Форма взаимодействия и работы со структурным подразделение ДОУ – семейная дошкольная группа
консультация на тему

Кузнецова Елена Владимировна

ДОКЛАД К СЕМИНАРУ «Психолого-педагогическое сопровождения процесса взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»

Тема: форма взаимодействия и работы со структурным подразделением ДОУ – семейная дошкольная группа.

Доклад выступления и презентацию подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №210»  Кузнецова Елена Владимировна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Приказ14.93 КБ
Файл prezent._k_sem._d.psih_._st.vosp_.docx24.54 КБ
Файл no2_sem.gruppakuznetsova.pptx691.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 210»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

П Р И К А З

     

15.03.16 г.                                                                                                № ___

О проведении районного семинара для педагогов-психологов по теме: «Психолого – педагогическое сопровождение процесса взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»».

На основании годового плана работы ДОУ на 2015-2016 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Подготовить и провести  19.04.2016г. районный семинар по плану:

1)сбор и регистрация участников семинара;

2) открытие семинара заведующим Бариновой А.Д. МДОУ «Детский сад №210»- презентация о детском саде;

3) доклад и презентация педагога –психолога Нарыковой Н.Ю.

Тема: «Родительский клуб как одна из эффективных форм повышения родительских компетенций в вопросах воспитания ребенка»;

4) доклад и презентация старшего воспитателя Кузнецовой  Е.В.

Тема: «Семейная дошкольная группа в ДОУ» (из опыта работы);

5) доклад и презентация воспитателей ДОУ Ни Р.А., Краснихиной Е.Н.

Тема: «Совместная образовательная деятельность педагогов  с воспитанниками старшей группы №3 по социально - коммуникативному развитию  «Наши права» в форме кружковой работы  как способ повышения социально-коммуникативного сознания ребенка»;

6) доклад и презентация музыкального руководителя Кибкало О.Ю.

Тема: «Укрепление взаимоотношений в семье через музыкальную деятельность в ДОУ» (из опыта работы).

Ответственный: педагог-психолог Нарыкова Н.Ю.

                            старший воспитатель Кузнецова Е.В.

2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

 

Заведующий МДОУ

«Детский сад № 210»                                   А.Д.Баринова

С приказом ознакомлены:

КузнецоваЕ.В. _______________ _____                                                                                              

Нарыкова Н.Ю. ____________________                                                                          

Москаленко Т.М. ___________________                                                                                      

Байбулова Л.К. _____________________                                                                                

 Кибкало Т.М. ______________________                                                

 Ни Р.А.               ____________________                                                                            

Краснихина Е. В. ___________________                                

Зубанова В.Н._______________________

Улитина В.Н.________________________

Терпугова Л.В._________________________



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №210»  

Образовательная среда дошкольной образовательной организации  как фактор позитивной социализации ребенка дошкольного возраста

ДОЛКЛАД К СЕМИНАРУ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ

 «Форма взаимодействия и работы со структурным подразделение  ДОУ

– семейная дошкольная группа»

Презентацию к семинару разработала и подготовила:

старший воспитатель Кузнецова Е.В.

Саратов 2016

ДОКЛАД К СЕМИНАРУ

«Психолого-педагогическое сопровождения процесса взаимодействия в диаде «родитель-ребенок»

Тема: форма взаимодействия и работы со структурным подразделением

ДОУ – семейная дошкольная группа.

Доклад выступления и презентацию подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №210»  Кузнецова Елена Владимировна.

БЛОК №1

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования является конституционным правом граждан Российской Федерации.

Одной из альтернативных форм дошкольного образования  -  семейные дошкольные группы. Это одна из форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; расширение дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, сокращение очерёдности на оформление в детский сад, создание дополнительных рабочих мест для неработающих родителей.

Семейные дошкольные группы могут посещать как дети одного возраста, так и дети разных возрастов, по каким-либо причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения. Такая "ячейка" становится  структурным подразделением близлежащего муниципального детского сада. Занятия с детьми в семейной группе  проводятся  по программе, реализуемой дошкольным учреждением, как в здании детского сада (музыкальные занятия, подготовка и участие в утренниках, спортивные занятия, и др.), так и в домашних условиях. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения.

Дошкольное учреждение, структурным подразделением которого будет семейная группа, должно оказывать методическую и консультативную помощь в организации деятельности семейной группы, осуществлять контроль (оперативный контроль) старшим воспитателем (проверка бытовых условий и соблюдения режима дня), старшей медицинской сестрой, специалистами ДОУ. Мама работает  и одновременно заниматься воспитанием своих детей, а мамы, желающие выйти на работу, но не обеспеченные местом в дошкольном учреждении, смогут устроить своих детей в семейную дошкольную группу.

Условия пребывания детей в семейной  дошкольной  группае  должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, расположенным в жилых помещениях жилищного фонда», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № 68 и вступающих в силу с 25 февраля 2014 года.

Единого документа, регулирующего функционирование этой формы организации присмотра за детьми, нет. Такие группы семейного воспитания стали образовываться при дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) как вариативная форма дошкольного образования. В отдельных регионах, их организация и деятельность регулируется  местными нормативными документами 

В Саратове и Саратовской области  такие группы рассматриваются как меры поддержки многодетных семей (Саратов) главным требованием создание семейной группы - трое детей дошкольного возраста. Условия развивающей среды которые требуют  к детскому саду  в квартире где располагается структурное подразделение (семейная группа) не всегда полностью соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3147-13, и программному обеспечению.

В некоторых регионах требования к помещению, в котором должна функционировать  семейная группа, настолько жесткие, что выполнить их в условиях квартиры невозможно (Санкт-Петербург).

БЛОК №2

В чем же разница между воспитателем детского сада и родителем воспитателем дошкольной семейной группы? Самое главное и определяющее в этом вопросе приставка «родитель».

Говоря об особенностях работы родителя-младшего воспитателя, необходимо обратить внимание на некоторые аспекты организации воспитательного процесса.

На сегодняшний момент в Саратове  и саратовской области  все мамы дошкольных семейных групп устроены в детском саду как – младшие воспитатели, также решением Министерства по образованию города Саратова  выделены средства для всех  мам дошкольных семейных групп на получение дополнительной специальности (не зависимо от первой специальности, образования)– педагог дошкольного образования.

        Воспитатели детских садов чаще работают с одновозрастными группами. Воспитанники семейной группы составляют разновозрастную группу, это вызывает значительные трудности при формировании достаточного уровня знаний и умений детей.

        Семейная дошкольная группа, как правило, имеет 3-4 ребенка. Это позволяет маме держать в поле зрения всех детей, уделять внимание каждому ребенку. Из этого вытекает главная особенность дошкольной семейной группы – индивидуальность в подходе  к каждому ребенку. Это не дань современным педагогическим веяниям, а естественное состояние семьи. Ведь родители просто не смогут справиться с детьми, не учтя в какой-то степени мнение каждого ребенка. Кто, как не мама, лучше поймет состояние своих детей в данный момент и сумеет построить работу, учитывая их конкретные возможности и потребности.

Например. Рассказывая о транспорте, мама предлагает детям отгадать загадки (их любят и малыши, и старшие дети, особенно если в качестве отгадки им показывают картинки). Малышам мама загадывает простые загадки, а старших просит не выкрикивать ответ. Затем дети определяются понятия: водный, воздушный и наземный транспорт. Младшие дети просто показывают картинки или игрушки, названия которых произносит мама, а старшие дети пытаются сами объяснять, почему данный вид транспорта входит в эту группу. Во время игры на внимательность дети отвечают по очереди, т.к. задание посильно для всех. (из опыта работы).

Дети многодетной семьи очень дружны. И если  они что-то делают, то делают только вместе. Поэтому приемлемым вариантом являются занятия со всей группой детей. Если задание или игра покажется для младшего ребенка слишком сложной, он может просто забраться к маме на колени, и они будут играть как одна команда, например, в домино «Транспорт».

        Дети многодетной семьи братья и сестры, их роли в семье распределены, за каждым закреплена своя доля лидерства, поэтому, организуя их совместную деятельность, мама должна стараться решить множество сопутствующих вопросов, наладив работу так, чтобы научить старших детей заботится о младших, не перебивать малышей, ненавязчиво им помогать, если они затрудняются с выполнением задания. (из опыта работы)

        Эти сложности и составляют преимущества совместного воспитания детей разного возраста: младшие дети обучаются гораздо быстрее, подражая старшим, а старшие дети становятся мягче и терпимее к младшим.

        Считается, что развивающая среда в семье проигрывает той, что существует в детском саду (нет того разнообразия дидактических пособий, игр и игрушек), но дети гораздо легче ориентируются дома и могут принимать активное участие в создании этой среды на занятии.

Например. Можно предложить подобрать игрушки для какой-нибудь игры.

        Также мама не так привязана к временным рамкам и может вносить изменения в запланированную работу.

Например. После рассматривания видов транспорта планировалось провести рисование. Но рассматривание картинок так вдохновило старших детей, что они захотели слепить парусники из пластилина. В результате рисование можно отложить на другой день. А младшие вместе с мамой сделали кораблик из мозаики.

        Являясь младшим воспитателем дошкольной семейной группы мама все равно остается мамой. Проживая каждый день со своими детьми, она стремиться рассказать о мире, научить чему-то новому и полезному, передать все то лучшее, что есть в ней самой.

        Мама может приводить детей на занятия в детский сад, к которому прикреплена семья. Воспитанники дошкольной семейной группы могут посещать музыкальные и физкультурные занятия в детском саду, а также ежедневные прогулки на территории детского сада.

БЛОК №3

Контроль за развивающей  средой и педагогической  деятельностью семейной группы.

Родителям, решившимся на создание таких групп у себя дома, следует быть готовым к тому, что детское учреждение, чьим структурным подразделением станет их группа, должно будет осуществлять контроль условий, в которых воспитываются их дети.

В нашем детском саду организация контроля следующая:

1.Разрабатывается и принимается на первом педагогическом совете ПЛАН  работы на текущий учебный год. В плане прописана работа всех специалистов ДОУ которые каждую неделю посещают квартиру где находится и функционирует – семейная группа. (слайд плана работы)

2.ПЛАН оперативного контроля на месяц. (слайд плана оперативного контроля).

3.Каждую первую неделю месяца заведующий ДОУ и старший воспитатель составляют АКТ состояния жилья. (слайд АКТа)Каждый визит специалиста ДОУ (тема которая обсуждалась с мамой семейной группы )прописывается в журнале – журнал также является элементом контроля и отчетности.

Два раза в неделю по договоренности с завхозом, выдаются продукты. Предварительно все просчитывается  строго по граммам, в соответствие с разработанным  10-ти дневным меню, которое утверждено в детском саду.

Затрудняет контроль-отсутствие системы НОД у семейной группы, порой даже не желание, прислушиваться к рекомендациям специалистов. ПОЧЕМУ?

Отсутствие, каких либо рекомендаций по контролю образовательного  и развивающего процесса для детей семейных групп от Министерства образования  создает затруднение в организации самого контроля. Хочется также отметить, что чаще всего мамам семейных групп знают и часто  говорят на что они имеют права, что им должны дать, и забывают озвучить, что у них есть обязанности перед работодателем. Есть трудовая инструкция , где четко прописано что они должны делать в  должности – младшего воспитателя. Следовательно- ведется активная разъяснительная работа, консультативная работа по педагогической деятельности, психологической деятельности, соблюдение санитарных норм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: активное создание и развитие семейных групп в регионах позволяет качественно решать многие задачи по трудоустройству многодетных мам, потребность ребенка в дошкольном образование. Дети и мама  семейной группы получают квалифицированную помощь специалистов ДОУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМЕЙНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА МДОУ «Детский сад №210» Старший воспитатель Кузнецова Е.В. .

Слайд 2

Вопросы на контроле Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Организация и соблюдение режима Совместная деятельность Организация питания КГН Навыки опрятности и самообслуживания Участие детей в коллективных мероприятиях Межличностное общение «ребенок –ребенок» Межличностное общение «ребенок –родитель» Соблюдение двигательного режима Характер игровой деятельности Организация развивающей среды Проведение диагностики Консультации со специалистами Посещение семейной дошкольной группы представителями ДОУ Оперативный контроль дошкольной семейной группы семьи Соловьевых. 2015-2016 уч.год - обратить внимание - держать на дополнительном контроле - необходима консультация - в норме

Слайд 3

Специалисты ДОУ Мероприятия Посещение семьи Посещение дополнительных занятий детьми вне ДОУ Занятия детей в ДОУ Консультации со специалистами Заведующий ДОУ, ст.воспитатель, пед . психолог. старшая мед.сестра Завхоз 1.Помощь в организации в распорядке дня.(отв. ст.воспитатель) 2.Помощь в оформлении и ведении документации (заведующий, ст.воспитатель, пед.психолог ) 3.Приобщение детей к общению со сверстниками групп. (ст.воспитатель, пед . психолог) 4.Психологическое сопровождению по запросу семьи. ( пед.психолог ) 1.Оформление медицинских карточек. 2.Беседы по профилактике заболеваемости. 3.Вакцинация согласно графику (в течения года) 1.Десятидневное меню 2.Срок реализации продуктов (АКТ). 3.График получения продуктов.(в течении года) 1 раз в месяц и по запросу (заведующий, ст.воспитатель, пед.психолог ) 1 раз в месяц и по запросу . 1 раз в месяц и по запросу. 1.Посещение НОД по расписанию ДОУ. ( средняя гр.№2, старшая гр.№3) 2.Кружок в старшей группе 1 раз в неделю согласно годовому плану (вторник) 3.Развлечения согласно годовому плану. (четверг) 1 раз в месяц обязательно и по запросу родителей 1 раз в месяц обязательно и по запросу родителей 1 раз в месяц обязательно и по запросу родителей ПЛАН совместной работы МДОУ « детский сад №210 » и дошкольной семейной группы (семья Соловьевых) на 2015-2016 учебный год.

Слайд 4

АКТ обследования жилищно-­бытовых условий "_____" _____________ 20__ г. (дата проведения обследования) Обследование проводилось _________________________________________ . (Ф. И. О., должность лиц, проводивших обследование) Заявитель ________________________________________________________ . (Ф. И. О., дата рождения) Адрес места обследования, телефон _____________________________ __________________________________________________________________. Место работы заявителя (­ей), адрес, телефон _____________________ _________________________________________________________________. Способность заявителя (­ей) обеспечивать потребности ребенка _____ _________________________________________________________________ . (характеристика способности гражданина/семьи граждан обеспечить потребности ребенка на момент проверки) Жилищн-о­бытовые условия проживания _______________________________ (санитарно­ - гигиеническое состояние помещения – хорошее, _________________________________________________________________ . удовлетворительное, неудовлетворительное; возможность предоставления ребенку места для игр, занятий, отдельной комнаты, мебели) Состав семьи _____________________________________________________ . (граждане, проживающие в доме, режим их работы) Доход ___________________________________________________________ . (достаточен или нет, из чего складывается) Социальные связи семьи _______________________________________ (отношения с соседями, знакомыми, контакты ребенка с родственниками, сверстниками, педагогами и воспитателями) _________________________________________________________________. Выводы и мотивированное заключение о состоянии жилищно-­бытовых условий______________________________________________________ ____. Специалисты, проводившие обследование:_____________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи)____________________ _______________ ___________________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

Презентация "Лепбук как форма взаимодействия в работе логопеда и воспитателя"

Презентация "Лепбук как форма взаимодействия в работе логопеда и воспитателя". В данной презентации представлена разработка логопедического пособия - лепбука "Шипелочка". Предложен...

Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы

В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...

Статья " Семейный клуб - инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.

Новые традиционные и нетрадиционные методы и формы взаимодействия с семьями дошкольного учреждения, которые заинтересовали родителей, способствуют взаимодействию дошкольного учреждения,  новые фо...

Семейная дошкольная группа - вариативная форма получения дошкольного образования

Педагогический опыт открытия и функционирования семейной дошкольной группы в детском саду....