ПРОЕКТ БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме
ПРОЕКТ БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Богатыри Земли русской» |
Разработчик и составитель программы | Валиева Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ №12 « Красная шапочка» |
Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка». |
Участники | Воспитатель, специалисты детского сада, воспитанники и их родители. |
Актуальность, основания для разработки проекта | Сегодня, как и во все времена, является актуальным предоставление возможности детям обрести и сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научиться любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Но любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Это наша сегодня задача! |
Цель | Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желание им подражать.
|
Задачи | 1. Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны. 2. Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы. 3. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей Древней Руси. 4. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми. 5. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей. 6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. |
Сроки реализации | Декабрь 2013 –февраль 2014г. |
Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты:
· Расширены и закреплены знания детей о богатырях Древней Руси, об их жизни, об их быте, об их оружии.
|
Место проведения | 633010. Новосибирская область, г. Бердск, ул. Вокзальная, 16; МБДОУ№12 «Красная шапочка». Группа №2. |
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Введение
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей семье, своему городу, своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста.
Проект ориентирован на ознакомление с историей Древней Руси, что так важно для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Под “нравственно- патриотическим воспитанием” понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о Руси, возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это вызовет стремление быть похожими на наших великих предков.
Проектом предусмотрен объект исследования – богатыри Земли русской.
Предметом деятельности является процесс знакомства с былинами Древней Руси,как источниками знаний о русских богатырях.
Актуальность проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, лежат в основе его воспитания.Предоставить возможность детям понять и принять ориентиры, как сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Именно поэтому проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Земли русской» актуален для детей дошкольного возраста.
Этот проект является отличной возможностью создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, за Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов Древней Руси, своей страны России.
Участие детей в совместных проектах дает им возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия. Именно взрослые поставят перед дошкольниками много вопросов, на которые они сами захотят найти ответы.
Проблема проекта
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы ее сами сделаем. А для этого мы должны формировать у детей интерес к героическому прошлому русского народа, к её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской.
Вид проекта: Информационно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта:декабрь 2013 - февраль 2014.
Участники проекта:
· Дети подготовительной группы (6-7лет),
· Воспитатель
· Родители воспитанников.
· Музыкальный руководитель
· Инструктор по ФК.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все образовательные области в дошкольном образовании, реализовываться через различные виды деятельности дошкольника. Оно осуществляется в повседневной жизни, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Разнообразие форм работы с детьми по патриотическому воспитанию является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе интеграции всех образовательных областей. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывчатыми, не полными.
Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к героическому прошлому русского народа, истории Руси, расширить кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории нашего великого народа, интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.
Цель: Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Задачи:
1. Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
2. Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
3. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
4. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход
из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
5. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Сформирован познавательный интерес к фактам истории своей страны, уважение к защитникам Отечества, к поисковой деятельности.
· Расширены и закреплены знания детей о богатырях, об их жизни, об их быте, об их оружиях.
- Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы.
- Освоены и закреплены способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватных возрасту.
- Заложены основы нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
- Сформирована мотивация родителей к сотрудничеству с воспитателями и детским садом;
- Активизированы компоненты диалогической и монологической речи детей
Предполагаемые продукты проекта:
1. Мини-музей: «Музей богатырской славы».
2. Презентация проекта «Богатыри Земли русской».
3. Учебно-методический комплекс проекта:
· Пособие «Богатыри Земли русской»
· Пособие «Поговорки, пословицы, стихи о богатырях»
· Пособие «Былины старины глубокой»
· Пособие «Одежда и оружие богатырей»
· Конспект открытого занятия «Богатыри Земли русской»
· Конспекты занятий в соответствии с планом
· Словарь былинных терминов.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Фотоаппарат, компьютер, поисковая система Интернет, принтер.
Литература о былинах, богатырях, видеофильм «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Иллюстрации богатырей Древней Руси; картина «Три богатыря»; карточки с изображением одежды богатырей, их оружия (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Методы и приемы работы с детьми:
· Чтение книг.
· Поиск информации в Интернете.
· НОД
· Игры: дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные.
· Пальчиковая гимнастика.
· Лепка, аппликация, рисование.
· Самостоятельное обдумывание.
· Обращение к родителям.
· Обращение к специалистам.
· Воссоздание предмета или события.
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Активизация словаря детей:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Разработка проекта связана с использованием модели “Трех вопросов”.
Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
1. Что мы знаем? (общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении)
2. Что мы хотим узнать? (общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они хотят узнать об определенном предмете или явлении)
3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать? (общее обсуждение, когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы? об определенном предмете или явлении)
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: Декабрь 2013-февраль 2014года
1этап:Подготовительный(декабрь 2013г.)
· Работа с детьми по модели «Трех вопросов»
· Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
· Постановка цели и задач.
· Написание проекта.
- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
· Обсуждение вариантов поиска информации.
· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап:Основной(январь 2014-15 февраля 2014г.)
· Реализация проекта.
· Составление конспектов занятий и спортивного досуга.
· Подбор былин, стихов, физкультминуток и малых форм русского фольклора.
· Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин В.Васнецова.
· Подбор дидактических игр.
· Подбор музыкального репертуара.
· Проведение НОД, досуговых, спортивных мероприятий
· Привлечение родителей к текущему проекту.
3 этап:Заключительный (15-28 февраля 2014г.)
· Открытое занятие «Богатыри земли русской»
· Мини-музей: «Музей богатырской славы».
· Презентация проекта перед педагогическим коллективом.
· Презентация проекта на родительском собрании.
· УМК к проекту
· Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения и в СМИ.
·
План мероприятий по реализации проекта
1этап:Подготовительный(декабрь 2013г.)
Этап | Форма работы | Содержание |
Подготовительный этап
| · Собеседование с детьми по модели Трех вопросов · Обозначение актуальности и темы будущего проекта. · Постановка цели и задач. · Написание проекта · Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. · Пополнить книжный уголок необходимыми материалами. · Организовать работу с родителями по подбору нужного материала.
| - Беседа с детьми по модели Трех вопросов: Что мы знаем? Были богатыри. Богатыри были на Руси. Они воевали с врагами и т.д. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? Какие подвиги совершили русские богатыри? С кем они сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырем? - Анализ ситуаций; - Определение цели и задач. - Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме. - Использование разных источников при поиске ответа на вопрос (работа со словарями, поход с родителями в библиотеку, использование интернета).
|
2 этап:Основной(январь 2014-15 февраля 2014г.)
Образовательные области. | Виды детской деятельности | Содержание деятельности |
Познание | 1.НОД 2.Беседы с детьми
3.Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей. 4.Просмотр мультфильмов.
5.Совместная работа с родителями.
6.Рассматривание книг о богатырях, беседы, составление творческих рассказов. 7.Создание альбома. 8.Речевая игра «Скажи и объясни». 9.Придумывание сказки о богатырях. | 1. «Защитники земли Русской». 2.«Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей.» 3. Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
4. «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». 5. Исследуют (ищут в дополнительных источниках) слова из былин непонятные по значению, пословицы, стихи о богатырях; -беседуют на тему: «Где и в каких источниках можно добыть информацию
7.«Богатыри – защитники земли русской».
|
Коммуникация | НОД: | Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». - Речевая игра «Скажи и объясни». - Придумывание сказки о богатырях. |
Чтение художественной литературы | 1.НОД:
2. Физкультминутка 3. Чтение стихов, пословиц, загадок | 1. «Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Садко. - сказка «Финист – Ясный сокол» 2. «Богатырь». 3. - В.Берестов «Богатыри». - А.Пушкин «Сказка о царе Салтане ». - Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести. - Загадки о богатырях. |
Социализация | Дидактические игры | - ТРИЗ-игра «Если бы я был… богатырём»; - «Собери богатыря в путь – дорогу…» - Кроссворды, ребусы. - «Назови богатыря» |
Сюжетно-ролевые игры | Богатыри в быту. | |
Театрализованные игры | Игра – драматизация «В гостях у трех богатырей» | |
Физическая культура | Пальчиковая гимнастика | - «Три богатыря» |
Подвижные игры | - Конкурс силачей - Эстафета «Проскачи на коне» - Перетяни канат - Испытание богатырей | |
Музыка | Прослушивание песен и музыки России | - «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой -"Богатырская симфония" И. Бородина |
Художественное творчество | Аппликация/ Лепка НОД: | «Тридцать три богатыря (аппликация)» - Лепка+природный материал по образцу «Палица». |
Рисование 1.НОД: 2.Выставка | 1. Русский богатырский щит (рисование) - Раскраска про богатырей. -Аппликация «33 богатыря» 2.Совместные работы детей и родителей «Богатырский конь». | |
Художественный Труд 1. НОД: 2. Совместная работа с родителями | 1. «Богатыри нашей группы» 2. Изготовление богатырского шлема (с родителями). - Коллективная работа: экспонаты музея |
3 этап:Заключительный (15-28 февраля 2014г.)
Этап | Форма работы | Содержание |
Заключительный этап | Определить результаты проектной деятельности.Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
| Создание музея богатырской славы. Презентация проекта. Оформление результатов проекта: Проект. Итоговое занятие. УМК: «Богатыри земли русской», «Словарь былинных терминов», «Пословицы и поговорки и стихи о богатырях» «Одежда и оружие богатырей» «Былины Земли русской» Оформление дидактической игры «Собери богатыря на подвиг героический».
|
Критерии диагностического обследования детей
Знание основных героев былин
Высокий уровень: Ребёнок знает имена основных героев предложенных былин (6 былин).
Верно осознаёт мотивы поступков героев, понимает их внутренние переживания.
Средний уровень: Из предложенного ряда называет имена героев трёх-четырёх былин. Обращает внимание на действия и поступки героев, может охарактеризовать их черты характера.
Низкий уровень: Ребёнок не знает основных героев былин. Не проявляет интереса к былинному эпосу.
Знание основного содержания былин
Высокий уровень: Ребёнок может передать основное содержание предложенного ряда былин. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляет внимание и интерес к языку литературного произведения.
Средний уровень: Ребёнок передаёт основное содержание былин с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при слушании былинного текста. Не всегда устанавливает связь между отдельными эпизодами былины. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень: Ребёнок не может передать содержание былины даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении былин.
Представления о жизни, быте, основных занятиях людей
Высокий уровень: Ребёнок проявляет устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера (занятия древних славян, предметы быта, уклад жизни). Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость каждого вида труда, предназначение орудий труда и предметов быта. У ребёнка создано целостное представление об укладе жизни в Древней Руси.
Средний уровень: У ребёнка имеются отрывочные сведения об основных занятиях людей в Древней Руси, об укладе жизни, предметах быта. Ребёнок стремится аргументировать свои суждения, может вести диалог на данную тему с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Низкий уровень: Ребёнок называет отдельные предметы быта, но не знает их назначения; называет отдельные ремёсла, но не обосновывает значимость трудовых действий. Отсутствуют знания об укладе жизни людей в Древней Руси. Ребёнок затрудняется вести диалог даже с помощью вопросов воспитателя.
Ноябрь
Март
Выводы
Мы с ребятами теперь знаем гораздо больше, нежели раньше, знаем о своей русской Земле, о богатырях Древней Руси, познакомившись с былинами Древней Руси. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом и заключается причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Данный проект реализовался в рамках образовательной программы детского сада и проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родники России». Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы нам помогло сотрудничество с родителями.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогических работников детского сада, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской. Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только познакомиться с историей Древней Руси и ее героями, но и дадут толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов.
Литература:
1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, конспекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005;
2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;
3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г.
4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004.
5.Аникин В.П. Мир былин и сказок
6.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986
7.Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
8.Русский эпос, Ф.М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988
9.Русское народное поэтическое творчество», Ю.Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986
Задачи с учётом интеграции различных видов деятельности
в ходе реализации проекта
Познание
Продолжать формировать элементарные представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской.
Сформировать представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче и т.д.
Знакомство с геометрической фигурой трапеции, находить различия в двух рисунках, учить понимать отношения в двух меньших чисел, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения.
Коммуникация
Овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Совершенствовать диалогическую речь; продолжать учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составление мини рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Активизация словаря: ратник, богатырь, былина, витязь, кольчуга, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, булава, пахарь, оберёг.
Вызвать у детей интерес к разным видам монологической речи (описанию)
Учить описывать свои впечатления и высказывать своё мнение после прослушивания былин.
Чтение художественной литературы
Продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения.
Помогать, детям правильно воспринимать содержание произведений
Познакомить детей с таким жанром, как былина, сказ, с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Художественное творчество
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Продолжать развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из пластилина и массы для лепки. Закреплять технические навыки лепки предметов круглой, овальной, прямоугольной форм.
Учить рисовать богатыря. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения, чисто промывать кисть,
Приучать детей быть аккуратными, сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы всё убирать со стола на свои места.
Формировать умение пользоваться ножницами. Продолжать учить вырезать разные детали для одежды богатыря. Закреплять навык вырезать круглые и овальные формы из квадрата, прямоугольника.
Социализация
Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игры, развитии замысла.
Создавать условия для развития длительных сюжетно-ролевых игр со сложной структурой игрового пространства, насыщать деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; развивать творческие игры.
Музыка: Знакомить с древне – русским музыкальным инструментом «Гусли». Познакомить с музыкальными произведениями: симфония «Богатырская», фрагментами из оперы «Князь Игорь»
Физическая культура
Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных играх.
Совершенствовать двигательные навыки и умения детей.
Развивать ориентировку в пространстве, чувство равновесия и ритмичности.
Используемые дополнительные формы работы с детьми в рамках проекта в самостоятельной и совместной деятельности
Познание. Коммуникация. ФЦКМ. · Рассматривание и беседа по картине В.Васнецова «Богатыри». · Беседа «Богатыри нашего времени». · Конструирование из строительного материала «Богатырская крепость». | Чтение художествен. Литературы. Чтение былин: · « Илья Муромец и три странника»; · «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; · «Добрыня Никитич и Змей»; · «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич»; Чтение стихотворения «Богатырь» И. Гуриной. «Русь» И.C.Никитин. Заучивание наизусть: · стихотворения «Силён как вольный ветер» Никита Морозов г. Иркутск; · считалки о богатырях. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и богатырях. | Художественное творчество. · Рисование «Портрет богатыря» · Лепка. Пластилинография. «Богатырский конь». · Аппликация (декоративная) «Одежда богатыря». · Раскраски: богатырь, богатырь на коне, бой богатыря, змей Горыныч, матрёшка богатырь.
|
Социализация. · Дидактические игры: «Подбери словечко» (Богатырь, какой? Прилагательные). «Что может пригодиться в бою богатырю». «Узнай богатыря по отрывку из былины» «Четвёртый лишний» (классификация оружия) · Подвижные игры: «Хвост и голова»; «Кузнец»; «Петушиные бои». | Физическая культура. · Физкультминутки: «Богатырь»; «Богатыри». · Спортивный досуг «Наши богатыри». Эстафеты: Перетягивание каната, Меткий богатырь, Кто сильнее? (армрестлинг) Пройди над пропастью. Переберись через огненную реку. Чей конь самый быстрый? | Музыка. Слушание · песни «Богатырская сила» м.А.Пахмутовой, с.Н.Добронравого. · разучивание отрывка из песни «Богатырская сила». · симфонической музыки М.Мусоргский «Картинки с выставки» - «Богатырские врата». · Разучивание танца «Богатыри» (муз.раб.)
|
Труд в природе. Строительство из снега богатырской заставы. | Здоровье. Беседа: «Могучий богатырь – здоровый богатырь». | Работа с родителями. · «Слово к родителям» информационная доска. · Чтение былин с детьми. · Поиск информации, пословиц, стихов и раскрасок в интернете. · Просмотр вместе с детьми мультфильмов о богатырях. · Приобретение родителями подарков для мальчиков. |
Технологическая карта проекта
Название проекта | «Богатыри Земли русской» |
Разработчик и составитель программы | Валиева Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ №12 « Красная шапочка» |
Название организации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Красная шапочка». |
Участники | Воспитатель, специалисты детского сада, воспитанники и их родители. |
Актуальность, основания для разработки проекта | Сегодня, как и во все времена, является актуальным предоставление возможности детям обрести и сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научиться любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Но любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Это наша сегодня задача! |
Цель | Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желание им подражать.
|
Задачи | 1. Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны. 2. Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы. 3. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей Древней Руси. 4. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми. 5. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей. 6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада. |
Сроки реализации | Декабрь 2013 –февраль 2014г. |
Ожидаемые результаты | Ожидаемые результаты:
· Расширены и закреплены знания детей о богатырях Древней Руси, об их жизни, об их быте, об их оружии.
|
Место проведения | 633010. Новосибирская область, г. Бердск, ул. Вокзальная, 16; МБДОУ№12 «Красная шапочка». Группа №2. |
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Введение
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей семье, своему городу, своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста.
Проект ориентирован на ознакомление с историей Древней Руси, что так важно для нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Под “нравственно- патриотическим воспитанием” понимается процесс содействия становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о Руси, возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это вызовет стремление быть похожими на наших великих предков.
Проектом предусмотрен объект исследования – богатыри Земли русской.
Предметом деятельности является процесс знакомства с былинами Древней Руси,как источниками знаний о русских богатырях.
Актуальность проекта
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины. Наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира, лежат в основе его воспитания.Предоставить возможность детям понять и принять ориентиры, как сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Каждая страна уникальна. И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Именно поэтому проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри Земли русской» актуален для детей дошкольного возраста.
Этот проект является отличной возможностью создать условия для воспитания у детей чувства гордости за свой народ, за Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов Древней Руси, своей страны России.
Участие детей в совместных проектах дает им возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия. Именно взрослые поставят перед дошкольниками много вопросов, на которые они сами захотят найти ответы.
Проблема проекта
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативные суждения на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы ее сами сделаем. А для этого мы должны формировать у детей интерес к героическому прошлому русского народа, к её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской.
Вид проекта: Информационно-творческий, долгосрочный.
Срок реализации проекта:декабрь 2013 - февраль 2014.
Участники проекта:
· Дети подготовительной группы (6-7лет),
· Воспитатель
· Родители воспитанников.
· Музыкальный руководитель
· Инструктор по ФК.
Гипотеза
Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все образовательные области в дошкольном образовании, реализовываться через различные виды деятельности дошкольника. Оно осуществляется в повседневной жизни, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, в совместной и самостоятельной деятельности детей. Разнообразие форм работы с детьми по патриотическому воспитанию является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе интеграции всех образовательных областей. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывчатыми, не полными.
Если создать атмосферу заинтересованности в былинном эпосе, если вызвать положительное эмоциональное отношение к героическому прошлому русского народа, истории Руси, расширить кругозор детей на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, музыкальных произведений, иллюстраций картин художников, то мы сможем пробудить чувство сопричастности к истории нашего великого народа, интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.
Цель: Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Задачи:
1. Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
2. Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
3. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
4. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход
из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
5. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты:
- Сформирован познавательный интерес к фактам истории своей страны, уважение к защитникам Отечества, к поисковой деятельности.
· Расширены и закреплены знания детей о богатырях, об их жизни, об их быте, об их оружиях.
- Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы.
- Освоены и закреплены способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватных возрасту.
- Заложены основы нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
- Сформирована мотивация родителей к сотрудничеству с воспитателями и детским садом;
- Активизированы компоненты диалогической и монологической речи детей
Предполагаемые продукты проекта:
1. Мини-музей: «Музей богатырской славы».
2. Презентация проекта «Богатыри Земли русской».
3. Учебно-методический комплекс проекта:
· Пособие «Богатыри Земли русской»
· Пособие «Поговорки, пословицы, стихи о богатырях»
· Пособие «Былины старины глубокой»
· Пособие «Одежда и оружие богатырей»
· Конспект открытого занятия «Богатыри Земли русской»
· Конспекты занятий в соответствии с планом
· Словарь былинных терминов.
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:
Фотоаппарат, компьютер, поисковая система Интернет, принтер.
Литература о былинах, богатырях, видеофильм «Илья Муромец и Соловей разбойник».
Иллюстрации богатырей Древней Руси; картина «Три богатыря»; карточки с изображением одежды богатырей, их оружия (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на распутьи, три дороги, лес, изображения Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча.
Методы и приемы работы с детьми:
· Чтение книг.
· Поиск информации в Интернете.
· НОД
· Игры: дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные.
· Пальчиковая гимнастика.
· Лепка, аппликация, рисование.
· Самостоятельное обдумывание.
· Обращение к родителям.
· Обращение к специалистам.
· Воссоздание предмета или события.
Виды детской деятельности:
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.
Активизация словаря детей:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Разработка проекта связана с использованием модели “Трех вопросов”.
Ее суть в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
1. Что мы знаем? (общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении)
2. Что мы хотим узнать? (общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они хотят узнать об определенном предмете или явлении)
3. Что нужно сделать для того, чтобы узнать? (общее обсуждение, когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопросы? об определенном предмете или явлении)
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: Декабрь 2013-февраль 2014года
1этап:Подготовительный(декабрь 2013г.)
· Работа с детьми по модели «Трех вопросов»
· Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
· Постановка цели и задач.
· Написание проекта.
- Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
· Обсуждение вариантов поиска информации.
· Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап:Основной(январь 2014-15 февраля 2014г.)
· Реализация проекта.
· Составление конспектов занятий и спортивного досуга.
· Подбор былин, стихов, физкультминуток и малых форм русского фольклора.
· Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин В.Васнецова.
· Подбор дидактических игр.
· Подбор музыкального репертуара.
· Проведение НОД, досуговых, спортивных мероприятий
· Привлечение родителей к текущему проекту.
3 этап:Заключительный (15-28 февраля 2014г.)
· Открытое занятие «Богатыри земли русской»
· Мини-музей: «Музей богатырской славы».
· Презентация проекта перед педагогическим коллективом.
· Презентация проекта на родительском собрании.
· УМК к проекту
· Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения и в СМИ.
·
План мероприятий по реализации проекта
1этап:Подготовительный(декабрь 2013г.)
Этап | Форма работы | Содержание |
Подготовительный этап
| · Собеседование с детьми по модели Трех вопросов · Обозначение актуальности и темы будущего проекта. · Постановка цели и задач. · Написание проекта · Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. · Пополнить книжный уголок необходимыми материалами. · Организовать работу с родителями по подбору нужного материала.
| - Беседа с детьми по модели Трех вопросов: Что мы знаем? Были богатыри. Богатыри были на Руси. Они воевали с врагами и т.д. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? Какие подвиги совершили русские богатыри? С кем они сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырем? - Анализ ситуаций; - Определение цели и задач. - Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме. - Использование разных источников при поиске ответа на вопрос (работа со словарями, поход с родителями в библиотеку, использование интернета).
|
2 этап:Основной(январь 2014-15 февраля 2014г.)
Образовательные области. | Виды детской деятельности | Содержание деятельности |
Познание | 1.НОД 2.Беседы с детьми
3.Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей. 4.Просмотр мультфильмов.
5.Совместная работа с родителями.
6.Рассматривание книг о богатырях, беседы, составление творческих рассказов. 7.Создание альбома. 8.Речевая игра «Скажи и объясни». 9.Придумывание сказки о богатырях. | 1. «Защитники земли Русской». 2.«Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать богатырём?», «Подвиги русских богатырей.» 3. Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».
4. «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». 5. Исследуют (ищут в дополнительных источниках) слова из былин непонятные по значению, пословицы, стихи о богатырях; -беседуют на тему: «Где и в каких источниках можно добыть информацию
7.«Богатыри – защитники земли русской».
|
Коммуникация | НОД: | Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». - Речевая игра «Скажи и объясни». - Придумывание сказки о богатырях. |
Чтение художественной литературы | 1.НОД:
2. Физкультминутка 3. Чтение стихов, пословиц, загадок | 1. «Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», про Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Садко. - сказка «Финист – Ясный сокол» 2. «Богатырь». 3. - В.Берестов «Богатыри». - А.Пушкин «Сказка о царе Салтане ». - Пословицы и поговорки о силе, мужестве и доблести. - Загадки о богатырях. |
Социализация | Дидактические игры | - ТРИЗ-игра «Если бы я был… богатырём»; - «Собери богатыря в путь – дорогу…» - Кроссворды, ребусы. - «Назови богатыря» |
Сюжетно-ролевые игры | Богатыри в быту. | |
Театрализованные игры | Игра – драматизация «В гостях у трех богатырей» | |
Физическая культура | Пальчиковая гимнастика | - «Три богатыря» |
Подвижные игры | - Конкурс силачей - Эстафета «Проскачи на коне» - Перетяни канат - Испытание богатырей | |
Музыка | Прослушивание песен и музыки России | - «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой -"Богатырская симфония" И. Бородина |
Художественное творчество | Аппликация/ Лепка НОД: | «Тридцать три богатыря (аппликация)» - Лепка+природный материал по образцу «Палица». |
Рисование 1.НОД: 2.Выставка | 1. Русский богатырский щит (рисование) - Раскраска про богатырей. -Аппликация «33 богатыря» 2.Совместные работы детей и родителей «Богатырский конь». | |
Художественный Труд 1. НОД: 2. Совместная работа с родителями | 1. «Богатыри нашей группы» 2. Изготовление богатырского шлема (с родителями). - Коллективная работа: экспонаты музея |
3 этап:Заключительный (15-28 февраля 2014г.)
Этап | Форма работы | Содержание |
Заключительный этап | Определить результаты проектной деятельности.Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
| Создание музея богатырской славы. Презентация проекта. Оформление результатов проекта: Проект. Итоговое занятие. УМК: «Богатыри земли русской», «Словарь былинных терминов», «Пословицы и поговорки и стихи о богатырях» «Одежда и оружие богатырей» «Былины Земли русской» Оформление дидактической игры «Собери богатыря на подвиг героический».
|
Критерии диагностического обследования детей
Знание основных героев былин
Высокий уровень: Ребёнок знает имена основных героев предложенных былин (6 былин).
Верно осознаёт мотивы поступков героев, понимает их внутренние переживания.
Средний уровень: Из предложенного ряда называет имена героев трёх-четырёх былин. Обращает внимание на действия и поступки героев, может охарактеризовать их черты характера.
Низкий уровень: Ребёнок не знает основных героев былин. Не проявляет интереса к былинному эпосу.
Знание основного содержания былин
Высокий уровень: Ребёнок может передать основное содержание предложенного ряда былин. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Проявляет внимание и интерес к языку литературного произведения.
Средний уровень: Ребёнок передаёт основное содержание былин с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при слушании былинного текста. Не всегда устанавливает связь между отдельными эпизодами былины. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.
Низкий уровень: Ребёнок не может передать содержание былины даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении былин.
Представления о жизни, быте, основных занятиях людей
Высокий уровень: Ребёнок проявляет устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера (занятия древних славян, предметы быта, уклад жизни). Владеет речью-доказательством, верно обосновывает значимость каждого вида труда, предназначение орудий труда и предметов быта. У ребёнка создано целостное представление об укладе жизни в Древней Руси.
Средний уровень: У ребёнка имеются отрывочные сведения об основных занятиях людей в Древней Руси, об укладе жизни, предметах быта. Ребёнок стремится аргументировать свои суждения, может вести диалог на данную тему с помощью наводящих вопросов воспитателя.
Низкий уровень: Ребёнок называет отдельные предметы быта, но не знает их назначения; называет отдельные ремёсла, но не обосновывает значимость трудовых действий. Отсутствуют знания об укладе жизни людей в Древней Руси. Ребёнок затрудняется вести диалог даже с помощью вопросов воспитателя.
Ноябрь
Март
Выводы
Мы с ребятами теперь знаем гораздо больше, нежели раньше, знаем о своей русской Земле, о богатырях Древней Руси, познакомившись с былинами Древней Руси. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом и заключается причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Данный проект реализовался в рамках образовательной программы детского сада и проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родники России». Полноценно реализовать задуманный проект и решить возникшие проблемы нам помогло сотрудничество с родителями.
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогических работников детского сада, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской. Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только познакомиться с историей Древней Руси и ее героями, но и дадут толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов.
Литература:
1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, конспекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005;
2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006;
3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г.
4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004.
5.Аникин В.П. Мир былин и сказок
6.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986
7.Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
8.Русский эпос, Ф.М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988
9.Русское народное поэтическое творчество», Ю.Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986
Задачи с учётом интеграции различных видов деятельности
в ходе реализации проекта
Познание
Продолжать формировать элементарные представления о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской.
Сформировать представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче и т.д.
Знакомство с геометрической фигурой трапеции, находить различия в двух рисунках, учить понимать отношения в двух меньших чисел, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Активизировать развитие познавательного и эмоционального воображения.
Коммуникация
Овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Совершенствовать диалогическую речь; продолжать учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы, описывать предмет, составление мини рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».
Активизация словаря: ратник, богатырь, былина, витязь, кольчуга, сбруя, щит, шлем, снаряжение, доспехи, булава, пахарь, оберёг.
Вызвать у детей интерес к разным видам монологической речи (описанию)
Учить описывать свои впечатления и высказывать своё мнение после прослушивания былин.
Чтение художественной литературы
Продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения.
Помогать, детям правильно воспринимать содержание произведений
Познакомить детей с таким жанром, как былина, сказ, с пословицами, поговорками русского народа о силе, храбрости, смелости. Подвести к пониманию, что в каждой пословице, поговорке заключена народная мудрость.
Художественное творчество
Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Продолжать развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из пластилина и массы для лепки. Закреплять технические навыки лепки предметов круглой, овальной, прямоугольной форм.
Учить рисовать богатыря. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения, чисто промывать кисть,
Приучать детей быть аккуратными, сохранять своё рабочее место в порядке, по окончании работы всё убирать со стола на свои места.
Формировать умение пользоваться ножницами. Продолжать учить вырезать разные детали для одежды богатыря. Закреплять навык вырезать круглые и овальные формы из квадрата, прямоугольника.
Социализация
Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать самостоятельность в выборе игры, развитии замысла.
Создавать условия для развития длительных сюжетно-ролевых игр со сложной структурой игрового пространства, насыщать деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями; развивать творческие игры.
Музыка: Знакомить с древне – русским музыкальным инструментом «Гусли». Познакомить с музыкальными произведениями: симфония «Богатырская», фрагментами из оперы «Князь Игорь»
Физическая культура
Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных играх.
Совершенствовать двигательные навыки и умения детей.
Развивать ориентировку в пространстве, чувство равновесия и ритмичности.
Используемые дополнительные формы работы с детьми в рамках проекта в самостоятельной и совместной деятельности
Познание. Коммуникация. ФЦКМ. · Рассматривание и беседа по картине В.Васнецова «Богатыри». · Беседа «Богатыри нашего времени». · Конструирование из строительного материала «Богатырская крепость». | Чтение художествен. Литературы. Чтение былин: · « Илья Муромец и три странника»; · «Илья Муромец и Соловей Разбойник»; · «Добрыня Никитич и Змей»; · «Алёша Попович и ТугаринЗмеевич»; Чтение стихотворения «Богатырь» И. Гуриной. «Русь» И.C.Никитин. Заучивание наизусть: · стихотворения «Силён как вольный ветер» Никита Морозов г. Иркутск; · считалки о богатырях. Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и богатырях. | Художественное творчество. · Рисование «Портрет богатыря» · Лепка. Пластилинография. «Богатырский конь». · Аппликация (декоративная) «Одежда богатыря». · Раскраски: богатырь, богатырь на коне, бой богатыря, змей Горыныч, матрёшка богатырь.
|
Социализация. · Дидактические игры: «Подбери словечко» (Богатырь, какой? Прилагательные). «Что может пригодиться в бою богатырю». «Узнай богатыря по отрывку из былины» «Четвёртый лишний» (классификация оружия) · Подвижные игры: «Хвост и голова»; «Кузнец»; «Петушиные бои». | Физическая культура. · Физкультминутки: «Богатырь»; «Богатыри». · Спортивный досуг «Наши богатыри». Эстафеты: Перетягивание каната, Меткий богатырь, Кто сильнее? (армрестлинг) Пройди над пропастью. Переберись через огненную реку. Чей конь самый быстрый? | Музыка. Слушание · песни «Богатырская сила» м.А.Пахмутовой, с.Н.Добронравого. · разучивание отрывка из песни «Богатырская сила». · симфонической музыки М.Мусоргский «Картинки с выставки» - «Богатырские врата». · Разучивание танца «Богатыри» (муз.раб.)
|
Труд в природе. Строительство из снега богатырской заставы. | Здоровье. Беседа: «Могучий богатырь – здоровый богатырь». | Работа с родителями. · «Слово к родителям» информационная доска. · Чтение былин с детьми. · Поиск информации, пословиц, стихов и раскрасок в интернете. · Просмотр вместе с детьми мультфильмов о богатырях. · Приобретение родителями подарков для мальчиков. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatyri.ppt | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков
Актуальность проекта Сегодня, как и во все времена, является актуальным предоставление возможности детям обрести и сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры, научиться любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Но любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Ребенок не рождается добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Это наша сегодня задача!
Вид проекта : Информационно-творческий, долгосрочный Срок реализации проекта: Декабрь 2013 - февраль 2014. Участники проекта: Дети подготовительной группы (6-7лет). Воспитатель. Родители воспитанников. Музыкальный руководитель. Инструктор по ФК.
Разработка проекта связана с использованием модели “Трех вопросов” Что мы знаем? ( проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении ) Что мы хотим узнать? ( проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они хотят узнать об определенном предмете или явлении ) Что нужно сделать для того, чтобы узнать? ( проводится общее обсуждение, когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает Как нам найти ответы на вопросы об определенном предмете или явлении
Цель: Воспитание чувства гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Задачи Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны. Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей. Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты Сформирован познавательный интерес к фактам истории Древней Руси, уважение к защитникам Отечества, к поисковой деятельности. Расширены и закреплены знания детей о богатырях, об их жизни, об их быте, об их оружии. Сформирована мотивация получения знаний из художественной литературы. Освоены и закреплены способы решения интеллектуальных и коммуникативных задач, адекватных возрасту. Заложены основы нравственных личностных качеств: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность. Сформирована мотивация родителей к сотрудничеству с воспитателями и детским садом; Активизированы компоненты диалогической и монологической речи детей
Предполагаемые продукты проекта Музей- экспозиция «Музей богатырской славы». Презентация проекта «Богатыри Земли русской». Учебно-методический комплекс проекта: «Богатыри земли русской». «Одежда и оружие богатырей». «Пословицы, загадки и стихи о богатырях». Дидактическая игра: «Собери богатыря на подвиг героический» Конспект открытого занятия «Богатыри Земли русской» Словарь былинных терминов Былины Древней Руси
Объект исследования : Богатыри Земли русской. Предмет исследования: Былины древней Руси Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: Фотоаппарат, компьютер, поисковая система Интернет, принтер. Литература о былинах, богатырях, видеофильм «Илья Муромец и соловей разбойник», картина «Три богатыря». Иллюстрации богатырей Древней Руси; картина «Три богатыря»; Карточки с изображением одежды богатырей, их оружия (меч, булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка, автомат); Костюмы богатырей и гусляра. Канаты, камушки из бумаги, камень на распутье, три дороги, лес, изображения Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыныча и т.д.
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы. Методы и приемы работы с детьми: Чтение книг. Поиск информации в Интернете. Игры: дидактические, сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные. Пальчиковая гимнастика. Лепка, аппликация, рисование. Самостоятельное обдумывание. Обращение к родителям. Обращение к специалистам. Воссоздание предмета или события.
Активизация словаря детей: Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
1этап: Подготовительный (декабрь 2013г.) Работа с детьми по модели «Трех вопросов». Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Постановка цели и задач. Написание проекта. Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей. Обсуждение вариантов поиска информации. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Этапы реализации проекта Сроки реализации проекта : Декабрь 2013-февраль 2014года
2 этап: Основной ( январь 2014-15 февраля 2014г.) Реализация проекта. Составление конспектов занятий и спортивного досуга. Подбор былин, стихов, физкультминуток и малых форм русского фольклора. Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин В.Васнецова. Подбор дидактических игр. Подбор музыкального репертуара. Проведение НОД, досуговых, спортивных мероприятий Привлечение родителей к текущему проекту. Этапы реализации проекта Сроки реализации проекта : Декабрь 2013-февраль 2014года
3 этап: Заключительный (15-28 февраля 2014г.) Открытое занятие «Богатыри земли русской». Мини-музей: «Музей богатырской славы». Презентация проекта перед педагогическим коллективом. Презентация проекта на родительском собрании. УМК к проекту. Размещение информации о реализации проекта на сайте учреждения и в СМИ. Этапы реализации проекта Сроки реализации проекта : Декабрь 2013-февраль 2014года
Проект был реализован с учетом интеграции образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, физическая культура Мероприятия в рамках проекта осуществлялись: в ходе режимных моментов; в ходе самостоятельной деятельности детей; в процессе совместной деятельности педагога с детьми в различных видах детской деятельности; в процессе совместной деятельности детей и родителей.
Совместная деятельность с родителями «Слово к родителям» (информационный стенд в группе). Чтение былин с детьми. Поиск информации и раскрасок в Интернете. Просмотр вместе с детьми мультфильмов о богатырях. Изготовление экспонатов для мини-музея. Участие родителей в спортивных и досуговых развлечениях. Строительство крепости на участке.
Диагностическое обследование детей ( ноябрь)
Диагностическое обследование детей (март)
Выводы Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы педагогических работников детского сада, занимающимся проблемами детства, а также мотивирующим фактором формирования интереса к героическому прошлому русского народа, её великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской. Он является импульсом к становлению ребенка, формированию у него: - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); -нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и он позволит не только познакомиться с историей Древней Руси и ее героями, но и даст толчок для развития направления по нравственно-патриотическому воспитанию детей и профессиональной компетентности педагогов и родителей.
Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но Слава вам, Не давшим Русь врагу, богатырям! И если богатырь стоит на страже, То может быть из вас уверен каждый, Что от врагов любых защищены Все рубежи твоей родной страны!
https://www.free-lance.ru/users/NIKLEN/viewproj.php?prjid=643225 http://www.rospis-spb.ru/portfolio-kartiny.php Интернет-ресурсы. http://zhaba.ru/item57151
Использованная литература: 1. «Развитие речи и творчества дошкольников»(игры, упражнения, конспекты занятий, под ред. О. С. Ушаковой, Москва ТЦ "Сфера", 2005; 2. «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л. А. Кондрыкинской, Москва ТЦ "Сфера", 2006; 3. «Моя Родина – Россия» комплект пособий, Москва «Школьная пресса», 2009г. 4. Г. Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России», Москва, «Аркти», 2004. 5.Аникин В.П. Мир былин и сказок 6.Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986 7.Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984 8.Русский эпос, Ф.М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988 9.Русское народное поэтическое творчество», Ю.Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986
Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я!
Методическое сопровождение: Зам. заведующей по ВМР Юшкина О.В. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ И ТВОРЧЕСТВА ВАМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Богатыри земли русской"
Данный прект создан для развития чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа, формирует гендерную и гражданскую принадлежность....
Образовательный проект «Богатыри Земли Русской»
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста ...
Проект "Богатыри Земли Русской (старший дошкольной возраст)"
ПРОЕКТ «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»АКТУАЛЬНОСТЬ: Сегодня, в соответствии с ФГОС, на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно...
Исторически – познавательный проект «Богатыри земли русской»
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о бог...
Проект "Богатыри земли русской"
Погружение детей в мир музыкальных образов русской классической музыки, произведений живописи, былин путём организации детской практической деятельности в контексте прое...
Проект "Богатыри земли русской"
Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то...
Проект:"Богатыри земли русской"
Презентация про богатырей...