«Развитие детской инициативы в разных видах деятельности».
методическая разработка
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_detskoy_initsiativy.docx | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования.
Развитие детской инициативы в разных видах деятельности».
Горохова Е.А.-
воспитатель ГБОУ Школа № 1476
г. Москва
ИНИЦИАТИВА - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях (Большой Энциклопедический словарь);
— проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами (Словарь практического психолога).
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
Статья 64. п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
1.4. Основные принципы дошкольного образования.
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
2.4. Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;…
Основные сферы инициативы
- творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
- инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
- коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи);
- познавательная инициатива – любознательность, т.е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения;
- Авторы программы «Миры детства» выделяют пятую сферу инициативы – двигательную.
Таким образом, сферами проявления детской инициативы (то есть собственно-содержательной направленности активности ребенка) являются:
творческая,
созидательная,
познавательная,
коммуникативная и двигательная.
Сферы инициативности ребенка (субъектной активности) обеспечивают:
- Развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
- Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника.
Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная.
В соответствии с содержанием образовательной деятельности добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая), целенаправленное изучение основ математики, грамоты и др.
Этапы развития инициативного замысла ребенка
2-3 года - апробирование себя во внешнем поле (кто я ?);
3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу?);
5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу?)
Средства, позволяющие направить инициативу ребенка в педагогически ценное русло:
- Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
- Реструктуризация содержания образовательной деятельности
- Рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды
- Эффективное взаимодействие дошкольной организации с семьей.
Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
1.Неформальное партнерство взрослого и ребенка – партнерская позиция взрослого:
- через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов;
- через непосредственное включение в их деятельность;
2.Прямое обучение – учительская позиция взрослого:
- через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности
По мнению Л.С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка должна задействовать двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть взрослым, подражать ему, с другой – стремление делать то, что интересно.
Партнерство как равноправное включение относительно ребенка взрослого в процесс деятельности
«Партнер-модель» - взрослый может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду…»
«Партнер-сотрудник» - взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. «Давайте сделаем…»
Партнерские отношения должны усложняться с возрастом. В старшем дошкольном возрасте более эффективной становится позиция «партнер-сотрудник».
Реструктуризация содержания образовательной деятельности
Структура образовательного процесса для детей 3-5 лет:
1.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2.Свободная деятельность самих детей.
Структура образовательного процесса для детей 5-7 лет:
1.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
2.Свободная деятельность самих детей.
3. Элементы учебной деятельности на занятиях по основам математики и начальному освоению чтения и письма.
Позиция взрослого-учителя обеспечивает непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе: специальную подготовку - введение в базовые школьные учебные предметы; психологическую подготовку - умение принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, контролировать себя (т.е. формирование у ребенка основ учебной произвольности, способности к учебной работе).
Эффективное взаимодействие дошкольной организации с семьей
Содержание, формы и методы взаимодействия с родителями по реализации целевого ориентира – «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».
Цель проекта: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах моделирования социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской индивидуальности и инициативы, овладению детьми культурными средствами деятельности и способами коммуникации.
Задачи:
1.Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
2. Определить содержание взаимодействия с родителями в вопросах поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Замысел проекта. Совместное решение проблем в вопросах проявления ребенком инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Предполагается отобрать:
-формы взаимодействия с родителями, в которых есть диалог педагогов и родителей;
-формы включение родителей в образовательную деятельность в детском саду;
-дистанционные, электронные формы общения.
При условии предоставления родителям выбора форм участия и степени включенности в сотрудничество.
I этап. Подготовительный.
- Анкетирование родителей «Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?». Выявление компетентности родителей. Анализ результатов анкетирования.
2. Изучение проявления инициативности у детей (на основе наблюдений):
-для детей младшего дошкольного возраста в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности;
- для детей старшего дошкольного возраста в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании (как включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников).
II этап. Реализации проекта.
На этапе реализации использовалось:
1.Индивидуальное сотрудничество с родителями:
1.1.Знакомство родителей с результатами изучения проявлений инициативности у детей.
1.2.Консультирование родителей: «Универсальные рецепты поддержки самостоятельности и инициативы детей»
«В каких условиях лучше развивается инициатива и индивидуальность» (овладение технологиями поддержки самостоятельности и инициативности)
1.3.Домашнее задание для родителей: фото- и видеоматериалы «В какие игры и игрушки играет ребенок дома?» с рекомендациями, что интересно зафиксировать (материалы для игровой, познавательной деятельности, различные материалы, позволяющие детям активно экспериментировать и создавать с достаточной долей самостоятельности разнообразные индивидуализированные продукты (рисунки, поделки, конструкции), с последующим обсуждением семейной предметной среды с точки зрения развития инициативы (знакомство с социальными факторами семейного воспитания ребенка).
1.4. Проведение игровых тренингов с детьми и родителями для трансляции игровой культуры одновременно и детям, и их родителям, и показа родителям как можно включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком, через которую и осваивают дошкольники способы игровой деятельности: в младшем дошкольном возрасте, например, «Водитель», «Играем с куклой»; в старшем дошкольном возрасте по комбинированию сюжетных эпизодов. И активное включение родителей в жизнь ребенка.
1.5. Приглашение родителей в группу и включение его в игру, образовательную деятельность с небольшой подгруппой детей. Этот вариант позволяет включить родителей в жизнь детского сада, а также увидеть своего ребенка среди других детей, "подсмотреть", как взаимодействуют и общаются сами дети (включение родителей в образовательную деятельность в детском саду).
2.Коллективное сотрудничество:
2.1.Открытые занятия с последующим обсуждением (особенно в старшем дошкольном возрасте, с учетом ухода от учебно-дисциплинарной модели образовательной деятельности). Возможно через видео занятия.
2.2. Круглые столы «Ваше мнение по поводу утверждения: «Личная свобода - основа для развития индивидуальности и инициативы ребенка», «Как способствовать развитию детской инициативы?». (Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей).
2.3. Родительское собрание: «Предметная среда для развития инициативы и самостоятельности дома».
2.4.Мастер-классы для родителей с целью овладения навыками общения и с их помощью решение разных ситуаций взаимодействия с детьми, в том числе конфликтные; беседы с ребенком «Самая интересная игра – это», «Как провел этот день» «Что нового я узнал и чему научился»
3.Наглядно-информационное сотрудничество.
3.1. «Памятки», буклеты для родителей. Например, «Экспериментальная лаборатория в дома», где описаны действия с такими простыми предметами солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками, которые используются в повседневной домашней жизни. (Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей). Или: «Выходной с ребенком» (использовать социальное окружение – показать ребенку и выбрать)
3.2. Видеоролики с элементарными опытами для повтора с детьми дома, которые можно выложить на сайте.
Еще одной из форм социокультурного сотрудничества в приобщении детей и семей воспитанников к чтению литературы - презентация детьми новых книг, прочитанных в семье вместе с родителями. При этом выбор книги (инициатива), принадлежит ребенку. Прочитав дома книгу, ребенок приносит ее в группу детского сада и представляет сверстникам таким образом, чтобы максимальное число среди них захотели ее тоже прочитать.
Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи:
∙помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
∙возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
∙проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно - значимого продукта. Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия продуктивного взаимодействия
Совместные акции детского сада и семьи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности. Совместные занятия, состязания, выставки работ – совместная деятельность детей и родителей, в которой ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
Таким образом, можно отметить, что развитие и поддержка детской инициативы - механизм обеспечения индивидуализации образования дошкольников.
Поддержка детской инициативы.
Направления | Способы |
-Самостоятельность в замыслах и в их воплощении -Индивидуальная свобода деятельности -Самоопределение | Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.). Поддержка инициативных высказываний. Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения. |
Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога | Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры:
|
Развитие ответственной инициативы | Давать посильные задания поручения; снимать страх «я не справлюсь». Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных). Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них. |
Литература
1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
2.Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах/Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов. – Изд. 3-е дораб., - Москва: Линка-Пресс, 2014
3.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/Под редакцией Т.Н. Дороновой.
4.Т.Алиева, Г.Урадовских, Е.Арнаутова, О.Нехорошкина. «Живые» практики поддержки детской инициативы». «УГ Москва», №29 от 22 июля 2014 года.
5.Материалы вебинара МЦКО 08.10.15 г. «Способы и направления поддержки детской инициативы». Будже Т.А., заведующий лабораторией отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...
Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
« Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»
Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени...
Развитие речи через разные виды деятельности в соответствии ФГОС дошкольного образования.
Выступление на методическом объединении....
Сообщение на ММО на тему "Познавательное развитие дошкольников в разных видах деятельности"
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творче...
Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...
Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...