной речи"
-
О.С.
Ушакова.
На сегодняшний день
-
образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у
детей
младшего
дошкольного в
озраста
–
явление очень редкое.
Сейчас уж
е никого не нужно
убеждать в том, насколько важно развивать речь детей. Все мы понимаем, что уровень культуры
речи во многом определяет его личную и профессиональную судьбу. Речь
–
это то, почему в
первую очередь судят о развитии ребенка, потому что речь н
еразрывно связана с мышлением.
Если дошкольник умеет хорошо говорить, это значит, что он:
ϖ
достаточно свободно для своего возраста ориентируется в окружающем мире.
ϖ
умеет думать, способен поня
тно выражать свои мысли и отст
а
ивать
своё мнение.
ϖ
легко
устанавливает контакты с другими детьми и взрослыми.
Характерные
проблемы
развития
речи
дошкольников:
ϖ
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неумение правильно и
грамотно выстроить распространенное предложение.
ϖ
Скудность речи. Недостаточный словарный запас.
ϖ
Употребление нелитературных слов и выражений.
ϖ
Небогатая диалогическая речь: неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развернутый ответ.
ϖ
Неспособность выстроить монолог: на
пример, сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами.
ϖ
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
ϖ
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать
громкость голо
са и темп речи и т. д.
ϖ
Плохая дикция.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием
окружающего мира, развитием личности в целом. Л. С. Выготский указывал: «Есть все
фактические и теоретические основания утверждать,
что не только интеллектуальное развитие
ребенка, н
о и формирование его характера,
эмоций и личности в целом находится
в
непосредственной зависимости от речи».
Многочисленные психолого
-
педагогические исследования доказали, что дошкольное детство
-
наиболее
сенситивный период для развития речи и овладения родным языком. Поэтому очень
важно, чтобы к старшему дошкольному возрасту дети овладели не только правильной, но и
хорошей речью. Следовательно, развитие речи
-
одна из важнейших задач системы дошкольного
образования.
Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками
должна организовываться на более высоком уровне, чем это было принято раньше, с учетом
возросших потенциальных интеллектуальных возможностей детей.
Опираясь на богатый оп
ыт исследований, проведенных выдающимися педагогами и
психологами, мы можем утверждать, что, прежде всего, развитие речи происходит в контексте
ведущей деятельности. Применительно к детям
младшего
дошкольного возраста ведущей
деятельностью является
игра
.
Поэтому в центре внимания педагогов с целью развития детской
речи должна быть организация игровой деятельности. Игра должна быть в первую очередь
использована с целью создания наиболее оптимальных условий для речевого развития детей и
овладения ими родным
языком.
Игра
-
первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные
условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером
определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово являе
тся для ребенка
частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования
деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку,
предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые бу
дут питать эту
деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Актуальность выбранной темы определилась моими наблюдениями, в результате которых я
столкнулась с рядом
противоречий:
1.
Между формами
обучения и воспитания и индивидуальным темпом речевого
развития ребенка.
2.
Между методологическими подходами традиционной программы и использование в
педагогическом процессе новых форм организации деятельности дошкольников.
3.
Между необходимостью высокого уро
вня познавательно
-
речевой готовности к школе
и возможностями обеспечения оптимальных условий.
Цель моего опыта
-
формирование связной речи ребенка, через игровую деятельность.
Перед нами в данной работе ставятся
следующие задачи
:
-
Разви
вать
активн
ую
, коммуникативн
ую
реч
ь
;
-
о
богащ
ать
словар
ь
детей младшего дошкольного возраста при обучении родному языку;
-
р
азви
вать
образн
ую
реч
ь
дошкольников с помощью произведений фольклорного жанра и
художественных книг;
-
в
в
одить
в процесс обучения де
тей различные типы игр ориентированные на обогащение
словарного запаса;
-
с
озда
ва
ть условия для развития у детей самостоятельной игровой деятельности.
Таким образом, основой организации работы с детьми
в образовательном процессе
является следующая
система
дидактических принципов:
∙
принцип развивающего обучения
заключается в правильном определении ведущих
целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает
разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей
учат думать,
рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных пу
Правильное планирование и эффективное проведение работы по речевому развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности развития речи и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка.
Индивидуальные особенности выявляются при обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года- конец августа- сентябрь.
Педагогами определяются сильные и слабые стороны речи каждого ребенка, которые
трудности. НОД занимает небольшую часть времени в режиме дня, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.
На нихуточняются, расширяются и углубляются представление детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети получают элементарные навыки логического мышления. В процессе НОД у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие. На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения: сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила и ревностно их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов и недостаточное развитие тормозной реакции. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их. К таким детям в нашей группе можно отнести: Эльвиру, Алешу С., Марата. Некоторые дети сидят спокойно и не нарушают правил, но они пассивны и не участвуют на занятиях. Это у нас Света С.
Ведь обучение на занятиях это и есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Этим подчеркивается необходимость индивидуального подхода к детям на занятиях.
Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявление инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания, как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе молчаливые, застенчивые, замкнутые, нерешительные дети выявляют такие качества, которые за ним и не замечались. Прежде всего, они теряют молчаливость, а в дальнейшем становятся не менее активными, чем те, которые всегда отличались большой активностью. Для преодоления их молчаливости педагог, прежде всего, должен расположить их к себе, заботиться о том, чтоб они вошли в коллектив, имели товарищей. Таких детей нельзя вызывать первыми, а вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу. Во время занятий следует использовать игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности, произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей. Очень важен индивидуальный подход к детям, которые медленно соображают. Этих детей нельзя назвать глупыми и ленивыми, так у них много положительного. Они внимательны и аккуратны, умеют хорошо справляться со многими бытовыми заданиями. Такие дети послушны, уступчивы, добродушны. К таким детям можно отнести Свету С. . Девочка пассивна на занятиях, но очень исполнительная, любит помогать взрослым, очень доброжелательная по отношению к своим сверстникам.
В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать.
На занятиях по развитию речи мы должны учитывать не только степень усвоения детьми программного материала, но и их индивидуального проявления, обусловленные особенностями темперамента, характера отражающиеся в их поведение. Сразу можно выделить детей, активно участвующих на занятиях, проявляющих живой интерес к обучению, хорошо владеющей речью. Вместе с тем заметны дети, обнаруживающие безразличие к занятиям, нежелание думать, Обычно и речь у них плохо развита, Безусловно, у активных детей надо поддерживать и развивать интерес к занятиям, давать им дополнительные усложненные задания, предлагать исправлять речевые ошибки товарищей.
Пассивных детей чаще вызывать, заставлять, задумываться над своим ответом, приучать размышлять обращаться к личному опыту.
Очень важен индивидуальный подход и на занятиях по изобразительной деятельности. Одни более полно и творчески проявляют себя в рисовании, другие – в лепке, третьи – в вырезании. Мы должны активно помогать ребенку, давая дополнительные указания, советы, внимательно относясь к проявлению его инициативы, выдумки.
Итак, мы видим, что индивидуальный подход органически входит в повседневную, педагогическую деятельность. Работа по осуществлению индивидуального подхода к детям трудная, она требует и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
"Осуществление дифференцированного подхода в развитии психоэмоциональных особенностейдетей дошкольного возраста с ОНР и ТНР" Изучение особенностей психоэмоциональной сферы детей...
Педсовет "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»
Данный материал представляет собой конспект педагогического совета на тему: "Компетентностный подход к развитию речи детей – важнейшее условие качественного образования»...
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию речи детей средней группы
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным мет...
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.
выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи....
Индивидуальный подход к развитию речи детей дошкольного возраста
В статье освещены методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста....
Дифференцированный подход к развитию речи у детей.
Дифференцированный подход к развитию речи у детей....
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход к развитию речи детей»
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по т...