Семинар-практикум
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум
Тема «Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками»
Воспитатель: Павлова Г Х
На земле Татарстана издавна в согласии проживают разные народы. У каждого из них своя история, культура, свои национальные обряды традиции. Многие из обрядов, ранее сопровождавшие важные моменты жизни людей семейные, календарные уже не известны современному поколению, узнающему о них из книг, фильмов, рассказов бабушек. Чтобы все это окончательно не ушло в забвение, мы взрослые должны приобщать детей с малых лет к своим истокам. Исходя из этого было разработана национальный региональный компонент. НРК - составная часть учебных планов и программ, претворяемая в жизнь через формы и методы учебно-воспитательного процесса, основанные на особенностях истории, языка, традиций, обычаев, системы образования и воспитания, быта того или иного народа.
Нельзя учитывать, что внедрение НРК происходят почти везде в условиях двуязычия. И это правильно, потому что дети, которые знают своих предков будут воспитаны всестороннеразвитой личностью, толерантны, знающее и любящее свой родной край, уважающие коренной народ, его культуру и традиции.
В системе внедрение НРК дошкольного учреждения прочное место занимают народные праздники, развлечения. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезей национальной культуры. А какой праздник может обходиться без народных игр? Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Классификацию всех видов народных игр предлагает И. А. Панкеев автор книги «Русские народные игры».
Большинство народные игры требует от детей быстроты, ловкости, сноровки, двигательных умений. Воспитывает в них смелость, коллективизм, честность. Развивает выносливость.
Широко использование народных игр: подвижные, хороводные, словесные все это делает праздники эмоционально ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка.
Активное участие в развлечения обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести двигательные навыки и умения.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление способствует активизации двигательной деятельности. При организации этих праздников важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.
О программе проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку.
Народные праздники в детском саду являются эффективной формой активного отдыха детей.
В течение учебного года в нашем детском саду проводится много праздников. Это национальные праздники: «Сумбелэ», «Науруз», «Масленица», «Карга боткасы», «Сабантуй». Развлечения: «День рождения Г. Тукая», «Зимняя забава», «День Нептуна», «Папа, мама, я - спортивная семья». Помимо этого наши воспитатели придумывают новые развлечения. Например: «День шляпы», «День сказок».
Те, кто живет в Татарстане, рано узнают о празднике Сабантуй. Веселый праздник оставляет яркие впечатления у детей. В нашем детском саду праздник Сабантуй проходит весело и ярко. На праздник приходят национальные герои Шурале, Батыр, Су анасы (Водяная). Они развлекают наших детей. Кульминационный момент в конце праздника Батыру дарим игрушечного барана. Особое место в этом празднике конечно занимают народные подвижные игры, без них не обходиться даже самый скромный народный праздник. Это народные игры: «Скачки», «Бег в мешках», «Попади в горшок», «Бег с коромыслами», «Бег ложкой с яйцом», «Кураш», «Бой с подушками», «Перетягивание канатом» и. д. И что удивительное игры «Бой с подушками», «Бег в мешках» это не только татарские народные игры, а также являются марийскими народными играми. Очень красочно в детском саду проходит праздник «Масленица» с играми забавами и обязательно с угощением.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Двигательные упражнения в народных подвижных играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее яйцо, и нечего не уронить; бежать в мешке; выполнить движения с завязанными глазами; «напоить лошадку» и т. д.) Такие задания выполняют трое, четверо ребят, основная масса детей является зрителями.
Все эти народные игры распределены по возрастам в программе (региональный компонент), который является приложением к федеральной программе «Воспитание и обучение в детском саду»(под редакцией М. А. Васильевой новое 4-е издание М. :Мозаика-Синтез, 2006). Это приложение составлена с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан (авторы К. В. Закирова, Р. А. Борханова, Г. А. Галиева и т. д -Казань. Издательство «Магариф». 2009) и рекомендуется Министерством образования и науки РТ для дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан.
При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо помнить следующие:
- недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых.
- недопустимо отбор участников детей, если только не противопоказано здоровью ребенка.
- при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов, сувениров)
- необходимо рационально распределение физической нагрузки в разные виды деятельности (с учетом уровня развития и физической подготовленности)
При планировании и подготовке праздника необходимо:
- обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения.
- подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные хороводные игры.
- выделить ответственных за подготовку проведения праздника.
- определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных гостей.
- обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний.
Успешность праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.
Успехов вам в работе!
Литература
- Бабынина Т. Ф Традиции национальных культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2003.
- Богомолова М. И. ,Шарафутдинов З. Т. Дошкольникам о Татарстане сред. воз. - Набережные ЧелныАльметьевск, 1993.
- Тимофеева Е. А. Подвижные игры - М. : Просвещение, 1986.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput59.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...