Перспективный план по духовно - нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В плане представлен систематизированный по сезонам материал по духовно - нравственному воспитанию детей с ТНР (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivka_duhovnost.docx | 76.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективны план работы по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей сТНР
Задачи воспитателя. Решение нравственных задач, совершенствование духовного мира детей подготовительной к школе группы связано с углублением их знаний о некоторых событиях Священной истории. Им дается понятие о святости, кресте как символе спасения, православном понимании очищения от зла, о Божьей помощи людям.
Детей знакомят с некоторыми периодами и событиями в истории России: монголо-татарское иго, Куликовская битва, Ледовое побоище, Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение, Великая Отечественная война; с произведениями русских иконописцев, художников и поэтов на эти темы; с русскими святыми: Сергием Радонежским, Димитрием Донским, Александром Невским, с великими полководцами М. Кутузовым, А. Суворовым, Г. Жуковым, что воспитывает уважение к воину- защитнику,вызывает восхищение подвигами русского народа и армии, любовь к Родине.
Формируется уважение к родителям, привычка трудиться, способность оценивать свои поступки, различать доброе и злое по результату: привычкам, поступкам и их последствиям.
Эстетические задачи связаны с дальнейшим знакомством с народными художественными промыслами, народной игрушкой, устным народным творчеством, русской живописью, поэзией, музыкой, народными играми. Проводятся занятия рукоделием по мотивам русского искусства.
Решение познавательных задач сводится к углублению знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.
Сентябрь
Неделя | Тема | Цели |
1 | Мониторинг | |
2 | Мониторинг | |
3 | «Матрешки – потешницы» | Познакомить с наиболее популярными в России видами росписи матрешки, а также со скороговорками, считалками, докучными сказками, народными играми, отрывком из сказочной повести Т.П. Александровой и В.Д. Берестова «Катя в игрушечном городе» («Катя в гостях у матрешки»). |
4 | «Ивана Купала – чудес немало» | Рассказ о народных гуляньях в день Ивана Купала, о поверьях, связанных с этим праздником. Сравнить древнее понимание очищения от зла с православным. Беседа о кладах, легендах, с ними связанных. Знакомство со сказками «Жар-цвет» и «Болтливая баба». |
Октябрь
1 | «Поиграем – угадаем» | Повторение считалок, пословиц, небылиц и т. п. в игровой форме («Фанты»). Новая встреча со скоморохами (потешный диалог, вопросы на смекалку). Разыгрывание сказки «Гуси-лебеди». |
2 | «Не горюй, Аленушка!» | Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Разговор о чудесах, совершающихся в жизни. Знакомство с народной игрой «Гуськи», картиной В. Васнецова «Аленушка». |
3 | «И с волком можно подружиться» | На основе фольклора и произведений К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого рассказать детям о волке – популярном герое русских народных сказок. Учить ценить добрые поступки, дружбу и взаимопомощь. |
4 | «Земля заботу любит» | Воспитывать любовь к родной земле, вызывать желание охранять землю, заботиться о ней и ее обитателях. Знакомство с русским хороводом, пословицами о земле-матушке, сказкой «Птичий язык». |
Ноябрь
1 | «Травка, кудри, завиток» | Беседа о пользе и красоте дерева. Знакомство с хохломской росписью – порадоваться ее красоте, выделить наиболее характерные элементы, попытаться их воспроизвести. |
2 | «Про шкуру козлиную» | Разговор о хороших и плохих привычках с использованием народных пословиц и сказки «Клад». |
3 | «Лисичкина избушка» | В игровой форме рассказать детям о том, где и как строили русские люди свои жилища. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». |
4 | «Про Василису Микулишну» | Воспитывать уважение к русской женщине, несущей на своих плечах нелегкую домашнюю работу и способной на подвиг ради любимого человека. |
5 | «Умную голову уважают смолоду» | Разговор о смекалке, уме, сообразительности русского человека. Отгадывание загадок, знакомство со сказками «Как мужик с барином пообедал» и «Как мужик гусей делил». |
Декабрь
1 | «Потехе час» | Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, прививать вкус к ним, желание заполнять народными играми свой досуг. Продолжая тему о жадности и бескорыстии познакомить со сказкой «Золотой топор». |
2 | «Один в поле не воин» | На примере сказки «Богатырская застава» показать важность единства, крепкой дружбы и взаимопомощи. Знакомство с историей России: рассказ о монголо-татарском нашествии. Показать детям репродукцию с иконы «Битва новгородцев с суздальцами»[1] |
3 | «Давайте играть» | Знакомство с некоторыми русскими народными играми, с делением на команды по сговору. Учить заполнять игрой свободное время. |
4 | «Рождество» | Поговорить о празднике Рождества Христова, об обычаях празднования Рождества в русской деревне. Знакомство с вертепным театром. Рождественское представление. |
Январь
2 | «Ледовое побоище» | Беседа о русских полководцах. Рассказ об Александре Невском и битве на Чудском озере. Напомнить пословицы о воинах, разглядеть иллюстрации в книге об орденах и медалях, репродукции картин В. Серова, В. Сурикова, П. Корина, А. Кившенко. Рассмотреть иллюстрации Ю. Черепанова (см.: Воскобойников В. Александр Невский. – М., 2003). |
3 | «На поле Куликовом» | Рассказ о Куликовской битве, о князе Дмитрии Донском. Вселить в детей радость победы над врагом, подчеркнуть важность дружбы и единства. Познакомить с народной песней «Как за речкою да за Дарьею», с иконой св. князя Димитрия Донского, с репродукциями с картин М. Авилова, А. Бубнова, И. Глазунова, А. Платонова, Ю. Ракши, с иллюстрациями Л. Кузьмова (см.: Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. – М., 2000). |
4 | «В музее русской одежды» | Продолжение знакомства с русским народным костюмом путем рассматривания репродукций картин русских художников. Знакомство со сказкой «Кот и лиса». |
5 | «Чудесные лапоточки» | Рассказать о традиционной обуви русского крестьянина – лаптях, их качествах и изготовлении. Знакомство с загадками, песней о лаптях, со сказкой «Чудесные лапоточки». |
Февраль
1 | «Как Солнце, Ветер и Месяц сказку рассказывали» | Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с некоторыми народными играми, сказкой «Солдат Семен – скорый гонец». |
2 | «Барышня - княгиня весь мир нарядила» | Беседа о традиционном русском искусстве – вышивке. Показать разные узоры, вышитые предметы одежды и т. п., учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Познакомить с загадками и пословицами на эту тему. Напомнить о том, что на Руси всегда ценилось трудолюбие. Инсценировать сказку «Ленивица и Рукодельница». |
3 | «Солдатушки, бравы ребятушки» | Вызвать уважение к русскому солдату-защитнику, смелому и умелому. Отгадывать загадки, познакомить с некоторыми народными играми, сказкой «Солдат Семен – скорый гонец». |
4 | «Ребята, не Москва ль за нами» | Новая встреча с «солдатом Семеном». Рассказ о войне 1812 года, о Бородинском сражении (в основе – стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и иллюстрации к одноименной книге). Устроить «парад воинов», воспитание гордости за русскую армию. |
Март
1 | «Любовь да совет – так и горя нет!» | Помогать детям усваивать нравственные ценности русского народа: взаимоуважение в семье, почтительное отношение к родителям, трудолюбие, любовь к детям, ответственность за воспитание детей. |
2 | «Сударыня Масленица» | Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой. |
3 | «Напрасно ждал Наполеон» | Продолжение рассказа о войне 1812 года: военный совет в Филях; французы в Москве; бегство французской армии. Подчеркнуть любовь к Родине, храбрость и великодушие русского народа |
4 | «Речка – реченька» | Разговор о красоте и пользе рек. Знакомство с песнями «Ой ты, Волга, Волга-реченька» и «Пошла млада за водой», народными играми «Водица-водица» и «Ручеек», сказкой «По щучьему веленью». |
Апрель
1 | «Пасха» | Беседа о празднике Пасхи, о праздновании Христова Воскресения в русской деревне. Показать детям крест и праздничную икону. Поиграть в пасхальную игру. Украсить пасхальное деревце. Познакомиться со сказкой «Бесенок и кулич». |
2 | «Сума, дай ума!» | Беседа о волшебных предметах, встречающихся в русских народных сказках. Знакомство со сказкой «Скатерть, баранчик и сума». Разговор с детьми о доброте и жадности. |
3 | «Летучий корабль» | Знакомство с присказкой и сказкой «Летучий корабль» о дружбе и взаимовыручке. Вспомнить знакомые считалки. |
4 | «Трусливый Ваня» | Познакомить со сказками о нечистой силе и с рассказом К.Д. Ушинского «Трусливый Ваня». Учить одолевать страх, верить в помощь креста, смеяться над своей трусостью. Поиграть в шуточную народную игру «Жук», юмор которой поможет детям бороться со страхами. |
Май
1 | «Не перевелись на Руси богатыри | Рассказать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне, о Георгии Жукове. Вспомнить известных полководцев. Знакомство со «Сказкой о пяти сыновьях – молодых соколах» Е. Благининой, с песней Великой Отечественной войны, с картинами русских художников на военную тему. |
2 | «Как Варфушка читать научился» | Знакомство с жизнеописанием (детские годы) преподобного Сергия Радонежского, «игумена земли Русской». Показать детям икону с изображением преподобного Сергия Радонежского, репродукцию с картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
3 | «Чудный старец» | Завершить жизнеописание преподобного Сергия Радонежского: в доступной детям форме рассказать о чудесах, совершаемых святым, о его вкладе в победу русского воинства на Куликовом поле. Рассмотреть иллюстрации (см.: Нечаев Л. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. – М., 2000). Показать репродукцию картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». |
4 | «Семик да Троица – у нас праздник водится» | Рассказать детям о том, как празднуют в деревне день Святой Троицы. Завивать и украшать бутафорскую березку, поиграть в народную игру, принимать участие в хороводе. |
5 | «Напутствие в дорогу» | Поговорить, используя русские пословицы, о том, чему детям необходимо научиться, чтобы стать любимыми и уважаемыми своим народом. Знакомство со сказкой «Умная внучка» и потешным диалогом «Уля и Филя». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
Перспективный план работы по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группы
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет...
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию детей 2-ой мл. гр. развития. (Сеньтябрь с 19-23)
Перспективный план по духовно – нравственному воспитанию детей 2-ой мл. гр. развития. (Сеньтябрь с 19-23)...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»
Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...
Перспективный план по Духовно-нравственному воспитанию "Добрый мир" Л.Л. Шевченко (подготовительная к школе группа)
В настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов с...
Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Ознакомление с событиями Ветхого Завета. Ноев Ковчег»
Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с сюжетом Ветхого Завета – Всемирный Потоп. Задачи:Обучающие:Формировать у детей умение рассматривать картины.Формировать у детей пе...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в мир церковного искусства»
Цель:Позакомить детей с понятием «церковное искусство».Задачи:Воспитательные:- воспитывать нравственных чувств и этического сознания;- вызывать у детей интерес, эмоциональную о...