Семейная дошкольная группа - вариативная форма получения дошкольного образования
статья

Педагогический опыт открытия и функционирования семейной дошкольной группы в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynaya_gruppa.docx730.65 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная дошкольная группа -вариативная форма получения дошкольного образования

Войсковая Е.А., заведующий

Богодаева А.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга

 Поддержка и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей – это основа государственной политики России. Любящая, полноценная семья – залог дальнейшего развития и процветания нашей многонациональной страны. Ежегодно                             в России совершенствуются условия для поддержки детства и семьи, в том числе и в рамках национального проекта «Демография». Особое внимание многодетным семьям, что особое значение приобретает в Год семьи. Как подчеркнул президент Владимир Путин: «С 2018 по 2022 годы число многодетных семей выросло на 26,8%. Хорошие показатели. Подписан Указ, который устанавливает по всей стране единый статус многодетной семьи, о чём люди и просили. Его положения надо наполнить конкретными решениями на федеральном              и региональном уровне, и идти, безусловно, от запросов людей…» Одной из форм поддержки многодетных семей государством является организация семейных дошкольных групп. Семейная группа - одна из новых форм организации дошкольного образования, активно пропагандируемая на государственном уровне. Необходимость ее создания возникла из насущных проблем дошкольного образования и социальной жизни современной семьи. Основная – нехватка мест в детских садах, невозможность удовлетворить потребности работающих женщин в устройстве ребенка в детский сад. Семейная группа решает важные государственные задачи: поддерживает институт многодетной семьи, оказывает помощь многодетным семьям в воспитании и развитии детей. В детском саду № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга есть такая группа, которая уже функционирует несколько лет. За последние пять лет в детском саду уже работало три семейных групп. Как же функционирует семейная дошкольная группа                                     в обычном государственном детском саду?

 Семейная дошкольная группа является структурной единицей дошкольного образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования. Группа может быть организована как с целью реализации образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ                              в соответствии с уставом и лицензией Образовательного учреждения на образовательную деятельность, так и с целью организации присмотра и ухода за детьми в возрасте от 1 года до 8 лет.

 Семейная группа - удобная форма организации дошкольников, совмещающаяся                      с трудоустройством кого-либо из родителей (чаще матери). Один из родителей оформляется воспитателем или младшим воспитателем (в зависимости от уровня образования) с принятием в штат и записью в трудовую книжку.  Семейная группа становится структурной единицей ДОУ.

Семейная группа - это многодетная семья, в которой мама является воспитателем,                   она педагог, умеющая организовать интересную разнообразную деятельность детей: игры, занятия, детские эксперименты, исследования, праздники и развлечения. Следовательно,  

на языке педагогики педагогический процесс в семейной группе организуется                                        с разновозрастными детьми от 1 года до 7 лет. В семейную дошкольную группу могут быть зачислены дети из других семей с согласия родителей (законных представителей)                               на основании заключения договора. Такой разновозрастный состав детей диктует соблюдение определенных условий для решения важнейших психолого-педагогических задач:

  • личностный        подход к развитию каждого ребенка;
  • обеспечение        защищенности, комфорта и духовного благополучия;
  • организация        игрового и развивающего взаимодействия, способствующего развитию
  • интеллектуальной компетенции каждого ребенка.

В организации педагогического процесса воспитателю семейной группы помогают педагоги и специалисты детского сада (в соответствии со штатным расписанием), в состав которого входит семейная группа. Взаимодействие воспитателя с педагогами                                        и специалистами детского сада осуществляется при соблюдении социально-профессионального статуса каждого. Маме-воспитателю оказывается всесторонняя педагогическая поддержка и помощь специалистами ДОУ в целях эффективности реализации Программы. Семейная группа может быть организована в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи на основании положительных заключений органов Роспотребнадзора, Пожнадзора, по результатам обследования жилищно-бытовых и социальных условий, или может быть открыта на базе дошкольного образовательного учреждения, в разных режимах функционирования, включая режим кратковременного пребывания воспитанников. Мама-воспитатель имеет педагогическое образование (профессиональную переподготовку)

Существуют разные модели образовательного процесса в семейной дошкольной группе: при первой модели основное место реализации образовательной программы – группа, расположенная в квартире, образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Также дети закреплены за возрастной группой детского сада для посещения физкультурных и музыкальных занятий, логопедических занятий, индивидуальных занятий с педагогом-психологом в соответствии с расписанием занятий. Воспитанники семейной группы принимают участие в праздничных и тематических мероприятиях общесадовского характера (в соответствии с содержанием образовательной программы, календарного плана воспитательной работы). Занятия по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному развитию, а также совместную деятельность по всем образовательным областям, включая прогулку, организует мама-воспитатель. Прогулка организуется на территории ДОУ. Организация питания в группе (квартире) - доставка пищи из детского сада в специальной таре помощником воспитателя в соответствии                            с режимом работы группы.  

Реализуя вторую модель, основное место реализации Программы – группа, расположенная в детском саду, образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Образовательная деятельность организуется на базе ДОУ ежедневно,                             в отдельном закрепленном за семейной группой групповом помещении. Дети закреплены за возрастной группой (в целях посещения физкультурных, музыкальных занятий), участвуют в совместной деятельности с взрослыми и детьми, прогулка. Участие                           в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ. Музыкальные и физкультурные занятия проводят педагоги-специалисты, а также по необходимости с детьми организуются логопедические занятия учителем-логопедом, индивидуальные занятия педагогом-психологом. Занятия по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному развитию, а также совместную деятельность по всем образовательным областям, включая прогулку, организует мама-воспитатель в группе ДОУ. Прогулка организуется на территории ДОУ. ДОУ организует питание детей семейной дошкольной группы на базе учреждения в соответствии с режимом работы группы.

При режиме кратковременного пребывания воспитанников предполагается, что реализация образовательной программы осуществляется как в группе ДОУ (в рамках режима работы группы), так и в домашних условиях в следующих формах:

  • просмотр анимационных произведений, чтение детской литературы в соответствии                                с рекомендуемыми перечнями, представленными в Программе,
  • игровая деятельность, творческая изобразительная деятельность
  • прогулки-экскурсии с целью расширения представлений об окружающем мире о природе, социальном мире. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так                                                         и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения. Прогулка проводится по режиму дня. Семейная группа имеет больше возможностей проводить прогулки-экскурсии к пруду, в парк, сквер.

Модель образовательного процесса семейной группы, режим группы определяется ежегодно с учетом возраста детей и утверждается приказом руководителя.

Семейная группа - разновозрастная группа. Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

Небольшое количество детей в группе, хорошее знание индивидуальных особенностей, возможностей, интересов детей позволяет воспитателю (маме) внедрять разнообразные современные технологии – например, использовать интерактивный комплекс – включающий в себя интерактивную песочницу, интерактивную стену, создавать мини-музеи, проводить опыты и эксперименты.

         

          Воспитатели семейных групп (мамы) имеют возможность делятся семейным опытом на мероприятиях для родителей, участвовать в семейных конкурсах, диспутах, участвует                   в конкурсе детского сада «Семья года» как участник, так и в составе жюри.

Каждый семейный детский сад неповторим как по составу семьи и детского коллектива, уровня подготовленности мамы-воспитателя к педагогической деятельности, так и по организации педагогического процесса.

 Семейные дошкольные группы являются одной из альтернативных форм дошкольного образования. Это одна из форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; расширение форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, сокращение очерёдности на оформление в детский сад, создание дополнительных рабочих мест для неработающих родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариативные формы организации дошкольного образования

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...

Вариативные формы предоставления дошкольного образования

Вариативные формы предоставления дошкольного образования...

Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.

Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права...

Доклад "Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

Вариативные формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу....

Приказ "Об использовании вариативных форм предоставления дошкольного образования и реализации проектов инновационного развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году.

В целях оказания всесторонней помощи семье и формировании навыков самостоятельности в обучении, в воспитании и развитии способностей воспитанников при занятости родителей, а также c целью реализации в...

"Консультативный пункт как одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания (как результат работы по проекту "Мы вместе, мы рядом")

Цель консультационного центра: повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) дошкольников.Задачи консультацион...