Социализация, развитие общения, нравственное воспитание детей дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Зубарева Ольга Васильевна

Цикл занятий этических бесед проблемных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы                      его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь….

Апулей

        Социализация и нравственность. Что объединяет эти два понятия и как они связаны с дошкольниками? Нужно ли формировать эти качества у детей и что дадут им эти знания в дальнейшем?  Для начала надо понять, что стоит за этим.

        Социализация это процесс вхождения каждого конкретного человека (индивида) в социальную среду с определенным набором знаний, умений и навыков, который позволяет ему успешно адаптироваться к этой среде и функционировать в ней в качестве полноправного члена общества.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения.  И именно поэтому мы, в нашем детском саду, таким образом формируем предметно-развивающую среду, а также процесс обучения и воспитания, что бы наши дети смогли как можно больше вынести для себя полезного, не просто что то узнать, но и применить свои знания на практике.

Выделение нравственного аспекта проходит во всех зонах деятельности детей через правила поведения, памятки, рисунки — схемы, картотеки. Оформлены авторские уголки: «Здравствуйте, я пришел», «Дерево добрых дел», «Правила нашей группы», «Я самый, самый», «Поздравляем», «Мой день рождения».

В своей работе мы используем следующие формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой
2.Проблемные ситуации
3. Поисково – творческие задания
4. Сюжетно – ролевые, досуговые, обучающие, народные и дидактические игры.
5. Познавательные беседы.
6. Просмотр видеофильмов.
7. Театрализованные постановки.
8. Музыкальные досуги, развлечения.
9. Интерактивные игры, презентации и др.
10. Экскурсии.
11. Музейная педагогика и краеведение.

В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком, образцы которого представлены в художественной литературе, и  произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.), т.к. именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

В своей работе мы широко используем коммуникативные игры, игровые ситуации, психогимнастики, мы поощряем сотрудничество и взаимопомощь, стремление детей высказывать свои мысли и чувства, договариваться, если возникали проблемы.

В нашей работе немаловажную роль играют этические беседы, направленные на формирование интереса к общению со взрослым, создание нравственных основ личности ребенка к себе как к формирующей личности.

В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Темы личного общения могут быть самыми разнообразными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами и опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел о людях, поступках, отношениях.

Цель бесед – способствовать нравственному развития ребенка путем формирования представлений у него о добре, милосердии, дружбе, культуре общения; моделировать проблемные ситуации и их решение; формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес к себе как формирующейся личности.

Беседы внеситуативно-познавательного  общения: «Дорога в детский сад», «Кто и зачем придумал правила?», «Правила поведения», «Как и в какие игры можно играть с младшими детьми?», «Что такое детский сад?»,  «Твоя любимая игрушка», «Сколько мам в твоей семье», «Какими должны быть мальчики и девочки?», «Как и чем можно порадовать близких?».

Беседы внеситуативно-личностного общения: «Как надо обращаться к другому человеку с просьбой», «Как можно пожалеть?», «Что делать, если ты потерялся? (в магазине, на рынке, в парке)», «Что ты знаешь о своем друге?», «Знаешь ли ты себя?». «Как можно узнать настроение человека?», «Как надо называть человека?», «Как надо называть родных?».

Наиболее понятной и близкой для дошкольника деятельностью является игра. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные коррекционные задачи.

        В своей работе мы используем:

  • Игры, направленные на развитие эмоциональной осведомленности:

«Цветовое настроение», «Маски», «Мы - артисты», «Ученые мартышки», «Мы-шоферы», «Хочу быть птичкой», «Юные спортсмены», «Веселый цирк».

• Игры, направленные на овладение детьми невербальными средствами общения: «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», «Передай доброе слово», «Вежливые жмурки», «Не хотим мы больше спать», «Непослушная дочка», «Рыбка плавала в пруду», «Облака», «Мы ребята – мастера» .

• Игры, направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях: «Разговор по телефону», «Как нам быть?», «Как с тобой разговаривают», «Звонок в цветочный магазин», «Приглашение в гости», «Звонок на работу маме», «Звонок в поликлинику».

  • Игры-путешествия, направленные на закрепление знаний детей об окружающей действительности, развитие воображения, развитие мимики и жестов, звукоподражательных навыков, формирования интересов к совместным играм со взрослыми и сверстниками, создание положительного эмоционального настроя: «Путешествие в деревню», «Путешествие на луг», «Путешествие в лес», «Путешествие к лесному болоту», «Путешествие по воздуху», «Путешествие на речку», «Путешествие в организм человека».
  • Стихотворения по методике «Расскажи стихи руками», направленные на развитие памяти, речи, мелкой и крупной моторике рук, чувства ритма, мимической выразительности, формирование интереса к поэзии, к совместной со взрослыми и сверстниками деятельности: «Смелый капитан», «Радость», «Приготовили обед», «Мамины помощники», «Любимые куклы», «На пляже», «Вкусный арбуз», «Не хотим мы больше спать».
  • Театрализованные игры, направленные на имитацию движений, «Веселый Старичок-Лесовичок», на развитие артикуляции  «Немой диалог», развитие монологической речи «Зеркало», развитие диалогической и монологической речи детей «Договорим то, чего не придумал автор»

В своей работе с родителями мы используем инновационные формы работы с родителями:

- Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

- Вечера вопросов и ответов;

- Родительские гостиные;

- Тренинги по запросам родителей;

- Клубы по интересам;

- Родительские конференции;

- Совместное творчество родителей, детей и педагогов; - Творческие выставки и фотовыставки;

- Тематические вечера и викторины;

- Совместные досуги;

- Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

- Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

- Совместное создание мини-музеев.

Традиционными в нашем детском саду стали: творческие проекты «Моя семья», «Здравствуй, здравствуй Новый год»,  родительские гостиные «Веселые игры детей и родителей», «День Матери», оформление выставок с участием родителей : «Моя мама рукодельница», «Моя любимая игрушка», «Лесная красавица», альбом «Наша дружная семья», праздники посвященные русским обычаям и традициям: «Масленица», «Проводы зимы», «Рождество», «Русь первозданная», совместные праздники с родителями «День Победы», «День защитника Отечества».

В них принимают участие все дети, родители и педагогический коллектив. Здесь всегда царит атмосфера добра, обыгрываются традиции и обычаи различных народов, показываются, как выстраиваются взаимоотношения в семье, как один и тот же человек примеряет на себя различные социальные роли. То есть, закладывается база из знаний о нашем обществе в целом и о каждом человеке в частности. И мы видим, что знания, которые получают наши дети не забываются. Они находят свое отражение в их поступках, суждениях, высказываниях, отношении к окружающей действительности.

Таким образом, усвоение нравственного опыта у детей дошкольного возраста происходило через взаимодействие «ребенок - взрослый», в ходе которого каждый оказывал влияние на другого и контролировал его поведение.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок  получает первый опыт общения, он учиться  правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Как известно, характер формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.



Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка

Конспект

Образовательной

деятельности по социализации,

развитию общения, нравственному

воспитанию с детьми

старшего дошкольного возраста

На тему: «Кто я, какой я»

Воспитатель: Зубарева О.В.

        

Цель:              Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с             правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждение развивать представление о необходимости знания правил поведения, опираясь на опыт детей, показать возможность выбора  друга, партнера в танце, не ущемляя интересов и прав других детей. Раскрыть лексическое значение слова. Активизировать словарь употреблением.

Словарь:         «Невежа»; воспитанный, дружба.

                        Обогащать словарь выражением: «правила ведения спора».

Материал:      Макет с изображением эпизода из жизни Маугли; произведения

                        Л.Н. Толстого и Е.    Серова.

Предшествующая работа: этические беседы; чтение произведений, социальные игры,      психогимнастика, рассматривание иллюстраций, создание проблемных ситуаций.

Ход занятия: Предложить детям подойти к макету с изображением эпизода из жизни Маугли.

                        Воспитатель: Кого вы видите на макете? (волчья стая, Маугли, и т.д.)

                        Вы помните, кто такой Маугли? (мальчик, человек, выросший среди животных). Кто помог ему жить в лесу? (звери)

                        Мог ли Маугли жить один? (нет). А ребенку среди людей легче, чем одному?

                        Если взрослые его кормят, одевают, учат, зачем нужны ровесники, то есть такие же   дети, как он сам?

                        Верно, для того чтобы играть, дружить, учиться договариваться, уступать, жалеть,  делиться.

                        Расскажите как вы договариваетесь. С кем из девочек легко договориться?

                        Как вы думаете почему?

                        С кем из мальчиков всегда легко договориться? Почему? Мы можем назвать (имена детей) – миролюбивыми (мир – любить)?

                        Можно назвать миролюбивых детей уступчивыми? Вам приятно, когда рядом такие дети?

                        Кто себя считает миролюбивым и уступчивым?

                        Скажите, с кем из девочек в группе вам хочется играть? Почему?       Как ведет себя (имя) по отношению ко всем?

                        Мне нравится, что все дети в нашей группе стараются жить дружно конечно, иногда мы обижаемся друг на друга, но ведь это ненадолго, правда?  

                        Справедливо оценив свое собственное поведение, ответьте: бывает ли что вы капризничаете, непременно хотите, чтобы было по – вашему?

                        Предлагаю послушать стихотворение Е. Серова «Нехорошая история».

Воспитатель: как вы думаете, почему Рае стало не весело? Правильно ли она себя ведет по отношению к другим детям?

А если вы нечаянно что – то сказали, не желая обидеть другого ребенка, выйти из положения? (Извиниться). Если вы извинились значит раскаялись, то есть жалеете о сказанном

Можно спорить в группе или во дворе с другими детьми? (Конечно, можно, только делать это надо спокойно и вежливо).

Дид. Игра «Чудесный мешочек».

Вос: Давайте попробуем поспорить, что у меня в чудесном мешочке.

(После того как дети угадывают с помощью настоящих вопросов игрушку, воспитатель или дети достают ее).

Вос: Мы сейчас спорили а не ссорились.

Если спорить по правилам, то ссор не будет. Назовите правила спора.

Д: Говорить не перебивая, не обзывать, не кричать.

В: Какие правила помогут вам жить дружно, с другими детьми?

Договариваться, соблюдать очередность, уступать право выбора, не спешить спорить кулаками, прощать, если обидчик раскаялся, то есть пожалел о сделанном. Как называют ребенка, если он грубо разговаривает, обижает других? (Невежа, то есть невежливый, не ведает, не знает, как себя вести).

Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». /См. Приложение № 1 чтение басни Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

Воспитатель:  

               1. Что именно можно сказать о сыновьях из этого рассказа?

   2. Какие они были? (недружные, сорились часто)

   3. Какими дети должны быть? (дружными, жить в согласии, не    ссориться).

Входит Незнайка. Здоровается.

Незнайка:      Я хочу с вами поиграть.

Воспитатель: Подожди Незнайка, сначала познакомься с детьми!

Незнайка:      А я и так знаю, как их зовут. Это Танька, это Ленка, а это Мишка.

      Воспитатель: Подожди, подожди, Незнайка. У нас нет детей с такими именами. Мы на тебя обиделись. Ты сейчас назвал имена грубо, обидно, поэтому нам не приятно. Когда рождается ребенок, имя дают ему  его родители: мама и папа.  А ребенок может выбрать, как ему нравиться, чтобы его называли. Например Настю можно назвать Анастасией, Настенькой, Настеной.

Если ты хочешь познакомиться с детьми, послушай как они себя называют. (дети по очереди называют свои имена)

      Незнайка:         Какие дружные дети. Они мне очень нравятся. Я очень хочу с вами потанцевать. Танец «Приглашение»

Вот мы сейчас с Наташей будем под музыку приглашать на танец своих самых близких друзей. Я приглашаю Леночку, а ты Наташа с кем будешь танцевать? (с Артемом).

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, почему Незнайке захотелось с нами танцевать?

Дети:                (мы дружные, воспитанные, вежливые).

      Воспитатель: Что ты Наташа (Лена, Катя, Сережа) можешь рассказать о себе? Какой ты? Кто ты?  

Исполнение песни: «Вместе весело шагать»

Приложение

                                  Отец и сыновья                    Л.Н. Толстой

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались.

Вот он  велел принести веник и говорит:

       «Сломайте!»

Сколько они не бились, не могли сломать.

Тогда отец развязал веник  и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

       «Так то и вы, если вы в согласии будете жить, никто вас не одолеет, а если будете сориться да все врозь, вас всякий легко погубит»

     



Предварительный просмотр:

МБДОУ ДС № 37 г. Кузнецка

Конспект

Образовательной

деятельности по социализации,

развитию общения, нравственному

воспитанию с детьми

старшего дошкольного возраста

На тему: «Я и мои друзья»

Воспитатель: Зубарева О.В.

Цель: развивать  представления детей о дружбе; друге; высказывать суждения о дружбе; определять дружеские проявления людей.

Формировать дружеские взаимоотношения детей в игре. Воспитывать умение справедливо оценивать поступки друзей, разрешать споры и конфликты, сопереживать успехам и неудачам товарищей. Воспитывать умения и навыки общения: не обижать, прощать, сочувствовать.

Словарь: приветливо, сочувствовать.

Предшествующая работа: чтение рассказов, рассматривание картин.

Дидактический материал: нарисованные солнце и туча, разноцветные кружки, фланелеграф.

Перед занятием проводится этическая зарядка «Шкатулка добрых слов»

Ход занятия:

 I ч.

              Входит в группу Крокодил Гена, здоровается и спрашивает:

«Куда он попал?»

Услышав ответ, что попал в детский сад в старшую группу, он говорит, что все перепутал, ведь шел он в салон фотографии, чтобы сфотографироваться со своими друзьями. Воспитатель спрашивает детей:

«Кто у Крокодила Гены друзья?»

(чебурашка, собачка, девочка)

Воспитатель предлагает Крокодилу Гене остаться и сфотографироваться с нашими детьми. Крокодил Гена радостно соглашается и говорит о том, что сфотографируется только с теми детьми, которые умеют дружить, тогда и фотографии получаться замечательными. Воспитатель уверяет его, что дети в этой группе самые дружные. Крокодил Гена недоверчиво смотрит на детей.

Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

«Кого можно назвать своим другом?»

Ответы детей:

(кто никогда не дерется;

кто делится своими игрушками;

кто вместе дружно играет;

кто помогает друг другу;

кто заботится друг о друге;

кто умеет уступать друг другу)

Воспитатель:

               «У каждого человека есть друг, я уверена, что у вас есть друзья. Назовите мне своих друзей? Почему вы считаете их своими друзьями? Расскажите, что вы любите делать вместе с друзьями?»

Воспитатель подводит итог:

- «Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость, и твое горе, отдать тебе все, что имеет сам»

Воспитатель предлагает послушать одну историю.

              Чтение рассказа:

              - « У Юры был день рождения. Пришли дети принесли подарки. А Оля самый лучший Юрин друг – забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику…» - дойдя до этих слов, воспитатель останавливается и просит детей подумать, что ответил девочке Юра. Дав детям высказаться, продолжает: - Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок – повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок!»

Воспитатель: как вы думаете, правильно ли поступил Юра, можно ли его считать другом? Каким надо быть другом?

Дети: (добрым, щедрым, великодушным, помогать друзьям в беде, радоваться их успехам).

Воспитатель:

«А бывает так, что вы сердитесь?»

- из – за чего вы сердитесь?

- Как вы миритесь?

Дети:

(извинюсь, скажу – давай играть)

II ч.

Дети, посмотрите на фланелеграф.

Серая туча закрыла солнце, потому что она решила: вы много сердитесь, соритесь. Разве это так? Здесь на подносе разные кружочки.

              Красные для тех, кто умеет дружить, зеленые для тех, кто умеет мириться.

Выберите любые и приложите на фланелеграф. Посмотрите, что получилось: туча ушла, солнце осветило все кружочки. Много зленных вы умеете прощать. А красных сколько! Что это значит? Да мы дружные ребята!

III ч.

               Крокодил Гена предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Золотая звездочка».

Крокодил Гена: Есть у меня золотая звездочка. Если ее передать тому, кого любишь, она принесет этому человеку радость. Поделимся же радостью друг с другом.

«На ладошке я держу

Золотую звездочку.

И тому, кого люблю,

Я звезду передаю»

IV ч.

                Воспитатель предлагает детям прочитать для Крокодила Гены пословицы о дружбе.

- «Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги»

- «Друзья познаются в беде»

- «Новых друзей наживай, а старых не забывай»

Дети показывают Крокодилу Гене фотографии своих друзей, а Крокодил Гена достает свою фотографию, так как не имеет фото своих друзей. Воспитатель предлагает ему сфотографироваться вместе с детьми, чтобы Гена не забывал о своих друзьях и если ему будет грустно, он может прийти и поиграть с ними. Дети успокаивают Крокодила Гену, фотографируются с ним.

-Крокодил Гена читает стихотворение С. Маршака «Пожелание друзьям»

«Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее друзья,

Дается нам не дешево!»

Дети вместе с Крокодилом Геной исполняют песню под грамзапись «Песенка о дружбе» - Драгунского.  

     



Предварительный просмотр:

Нравственно этические беседы.

- В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным.

- Темы личностного общения могут быть самыми разнообразными. Желательно, чтобы они были связаны с реальными событиями из жизни ребенка, с его интересами и опытом общения с другими людьми. Главное, чтобы разговор шел о людях, поступках, отношениях.

Цель бесед:

- Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования представлений у него о добре, милосердии, дружбе, культуре общения;

- Моделировать проблемные ситуации и их решения;

- Развивать познавательный интерес;

- Формировать интерес к общению со взрослыми, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес к себе, как формирующейся личности.

 Беседы внеситуативно – познавательного общения:

«Дорога в детский сад», «Кто и зачем придумал правила поведения?», «Твоя любимая игрушка», «Как и в какие игры можно играть с младшими детьми?», «Что такое детский сад?», «Какими должны быть мальчики и девочки?», «Как и чем можно порадовать близких?»

Беседы внеситуативно – личностного общения:

«Как надо обращаться к другому человеку с просьбой?», «Как можно пожалеть?», «Что делать если ты потерялся? (на рынке, в магазине, в парке)», «Что ты знаешь о своем друге?», «Знаешь ли ты себя?», «Как можно узнать настроение человека?», «Как надо называть родных?», «Как надо называть человека?», «Как надо здороваться?»

Игры по методике телефонного разговора:

«Звонок в цветочный магазин», «Звонок в справочное бюро», «Звонок в аптеку, поликлинику», «Звонок в стол заказов», «Звонок в такси», «Звонок на работу маме», «Звонок другу, родственникам», «Приглашение в гости»

Игры – путешествия:

«Путешествие в деревню», «Путешествие на луг», «Путешествие в лес», «Путешествие к лесному болоту», «Путешествие по воздуху», «Путешествие на речку», «Путешествие в организм человека», «Путешествие по родному городу»

Стихотворения по методике «Расскажи стихи руками»:

«Смелый капитан», «Радость», «Интересно все вокруг», «Футболисты – проказники», «Мамины помощники», «Любимые куклы», «Мы ребята – мастера», «Мои умелые руки», «Не хотим мы больше спать», «Я все умею», «Непослушная дочка», «Вкусный арбуз», «На пляже», «Приготовили обед»

Театрализованные игры:

«Веселый Старичок – Лесовичок», «Немой диалог», «Зеркало», «Договорим то, чего не придумал автор»  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Волшебные слова" (старшая группа). Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Конспект НОД "Волшебные слова" (старшая группа).  Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие.Программные задачи -Обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  во второй младшей группе  общеразвивающей направленности  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...

Социально-коммуникативное развитие и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Развитие малыша в социуме – это значит, что он понимает традиции, ценности и культуру того общества, в котором воспитывается.  Социально-коммуникативное развитие детей происходит в нескольк...

Календарно-тематическое планирование Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, Ребенок в семье и сообществе для детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование Социализация, развитие общения, нравственное воспитание, Ребенок в семье и сообществе для детей 3-4 лет...