«Развитие детской инициативы в разных видах деятельности».
методическая разработка

Горохова Екатерина Анатольевна

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskoy_initsiativy.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Федеральный государственный  образовательный стандарт  

дошкольного образования.

Развитие детской инициативы  в разных видах деятельности».

Горохова Е.А.-

воспитатель ГБОУ Школа № 1476

г. Москва

ИНИЦИАТИВА почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях (Большой Энциклопедический словарь);

— проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами (Словарь практического психолога).

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновления лежит конструирование социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке индивидуальности и детской инициативы. Это происходит через создание условий для свободного выбора детьми различных деятельностей, их участников и форм совместности, а также условий для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

Статья 64. п.2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования.

1.4. Основные принципы дошкольного образования.

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

2.4. Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

4.6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;…

Основные сферы инициативы

  1. творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
  2. инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
  3. коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развивается коммуникативная функция речи);
  4. познавательная инициатива – любознательность, т.е. включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения;         
  5. Авторы программы  «Миры детства» выделяют пятую сферу инициативы – двигательную.

Таким образом, сферами проявления  детской инициативы  (то есть собственно-содержательной направленности активности ребенка) являются:

творческая,

созидательная,

познавательная,  

коммуникативная и двигательная.

Сферы инициативности ребенка  (субъектной активности) обеспечивают:

  • Развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);
  • Обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для дошкольника.

Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

К основным культурным практикам, осваиваемыми дошкольниками, относятся: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная.

В соответствии с  содержанием образовательной деятельности добавляются: музыкальная, двигательная, практическая (трудовая), целенаправленное изучение основ математики, грамоты и  др.

Этапы развития инициативного замысла ребенка

2-3 года  - апробирование себя во внешнем поле  (кто я ?);

3-5 лет - появление осознаваемого и словесно оформленного замысла и опробование своих идей в разных сферах (что я могу?);

5-7 лет - подчинение действий осознаваемому устойчивому замыслу, отчетливое субъективное расчленение сфер инициативы (где я могу?)

Средства, позволяющие направить инициативу ребенка в педагогически ценное русло:

  • Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
  • Реструктуризация содержания образовательной деятельности
  • Рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды
  • Эффективное взаимодействие дошкольной организации с семьей.

Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка

1.Неформальное партнерство взрослого и ребенка – партнерская позиция взрослого:

  • через наблюдение за старшими (взрослыми), являющимися носителями культурных образцов;
  • через непосредственное включение в их деятельность;

2.Прямое обучение – учительская позиция взрослого:

  • через специальное обучение отдельным элементам искусственно расчлененной деятельности

По мнению Л.С. Выготского, совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка должна задействовать двойную мотивацию ребенка:  с одной стороны, стремление быть взрослым, подражать ему, с другой – стремление делать то, что интересно.

Партнерство как равноправное включение относительно ребенка взрослого в процесс деятельности

«Партнер-модель» - взрослый  может ставить для себя цель и начинать действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности. «Я буду…»

«Партнер-сотрудник» - взрослый  участвует  в  реализации  поставленной  цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. «Давайте сделаем…»

Партнерские отношения должны усложняться с возрастом. В старшем дошкольном возрасте более эффективной становится позиция «партнер-сотрудник».

Реструктуризация содержания образовательной деятельности

Структура образовательного  процесса  для детей 3-5 лет:

1.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.

2.Свободная деятельность самих детей.

Структура образовательного процесса для детей 5-7 лет:

1.Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.

2.Свободная деятельность самих детей.

3. Элементы учебной деятельности  на занятиях по основам математики и начальному освоению чтения и письма.

Позиция взрослого-учителя обеспечивает непосредственную подготовку ребенка к систематическому обучению в школе:  специальную подготовку - введение в базовые школьные учебные предметы; психологическую подготовку - умение  принимать задачу от взрослого, действовать по инструкции, контролировать себя (т.е. формирование у ребенка основ учебной произвольности, способности к учебной работе).

Эффективное взаимодействие дошкольной организации с семьей

Содержание, формы и методы взаимодействия с родителями  по реализации целевого ориентира – «ребенок  проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности».

Цель проекта: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах моделирования социальной ситуации развития детей, способствующей поддержке детской индивидуальности и инициативы, овладению детьми культурными средствами деятельности и способами коммуникации.

Задачи:

1.Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

2. Определить содержание  взаимодействия с родителями в вопросах поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Замысел проекта.   Совместное решение проблем в вопросах проявления ребенком инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Предполагается отобрать:  

-формы взаимодействия с родителями,  в которых есть диалог педагогов и родителей;

-формы  включение родителей в образовательную деятельность в детском саду;  

-дистанционные, электронные формы общения.

При условии предоставления  родителям выбора  форм участия и степени включенности в сотрудничество.

I этап. Подготовительный.

  1. Анкетирование родителей  «Инициативный ребенок дошкольного возраста - что это значит?».  Выявление компетентности родителей.  Анализ результатов анкетирования.

2.  Изучение  проявления инициативности у детей (на основе наблюдений):

-для детей младшего дошкольного возраста в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности;

- для детей старшего дошкольного возраста в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании (как включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников).

II этап. Реализации проекта.

На этапе реализации использовалось:

1.Индивидуальное сотрудничество с родителями:

1.1.Знакомство родителей с результатами изучения  проявлений инициативности у детей.

1.2.Консультирование родителей:  «Универсальные рецепты поддержки самостоятельности и инициативы детей»
 «В каких условиях лучше развивается инициатива и индивидуальность»  (овладение технологиями поддержки самостоятельности и инициативности)

1.3.Домашнее задание для родителей: фото- и видеоматериалы  «В какие игры и игрушки играет ребенок дома?» с рекомендациями, что интересно зафиксировать (материалы для игровой, познавательной деятельности, различные материалы, позволяющие детям активно экспериментировать и создавать с достаточной долей самостоятельности разнообразные индивидуализированные продукты (рисунки, поделки, конструкции), с последующим обсуждением семейной предметной среды с точки зрения развития инициативы (знакомство с социальными факторами семейного воспитания ребенка).

1.4. Проведение игровых тренингов с детьми и родителями для  трансляции игровой культуры одновременно и детям, и их родителям, и показа  родителям как можно включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком, через которую и осваивают дошкольники способы игровой деятельности:  в младшем дошкольном возрасте, например,  «Водитель», «Играем с куклой»; в старшем дошкольном возрасте  по комбинированию сюжетных эпизодов. И активное включение родителей в жизнь ребенка.

1.5. Приглашение родителей в группу и включение его в игру, образовательную  деятельность с небольшой подгруппой детей. Этот вариант позволяет включить родителей в жизнь детского сада, а также   увидеть своего ребенка среди других детей, "подсмотреть", как взаимодействуют и общаются сами дети (включение родителей в образовательную деятельность в детском саду).

2.Коллективное сотрудничество:

2.1.Открытые занятия с последующим обсуждением (особенно в  старшем дошкольном возрасте, с учетом ухода от учебно-дисциплинарной модели образовательной деятельности). Возможно через видео занятия.

 2.2. Круглые столы     «Ваше мнение по поводу утверждения: «Личная свобода - основа для развития индивидуальности и инициативы ребенка», «Как способствовать развитию детской инициативы?». (Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей).

2.3. Родительское собрание: «Предметная среда для развития инициативы и самостоятельности дома».

2.4.Мастер-классы для родителей с целью  овладения навыками общения и с их помощью решение  разных ситуаций взаимодействия с детьми, в том числе конфликтные;  беседы с ребенком «Самая интересная игра – это», «Как провел этот день» «Что нового я узнал и чему научился»

3.Наглядно-информационное сотрудничество.

3.1. «Памятки», буклеты для родителей. Например, «Экспериментальная лаборатория в дома», где описаны действия с такими простыми предметами солонку, стаканчик с отверстиями для зубных щеток, разные емкости с цветными шариками, которые используются в повседневной домашней жизни. (Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей). Или: «Выходной с ребенком» (использовать социальное окружение – показать ребенку и выбрать)

3.2. Видеоролики с элементарными опытами для повтора с детьми дома, которые можно выложить на сайте.

Еще одной из форм социокультурного сотрудничества в приобщении детей и семей воспитанников к чтению литературы - презентация детьми новых книг, прочитанных в семье вместе с родителями. При этом выбор книги (инициатива),  принадлежит ребенку. Прочитав дома книгу, ребенок приносит ее в группу детского сада и представляет сверстникам таким образом, чтобы максимальное число среди них захотели ее тоже прочитать.

Проектная деятельность поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи:

помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.  Если то, что наиболее значимо для  ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его  личностный рост и самореализацию.

возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно - значимого продукта.  Проектная деятельность существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия продуктивного взаимодействия                                

Совместные акции детского сада и семьи.  Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности. Совместные занятия, состязания, выставки работ – совместная деятельность детей и родителей, в которой ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

Таким образом, можно отметить, что развитие и поддержка детской инициативы - механизм обеспечения индивидуализации образования дошкольников.

Поддержка детской инициативы.

Направления

Способы

-Самостоятельность в замыслах и в их воплощении

-Индивидуальная свобода деятельности

-Самоопределение

Создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными средствами (игровой, конструктивной, продуктивной, художественно-эстетической, общении, двигательной и др.).

Поддержка инициативных высказываний.

Применение методов проблемного обучения, а также использование интерактивных форм обучения.

Поддержка спонтанной игровой деятельности (индивидуальной или коллективной), где замысел, воплощение сюжета, выбор партнеров осуществляется детьми без вмешательства педагога

Создание условий для развития и развертывания спонтанной детской игры:

  • выбор оптимальной тактики поведения педагога;
  • наличие времени в режиме дня, отведенного на спонтанную свободную игру (не менее 1,5 часов в день, непрерывность каждого из временных промежутков должна составлять по возможности не менее 30 минут, один из таких промежутков отводится на прогулку);
  • наличие разнообразных игровых материалов.

Развитие ответственной инициативы

Давать посильные задания поручения; снимать страх «я не справлюсь».

Давать задания интересные, когда у ребенка есть личный интерес что-то делать (желание помочь, поддержать, быть не хуже или лучше остальных).

Учить объективно смотреть на возможные ошибки и неудачи, адекватно реагировать на них.

Литература

1.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007

2.Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах/Н.А.Короткова, П.Г.Нежнов. – Изд. 3-е дораб., - Москва: Линка-Пресс, 2014

3.Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры  детства: конструирование возможностей» разработана в Федеральном институте развития образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования/Под редакцией Т.Н. Дороновой.

4.Т.Алиева,  Г.Урадовских,  Е.Арнаутова,  О.Нехорошкина.  «Живые» практики поддержки детской инициативы». «УГ Москва», №29 от 22 июля 2014 года.

5.Материалы вебинара  МЦКО  08.10.15 г. «Способы и направления поддержки детской инициативы». Будже Т.А., заведующий лабораторией отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО МЦКО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это об...

Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....

« Познавательное развитие детей через разные виды деятельности»

Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения  стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени...

Сообщение на ММО на тему "Познавательное развитие дошкольников в разных видах деятельности"

   Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творче...

Консультация Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн...