Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
статья на тему

Саурская Елена Дмитриевна

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации обязательно должно быть не только положительное, эмоциональное проявление, но и дружеское взаимодействие воспитанников в коллективе, а также взаимодействие , объединяющее различные воспитательные воздействия в конкретном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

Саурская Елена Дмитриевна

воспитатель, 1 кв. категория

ГБОУ Школа №2127, г.Москва

В ходе взаимодействия ребенка с другим человеком возникают две формы общения:

Общение непосредственное, не стесненное рамками деятельности, осуществляемое ребенком без каких-либо правил, нормативов и образцов. В большинстве случаев его рассматривают как особую специфическую деятельность.

Общение, опосредованное ситуацией совместной деятельности ребенка и взрослого или ребенка и другого ребенка. Этот вид общения называют произвольным.

Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственно предметной ситуацией и ситуативными взаимоотношениями с окружающими людьми, но и сознательно понимаемыми задачами, правилами и требованиями .

Рассмотрим произвольные формы общения. Произвольные формы общения свойственны не только детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, они появляются у детей и в младшем возрасте. Общение, которое возникает внутри совместной деятельности, нельзя еще назвать произвольным, но, вместе с тем, оно уже и не непосредственное.

Становление произвольного общения называют развитием произвольности в общении. Произвольное общение ребенка с взрослым и сверстниками делает непроизвольное общение "культурным", осознанным для него. Если общение до появления в нем произвольности было включено в другие виды деятельности, то в дальнейшем, когда ребенок научится подчинять свое общение определенным законам и правилам той деятельности, которую он осуществляет с другими людьми, качественно меняется и его общение как самостоятельная деятельность.

Педагогические условия, влияющие на эффективность форм педагогического взаимодействия детей со взрослыми:

  1. совместная с другими людьми деятельность ребенка. В отечественной психологии разработано положение о том, что деятельность индивида вообще, и ребенка, в частности, носит (в своих первоначальных формах) общественный характер и требует для своего осуществления определенных форм общения и сотрудничества с другими людьми. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми находится в прямой зависимости от развития его форм общения;
  2. организация совместной продуктивной деятельности, где продукт выполняет функцию наглядной оценки успешности взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по своим психологическим особенностям активно направлены на получение оценок, нуждаются в них, требуют оценок от взрослого. Прямая педагогическая оценка зачастую неприемлема для детей дошкольного возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как оценка успешности деятельности, а как характеристика его личностных свойств и качеств. Подчеркнем, при организации общения оценка обязательно нужна, но характер оценивания должен быть особым. Функцию такой оценки может выполнить продукт, получаемый в совместной деятельности;
  3. овладение ребенком разными позициями в общении со взрослыми и сверстниками в определенной логике и преемственности:

- ребенок "над" партнером;

- ребенок "подчинен" партнеру;

- ребенок "на равных" с партнером.

Педагог играет особую роль в развитии у детей произвольности. Ребенок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым, и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри сферы деятельности педагога, внутри человеческого общения и в связи с ним. Произвольность должна осознаваться ребенком. В старшем дошкольном возрасте осознание своего поведения формируется в социальном взаимодействии с педагогом, где смысл и средства деятельности передаются ребенку в единстве. Вне опоры на отношение взрослого ребенок не может знать, что и как он делает. Отношение взрослого к правилу превращает это правило в мотив собственных действий ребенка;

  1. индивидуальная деятельность детей. Развитие самосознания личности происходит параллельно с осознанием внешнего мира. Осознание себя как "Я" является результатом общего психического развития ребенка и относится к трехлетнему возрасту. В старшем дошкольном возрасте детям доступно осознание себя как субъекта групповых взаимоотношений и совместной коллективной деятельности. В старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивационную деятельность, которая обусловливает предпочтение детьми совместной формы ее организации, а именно:

- объективная и субъективная заинтересованность партнера для достижения общей цели.

- потребность в обществе сверстников и общении с ними

- потребность в положительных эмоциях

- адекватная самооценка

- высокий уровень навыков совместной деятельности.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста для осознания совместности необходима организация их полноценной индивидуальной деятельности. Очень важно на пути развития произвольности в общении создать у ребенка интерес к деятельности, а это, в свою очередь, поможет осознать преимущество совместной деятельности, над индивидуальной. Развитие произвольности в общении предполагает осознание ребенком совместности в деятельности с педагогом, условием которого является индивидуальная деятельность ребенка, его вхождение в разные позиционные отношения со взрослым: быть "над" взрослым – "под" взрослым – и "на равных" с педагогом.

В младшем и среднем дошкольном возрасте принятие и осознание значимости совместной деятельности проходит несколько этапов. Кратко их охарактеризуем:

- сначала у ребенка появляется интерес, как к индивидуальной, так и совместной с педагогом деятельности,

- далее возможность вступления всех участников взаимодействия в отношения разного типа,

- позже способность понимать преимущество совместной деятельности над индивидуальной.

В старшем дошкольном возрасте осознание и принятие важности совместной деятельности предполагает эмоциональное "проживание" ребенком ряда этапов взаимодействия:

На первом этапе ребенок самостоятельно находит норму или тип отношений с педагогом для вступления в сотрудничество с ним;

На втором этапе ребенок осознает свою значимость через индивидуальную деятельность и значимость взрослого через позицию педагога "над" ребенком в совместной деятельности;

На третьем этапе ребенок сознательно выходит на отношения "на равных" с педагогом. Этот этап является завершающим в осознании ребенком роли совместности в деятельности со взрослым и предполагает принятие совместной деятельности за норму деятельности, условие сотрудничества. Старший дошкольник имеет возможность преодолевать желаемую для него позицию быть "над" взрослым, выходить на отношения сотрудничества с педагогом, понимать влияние совместной деятельности на качество продукта деятельности.

Основной задачей педагога по вовлечению ребенка в общий разговор является подведение ребенка к самостоятельному открытию – вместе!

Если же в совместных действиях партнеров появляются какие-то противоречия, то о них говорят, используя "Я - сообщения". Последующая позиция педагога в совместной с ребенком деятельности состоит в несогласованности с действиями ребенка. Педагог втягивает ребенка в рассуждения, оговаривает и то, что ему интересно вместе с ребенком создавать что-либо (педагог называет конкретный продукт совместной деятельности), вдвоем лучше, чем одному, потому что можно и поговорить. Далее педагог выясняет отношение самого ребенка к совместной деятельности. Совместная деятельность педагога и ребенка по созданию какого-либо продукта способствует самостоятельному поиску наиболее предпочитаемого, в конкретной ситуации, типа общения с педагогом, для вхождения с ним в отношения равноправного партнерства, т.е. происходит обогащение коммуникативного опыта ребенка через введение двойной позиции взрослого - "над" ребенком и "на равных" с ним .

На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы пришли к следующему выводу: особенностями организации педагогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности могут выступать:

- субъект - субъектное взаимодействие между воспитателем и воспитанником;

- положительное, эмоционально проявленное, дружеское взаимодействие воспитанников в коллективе;

  • взаимодействие, объединяющее различные воспитательные воздействия в конкретном обществе.

Список литературы

1. Амосова В. Первые шаги к сотрудничеству // Дошкольное воспитание. -  2010. - № 11 – С.79 – 80.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.: Мысль, 2012. – 159с

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. – 464с.

4. Бондарь Е. И. Создание ситуации  успеха – условие развития одаренной личности // Одаренный ребенок. – 2008. - № 3. С. 93 – 97.

5. Емельянова М. Школа партнерства // Дошкольное воспитание. – 2009. -№ 4. – С. 37 – 40.

6. Жбанкова И. И. Проблема взаимодействия. – Минск: Наука и техника. 2001. – 140с.

7. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания – М.: Академия, 2012. – 256с.

8. Куликов В. Н. Проблемы социальной психологии. – М.: Эксмо, 2009. 39 с.

9. Лашкова Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3. – С. 34 — 35.

11. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание.  2008.- №3. С. 74 – 76.

12. Шебеко В. Воспитание ребенка, как субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2011. № 5. – С.28 — 30.

13. Шептихина Г. В.  Педагогическое взаимодействие с детьми // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 48 — 54.

14. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство, 2007. - 342с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов «Развитие внеситуативно-познавательного общения детей старшего дошкольного возраста со взрослым в ходе организации проектной деятельности».

Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может понять самого себя, найти своё место в мире (Е.О.Смирнова, М.И.Лисина, А....

Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность.

Использование интерактивных форм взаимодействия детей старшего дошкольного возраста с родителями через совместную проектную деятельность....

Опыт «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога черезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива  не должна носить эпизод...

Родительский клуб «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности». (подготовительная группа детей с ТНР)

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...

Конспект родительского клуба «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...

Родительский клуб на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в процессе познавательно исследовательской деятельности».

Цель: формировать единое образовательное пространство «ДОУ» - семья». Способствовать повышению компетенции родителей в вопросах речевого развития детей через исследовательскую деятел...

Мастер- класс «Координационная лестница как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО»

Мастер- класс«Координационная лестница  как средство развития у детей старшего дошкольного возраста координационных способностей при организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОО&ra...