Учебная программа по дополнительному образованию "Детсадовские умельцы"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Саленая Наталья Васильевна

Кружок «Детсадовские умельцы» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx158.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа села Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение детский сад «Рябинка» пос.Журавли

Тема:  Учебная программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста «Детсадовские умельцы»

Номинация «Внеурочная деятельность»

Автор:  Саленая Н.В.,воспитатель ГБОУ СОШ

с.Воскресенка СП детский сад «Рябинка»                                                                                                                             пос.Журавли

5 лет

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..3

Содержание программы………………………………………………….6

Ожидаемый результат……………………………………………………9

Методические рекомендации по проведению программы дополнительного образования………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………….12

Перспективный план……………………………………………………..13

Приложение………………………………………………………………15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Деятельность кружка позволяет дать детям дополнительные сведения по художественному творчеству : ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в  детском саду воспитанники пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Дети фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Детсадовские умельцы» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели программы:

1. Развитие творческих способностей до школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по видам аппликации.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам». 

Задачи:

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить  изготавливать аппликацию  с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности дошкольников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для программы дополнительного образования детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для дошкольников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами аппликации (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами.

По каждому виду аппликации  программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет.

        Программа дополнительного образования  «Детсадовские умельцы»

Разработана на 2 года обучения.

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы воспитателя  и воспитанников по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия ребята  под руководством  воспитателя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

Вводная беседа  (1 час).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению воспитанников  во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом (14 часов):

 - листья – 5ч.

- семена, кора, мох – 7ч.

- яичная скорлупа – 2ч.

  • Рассказ о флористике. Природа Самарской области.
  • Изготовление аппликаций из засушенных листьев.
  • Составление аппликаций (коллективная работа).
  • Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном (6 часов).

  • Рассказ «Из истории бумаги», «Аппликация».
  • Художественное моделирование из бумаги по шаблонам. Панно «Лесные мотивы».
  • Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление карнавальных масок.
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Конструирование из бумаги

Работа с тканью (3часа).

  • Знакомство с наперстком.
  • Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов».
  • Изготовление аппликации на ткани (по образцу).
  • Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
  • Шитье коврика из лоскутков различной ткани.

Работа с бросовым материалом (4 часов).

  • Конструирование дома для сказочных героев.
  • Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
  • Игрушки из пластмассовых бутылок.

Работа с пластилином (4 часа).

  • Рассказ о глине и пластилине.
  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
  • Лепка по замыслу детей.

 Работа с соленым тестом (4 часа).

  • Рассказ о тесте и свойстве соли.
  • Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
  • Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
  • Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов (1 час).

  • Подведение итогов работы, обзор курса.
  • Рефлексия.
  • Отзывы и пожелания.

Ожидаемый результат:

К концу 1 года обучения воспитанники  должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения воспитанники  должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Методические рекомендации по проведению программы дополнительного образования:

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Воспитателю  необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Формы подведения итогов реализации программы:

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе детского  сада), так и районные. Картинки используются в качестве подарков для детей младшего дошкольного возраста,  ветеранов, воспитателей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников, фестивалей, соревнований.

Список литературы:

  • А.Бахметьев, Т.Кизяков «Очень умелые ручки»
  • Н.С.Ворончихин «Сделай сам из бумаги»
  • С.И.Гудилина «Чудеса своими руками»
  • И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов»
  • М.А.Гусакова «Аппликация»; «Подарки и игрушки своими руками»
  • Н.Докучаева «Сказки из даров природы»
  • Т.И. Еременко «Рукоделие»
  • Н.М.Конышева «Чудесная мастерская», «Наш рукотворный мир», «Умелые руки», «Секреты мастеров»
  • М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры».

«Ручной труд является огромным

фактором умственного развития

ребенка».

Учебная программа дополнительного образования проводится 1 раз в неделю.

Перспективный план.

Сентябрь.

  1. Аппликация  из природного материала. «Катя мастерица».
  2. Аппликация  из природного материала. «Черепаха».
  3. Аппликация  из природного материала. «Грибок».
  4. Аппликация  из природного материала. «Чиполлино» .
  5.  Октябрь.
  1. Аппликация из бросового материала. «Осенний натюрморт».
  2. Аппликация из бросового материала. «Лукошко ягод».
  3. Аппликация из бросового материала. «Коврик».
  4. Аппликация из бросового материала.  «Осенний двор»

Ноябрь.

  1. Аппликация из пластилина. «Любимые герои мультфильмов».
  2. Аппликация из пластилина. «Красивая кошка».
  3. Аппликация из пластилина.  «Человечек».
  4. Аппликация из пластилина. «Ваза с фруктами».

Декабрь.

  1. Аппликация из бумаги. «Снежинка».
  2. Аппликация из соленого теста. «Бусы»
  3. Аппликация из соленого теста. «Новогодняя ветка».
  4. Аппликация из яичной скорлупы. «Ёлочка».

Январь.

  1. Аппликация из яичной скорлупы. «Снеговик».
  2. Аппликация из тополиного пуха. «Снежинка»
  3. Аппликация из манки.  «Дерево в снегу».

Февраль.

  1. Аппликация из манки. «Кораблик»
  2. Аппликация из соленого теста. «Робот».
  3. Аппликация из соленого теста. «Защитник».
  4. Аппликация из гофрированной бумаги. «Подарок папе».

Март.

  1. Аппликация из гофрированной бумаги. «Подарок маме. Цветы».
  2. Аппликация  из ракушек. «Сережки».
  3. Рамочка из ткани.
  4. Аппликация из ткани.  «Весна».

Апрель.

  1. Аппликация из ткани. «Комета».
  2. Аппликация  из соломы. «Закладка».
  3. «Весенние цветы» аппликация из риса.
  4.  Аппликация из гороха. «Дорожный командир».

Май.

  1. Аппликация из гречки. « Собачка».
  2. Аппликация из семечек. «Ёжик».
  3. Выставка. Итоговая работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

История происхождения ножниц

Еще древние римляне 2 тысячи лет назад, в силу необходимости изобрели инструмент для стрижки овец. Он мало походил на ножницы в нашем понимании, так как ножницы тогда представляли собой два лезвия, соединенных наподобие пинцета. Изобретение это, хоть и функционировало, не было особенно удачным (лезвия «овечьих» ножниц, появившихся впервые в Древнем Риме, не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта).http://luckytoys.ru/magazine_image/f-1326706927.jpg

И только после этого, примерно 1000 лет назад, какому-то ремесленнику пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами. Как показало время такие ножницы оказались более удобными. 

А далее, как всегда, изобретение начало жить своей собственной жизнью: временами усовершенствоваться (превращаясь в рабочие инструменты парикмахеров и лекарей), а временами становясь предметом роскоши из золота и серебра.  

Делали ножницы из стали и железа (стальные лезвия наваривали на железную основу), серебра, покрывали позолотой, богато украшали.  

А потом англичане изобрели ножницы для газонов, немцы придумали гигантские стальные ножницы для помощи при авариях на дорогах (этим приспособлением можно также разбить в машине стекло, открыть заклинившую дверь, обрезать ремни безопасности).  

А потом человек стал мыслить еще более широко и произвел ножницы из специальной керамики, оказавшиеся в три раза прочнее стальных и более износоустойчивыми, а резавшие гораздо тоньше.  

Позже придумали ножницы, которые совершенно перестали быть похожи на своего аналога-прародителя (на обыкновенную электродрель насаживается диск с тремя зубьями – можно резать со скоростью 20 метров в минуту резину, толстую кожу, линолеум и пластики).  

Затем были сконструированы самые современные ножницы, вмонтировав их в электронную машину, воспроизводящую на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Скорость раскроя – метр в секунду! 


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Из истории бумаги
Начало изготовления бумаги обычно относят к 105 году и связывают с именем китайца Цай Луня. Заслуга Цай Луня состоит в том, что он обобщил и усовершенствовал уже известный в Китае способ изготовления бумаги и впервые открыл основной технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Метод Цай Луня позволил использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю.
В Китае основным сырьём для производства бумаги были лубяные волокна шелковицы или тутового дерева. С них срезалась кора, которая после этого замачивалась в воде, а потом разделялась на грубый внешний слой и на более мягкий внутренний. Первый слой шёл на изготовление бумаги низшего сорта, а второй – для более тонких и дорогих видов бумаги. Рассортированные таким образом волокна луба в течение нескольких часов подвергались варке в открытых чанах с золой или с известковом молоком. Сваренный луб промывался водой, обрабатывался в ступке или укладывался на деревянные чурбаны либо каменные плиты, где он подвергался ударам молотка с особой насечкой до тех пор, пока не распадался на отдельные волокна. 
Измельчённая масса помещалась в черпальный чан, в которой разбавлялась водой и проклеивалась растительными соками или крахмальным клейстером. Для осаждения клея на волокна использовали кислые растительные соки, например сок незрелого винограда. Отлив листа осуществлялся при помощи черпальной формы, обтянутой снизу шёлковой или джутовой тканью либо имеющей сетку из тонких бамбуковых палочек. Отлитому листу бумаги давали слегка подсохнуть на форме, а затем с помощью специальной щетки или палочки его снимали и раскладывали для сушки на солнце на деревянном гладко полированном помосте.

Благодаря простоте производства, разнообразию сырьевых материалов и дешевизне ручного труда, бумага в Китае делалось самого разнообразного назначения.
Первым центром развития бумажного производства на Ближнем Востоке был город Самарканд. Это производство начало развиваться в середине 8 века, после того как в 751 году в решающем сражении арабы победили китайцев и от пленных мастеров переняли опыт производства бумаги и вскоре его усовершенствовали.
В Европу искусство производства бумаги перешло от арабов в 11-12 веках сначала в Испанию, Италию, Францию, а позже и в другие страны. 
В дальнейшем производство бумаги постоянно усовершенствовалось, механизировалось.
Художественные изделия из бумаги чаще появлялись на Востоке, в Китае и Японии. Хорошо известно японские оригами, а также лаковые росписи по основе из папье-маше. Эта техника часто использовалась и в игрушечном производстве и в мебельном, но особенно была востребована в театре, где бутафоры с ее помощью имитировали все возможные материалы.
В конце 80х годов ХХ века в западном искусстве возник интерес к бумаге как самостоятельному материалу для художественного творчества. В первую очередь к ней обратились художники, связанные с текстилем. И снова бумага пришла с Востока. На всех крупных международных выставках стали появлялись интересные работы представителей Японии и Кореи, использовавших как материал бумагу. В дальнейшем к бумаге начали обращаться и европейские художники. Появились галереи, выставляющие работы в этой технике. В Голландии с 2002 проходит Биеннале бумаги.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3


Знакомство с видами швов.

http://podelka-rukodelie.mybabbie.ru/pictures/28524-kakuyu-strochku-v-shite-primenit.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

История возникновения лоскутной техники

 Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика».

С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.

Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork*. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветном лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно). В качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию

Рабочая учебная программа по дополнительному образованиюКружок «Творческая мастерская» (Квиллинг)Направление: художественно-эстетическоеВозрастная группа: старшая логопедическая...

учебная программа по дополнительной образовательной услуги "Семицветик"

дополнительная образовательная услуга развитие художественных способностей у детей дошкольного возраста Семицветик...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...