Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
план-конспект урока (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект просветительского родительского собрания
Тема: «Роль семьи в формировании личности»
План:
- Лекционный материал
- «Роль семьи в формировании личности»
- Игра «Закончи предложение».
- Анкета «Какие мы родители»
- Просмотр слайд – шоу – DVD.
- Репортаж с выставки детских фотографий.
Цели:
- Ознакомить родителей с особенностями воспитания детей в ДОУ
- Провести анкету на выявление уровня общения ребёнка с родителями
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня мы собрались, чтобы побеседовать на тему «Роль семьи в формировании личности».
На мультимедийной доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка - чтобы его любили таким, какой он есть.
Обратиться к словам
Есть много разновидностей любви:
- Любовь умиления
- Любовь деспотическая
- Любовь откупа
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить внимание на мини-анкету на мониторе.
Дайте ответы на вопросы.
Анкета
Какие вы родители?
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своих детей?
5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были вместе с ними?
10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу — за ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.
Подсчитайте очки.
Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и нужно изменить.
При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у вас не налажен.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может они учатся жить у жизни.
Вернемся к недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других;
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант».
Игра «Закончи предложение».
Если:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
- Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
- Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
- Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
- Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
- Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
- Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
- Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
- Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
- Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Просмотр слайд – шоу – DVD.
Репортаж с выставки детских фотографий.
Заключение
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
Самоанализ собрания
Родительское собрание в старшей группе
От 27.10.2009
Тема собрания: «Общение ребёнка со сверстниками».
Присутствовало: 22 родителя
Для достижения намеченных целей использовала наглядный материал, который был рационально размещен.
Широко использовались различные методы собрания анкетирование, беседа с увлечением, насыщенные игры для родителей, выставку фотографий детей, слайд – шоу «Жизнь детей в ДОУ». Всё это, делало собрание более интересным, привлекательным, но более результативным методом являлось обращение к опыту родителей, постановка проблемы ситуации, что очень хорошо отражалось в течение всего собрания.
Собрание построено таким образам, что оно знакомило родителей с разными сторонами действительности: миром человеческих отношений, миром собственных переживании, взаимоотношения между детьми.
В процессе общения на собрании родители имели возможность высказать своё мнение, поделится опытом, обсуждали различные ситуации, находили совместное решение ответов на поставленные вопросы.
В этом смысле я и родители выступали, как равноправные партнеры, единомышленники.
Родители видели, что нет превосходства над ними, что я постоянно вливаюсь в их коллектив, поэтому свободно и легко вступали в общение, а окружающая среда и оформленное пространство помогали родителям чувствовать себя комфортно и свободно.
Во время собрания я отметила для себя, что определенный педагогический опыт есть у каждого родителя, так как на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства. Однако у одних опыт был, действительно, положительный, и человек вырос в атмосфере добра, уважения, внимания; у других - это память о бесконечных наказаниях и нотациях по любому поводу, требования достижения поставленной родителями цели, и человек оказался несамостоятельным, зависящим от другого мнения; а у третьих - только горькие воспоминания своего детства, безрадостные годы, которые сформировали их трудный, тяжелый характер.
Для того, чтобы узнать думают ли родители о том, какую личность они формируют, какие проблемы их волнуют в постоянной и непрерывной работе по воспитанию детей, какие вопросы остаются без ответа, чем они встревожены, чем могут поделиться – я провела анкетирование, использовала фрагменты выступлений родителей по данной проблеме, провела серьезную работу по анализу анкет.
В результате исследования были выделены следующие позиции, позволяющие определить отношение родителей к поставленным вопросам: 1. "Мой ребенок - личность"; 2. "До личности еще расти и расти".
"Мой ребенок - личность!"
Данная позиция характеризуется тем, что родители в своих суждениях очень четко, конкретно и определенно не просто выбрали данное утверждение, но и аргументировали свой выбор. На мой взгляд, очень ценным является то, что родители не идеализируют своего ребенка, а свободно и откровенно говорят как о достоинствах, так и о недостатках растущего человека, принимают его "таким, какой он есть". Здесь оказался совершенно ненужным фактор успешной или неуспешной учебной деятельности, ведь он для родителей – личность состоявшаяся. Они считаются с его мнением, с его интересами, вместе обсуждают и решают многие проблемы (семейные, и т.д.). Такие родители, обращая внимание на характер, суждения, поведение своего ребенка, обязательно отметят те конкретные жизненные ситуации, где ребенок, на их взгляд, проявил свои личностные качества: отстоял свое мнение и оказался прав, не поддался на уговоры и проявил волю, нашел в себе силы честно признаться в неблагородном поступке, не побоялся открыто сказать то, что думает.
В таких семьях сам ребенок считает себя личностью, потому, что его уважают, с ним считаются, к его мнению прислушиваются, он имеет свои мнения, взгляды на жизнь, не боится рассказать о своих проблемах и спросить совета, несет ответственность за свои действия и поступки. Он родителям рассказывает о своих больших и маленьких победах, огорчениях, неудачах. В этих высказываниях родители, оценивая ребенка как личность, утверждают: "Я люблю своего ребенка таким, какой он есть"; "Я его ценю, уважаю"; "Мой ребенок такой же самостоятельный в принятии решения, как и я".
"До личности еще расти и расти ..."
Данная позиция определяется тем, что родители рассматривают личность, как конечный результат своего семейного и, в то же время, дошкольного воспитания. Позиция родителей здесь более авторитарная, то есть родители как бы оставляют за собой право решать многие (даже не очень важные вопросы) за самого ребенка: определяют ему круг друзей, не считаются с его личными взглядами и суждениями, навязывают свою точку зрения и требуют, чтобы ребенок беспрекословно выполнял требования взрослых, не рассуждая. Сам ребенок постоянно чувствует "ограниченность своей внутренней и внешней свободы": "Он мало знает о жизни"; "Он мало понимает, а жизнь - штука сложная"; "Она только с виду такая взрослая, а рассуждает, как ребенок"; "Меня не всегда интересует, что он думает"; "То, что говорят ей взрослые, пусть усвоит, тогда и поговорим, личность или нет моя дочь" ...
Среди родителей, нет единства во взглядах. Одни родители (их больше) считают, что личность ребенка они формируют по-разному: поощряют любые положительные поступки, рассказывают многочисленные примеры, делают замечания, консультируются со специалистами. Другие оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на ребенка из-за того, что "сомневаются" в нем, его возможностях.
Личность - конечный результат семейного и нашего воспитания. Родители, как показала моя работа, редко задумывались над тем, как они относятся к своим детям: как к личности, как к ребенку или просто уходят от рассмотрения данной проблемы.
Как показывает опыт работы с родителями, группа, выбравшая позицию "Мой ребенок - личность", многочисленна (70%). Эти родители более открыты, сами предлагают (если позволяют возможности) помощь в организации учебной и в не учебной работы. Дети таких родителей активно участвуют во всех делах, охотно помогают взрослым, правильно оценивают поступки и свои, и окружающих людей.
Более требовательные родители, лишающие, порой, своих детей самостоятельности, не создающие условий для самоопределения, саморегуляции, саморазвития личности в семье - составляют большую группу (30%), которая определяется позицией - "До личности еще расти и расти". Эти родители и от нас ждут таких же приемов педагогического воздействия. И если возникают какие-либо проблемы, то, авторитарно решая свои семейные вопросы в семье, дома, они и к воспитателям предъявляют такие же, как и к се6е, требования; всегда оставляют за собой последнее слово. Нет никаких намеков на то, что родители бессильны в воспитании детей, нет взаимных обид и разочарований, есть взаимное уважение и заинтересованность в решении возникающих проблем.
В заключение необходимо отметить, что проблема личности значима и актуальна. Именно личностно-ориентированный подход к воспитанию дает возможность в учебно-воспитательном процессе использовать необходимые формы, методы, приемы, ведь слагаемыми такого воспитания являются воспитывающие отношения, воспитывающая деятельность, воспитывающая среда. Мной не случайно подчеркивается воспитательный аспект, который изначально предполагает организованное, целенаправленное педагогическое управление, способствующее созданию условий для проявления учениками личностных качеств и позволяет вовлекать в этот процесс воспитателей, детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
В отношениях родителей и детей особое место занимает эмоционально - чувственный контакт, близость. Для решения данной проблемы рекомендуется воспользоваться для работы с родителями- социально - психол...
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка".
Цель: 1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями; 2.Разработка основных правил семейного воспитанияВ этом родительс...
Родительское собрание Роль семьи в формировании личности ребенка.
Цели родительского собрания:1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их увер...
Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»
Конспект родительского собрания«Роль семьи в формировании личности ребёнка»...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» направлен на выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям; расширение...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка"
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ....