Семейная дошкольная группа - вариативная форма получения дошкольного образования
статья
Педагогический опыт открытия и функционирования семейной дошкольной группы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 730.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейная дошкольная группа -вариативная форма получения дошкольного образования
Войсковая Е.А., заведующий
Богодаева А.А., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга
Поддержка и защита семьи, сохранение традиционных семейных ценностей – это основа государственной политики России. Любящая, полноценная семья – залог дальнейшего развития и процветания нашей многонациональной страны. Ежегодно в России совершенствуются условия для поддержки детства и семьи, в том числе и в рамках национального проекта «Демография». Особое внимание многодетным семьям, что особое значение приобретает в Год семьи. Как подчеркнул президент Владимир Путин: «С 2018 по 2022 годы число многодетных семей выросло на 26,8%. Хорошие показатели. Подписан Указ, который устанавливает по всей стране единый статус многодетной семьи, о чём люди и просили. Его положения надо наполнить конкретными решениями на федеральном и региональном уровне, и идти, безусловно, от запросов людей…» Одной из форм поддержки многодетных семей государством является организация семейных дошкольных групп. Семейная группа - одна из новых форм организации дошкольного образования, активно пропагандируемая на государственном уровне. Необходимость ее создания возникла из насущных проблем дошкольного образования и социальной жизни современной семьи. Основная – нехватка мест в детских садах, невозможность удовлетворить потребности работающих женщин в устройстве ребенка в детский сад. Семейная группа решает важные государственные задачи: поддерживает институт многодетной семьи, оказывает помощь многодетным семьям в воспитании и развитии детей. В детском саду № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга есть такая группа, которая уже функционирует несколько лет. За последние пять лет в детском саду уже работало три семейных групп. Как же функционирует семейная дошкольная группа в обычном государственном детском саду?
Семейная дошкольная группа является структурной единицей дошкольного образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования. Группа может быть организована как с целью реализации образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ в соответствии с уставом и лицензией Образовательного учреждения на образовательную деятельность, так и с целью организации присмотра и ухода за детьми в возрасте от 1 года до 8 лет.
Семейная группа - удобная форма организации дошкольников, совмещающаяся с трудоустройством кого-либо из родителей (чаще матери). Один из родителей оформляется воспитателем или младшим воспитателем (в зависимости от уровня образования) с принятием в штат и записью в трудовую книжку. Семейная группа становится структурной единицей ДОУ.
Семейная группа - это многодетная семья, в которой мама является воспитателем, она педагог, умеющая организовать интересную разнообразную деятельность детей: игры, занятия, детские эксперименты, исследования, праздники и развлечения. Следовательно,
на языке педагогики педагогический процесс в семейной группе организуется с разновозрастными детьми от 1 года до 7 лет. В семейную дошкольную группу могут быть зачислены дети из других семей с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения договора. Такой разновозрастный состав детей диктует соблюдение определенных условий для решения важнейших психолого-педагогических задач:
- личностный подход к развитию каждого ребенка;
- обеспечение защищенности, комфорта и духовного благополучия;
- организация игрового и развивающего взаимодействия, способствующего развитию
- интеллектуальной компетенции каждого ребенка.
В организации педагогического процесса воспитателю семейной группы помогают педагоги и специалисты детского сада (в соответствии со штатным расписанием), в состав которого входит семейная группа. Взаимодействие воспитателя с педагогами и специалистами детского сада осуществляется при соблюдении социально-профессионального статуса каждого. Маме-воспитателю оказывается всесторонняя педагогическая поддержка и помощь специалистами ДОУ в целях эффективности реализации Программы. Семейная группа может быть организована в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи на основании положительных заключений органов Роспотребнадзора, Пожнадзора, по результатам обследования жилищно-бытовых и социальных условий, или может быть открыта на базе дошкольного образовательного учреждения, в разных режимах функционирования, включая режим кратковременного пребывания воспитанников. Мама-воспитатель имеет педагогическое образование (профессиональную переподготовку)
Существуют разные модели образовательного процесса в семейной дошкольной группе: при первой модели основное место реализации образовательной программы – группа, расположенная в квартире, образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Также дети закреплены за возрастной группой детского сада для посещения физкультурных и музыкальных занятий, логопедических занятий, индивидуальных занятий с педагогом-психологом в соответствии с расписанием занятий. Воспитанники семейной группы принимают участие в праздничных и тематических мероприятиях общесадовского характера (в соответствии с содержанием образовательной программы, календарного плана воспитательной работы). Занятия по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному развитию, а также совместную деятельность по всем образовательным областям, включая прогулку, организует мама-воспитатель. Прогулка организуется на территории ДОУ. Организация питания в группе (квартире) - доставка пищи из детского сада в специальной таре помощником воспитателя в соответствии с режимом работы группы.
Реализуя вторую модель, основное место реализации Программы – группа, расположенная в детском саду, образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Образовательная деятельность организуется на базе ДОУ ежедневно, в отдельном закрепленном за семейной группой групповом помещении. Дети закреплены за возрастной группой (в целях посещения физкультурных, музыкальных занятий), участвуют в совместной деятельности с взрослыми и детьми, прогулка. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ. Музыкальные и физкультурные занятия проводят педагоги-специалисты, а также по необходимости с детьми организуются логопедические занятия учителем-логопедом, индивидуальные занятия педагогом-психологом. Занятия по речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному, познавательному развитию, а также совместную деятельность по всем образовательным областям, включая прогулку, организует мама-воспитатель в группе ДОУ. Прогулка организуется на территории ДОУ. ДОУ организует питание детей семейной дошкольной группы на базе учреждения в соответствии с режимом работы группы.
При режиме кратковременного пребывания воспитанников предполагается, что реализация образовательной программы осуществляется как в группе ДОУ (в рамках режима работы группы), так и в домашних условиях в следующих формах:
- просмотр анимационных произведений, чтение детской литературы в соответствии с рекомендуемыми перечнями, представленными в Программе,
- игровая деятельность, творческая изобразительная деятельность
- прогулки-экскурсии с целью расширения представлений об окружающем мире о природе, социальном мире. Прогулки с детьми из семейных групп могут проводиться как на прогулочных площадках детского сада, так и на приспособленной для прогулок детей территории, расположенной в непосредственной близости от жилого помещения. Прогулка проводится по режиму дня. Семейная группа имеет больше возможностей проводить прогулки-экскурсии к пруду, в парк, сквер.
Модель образовательного процесса семейной группы, режим группы определяется ежегодно с учетом возраста детей и утверждается приказом руководителя.
Семейная группа - разновозрастная группа. Нахождение в одной группе детей разного возраста имеет много плюсов: ребёнку проще перенять навыки деятельности у другого ребёнка, чем у взрослого, поэтому младшие дети в таких группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.
Небольшое количество детей в группе, хорошее знание индивидуальных особенностей, возможностей, интересов детей позволяет воспитателю (маме) внедрять разнообразные современные технологии – например, использовать интерактивный комплекс – включающий в себя интерактивную песочницу, интерактивную стену, создавать мини-музеи, проводить опыты и эксперименты.
Воспитатели семейных групп (мамы) имеют возможность делятся семейным опытом на мероприятиях для родителей, участвовать в семейных конкурсах, диспутах, участвует в конкурсе детского сада «Семья года» как участник, так и в составе жюри.
Каждый семейный детский сад неповторим как по составу семьи и детского коллектива, уровня подготовленности мамы-воспитателя к педагогической деятельности, так и по организации педагогического процесса.
Семейные дошкольные группы являются одной из альтернативных форм дошкольного образования. Это одна из форм организации дошкольного образования, которая направлена на обеспечение наиболее полного охвата детей дошкольным образованием; расширение форм дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, сокращение очерёдности на оформление в детский сад, создание дополнительных рабочих мест для неработающих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативные формы организации дошкольного образования
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.Очередная насущная з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083548-1542554959.jpg)
Вариативные формы предоставления дошкольного образования
Вариативные формы предоставления дошкольного образования...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840128-1477911223.jpg)
Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
Современный этап развития дошкольного образования рассматривается как период существенных изменений его целевых ориентиров, содержания, функций, организационных форм, что способствует реализации права...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/04/picture-237292-1367669035.jpg)
Доклад "Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"
Вариативные формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-900710-1488706186.jpg)
Приказ "Об использовании вариативных форм предоставления дошкольного образования и реализации проектов инновационного развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 71 «Радость» в 2021 – 2022 учебном году.
В целях оказания всесторонней помощи семье и формировании навыков самостоятельности в обучении, в воспитании и развитии способностей воспитанников при занятости родителей, а также c целью реализации в...
"Консультативный пункт как одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания (как результат работы по проекту "Мы вместе, мы рядом")
Цель консультационного центра: повышение доступности и качества дошкольного образования через оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) дошкольников.Задачи консультацион...