Духовно – нравственное воспитание в детском саду.
статья на тему
С учетом серьезности назначенной образованию миссии особую значимость приобретает задача национального, общечеловеческого и духовно – нравственного воспитания, которое в данных условиях выступает решающим фактором культурного выживания человека. Именно вопросы нравственного возрождения как конечного результата мы пытаемся решать в детском саду №3 города Лебедянь, введя в образовательную деятельность предмет по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций уже с пяти лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 111.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание в детском саду.
«В душе и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия…»
Ш. А. Амонашвили.
Прошло почти сто лет, как уроки православия были исключены из школьного преподавания. В прежнем виде они уже не вернутся, и не стоит никому питать иллюзий на этот счет. Но современное образование требует обязательной ориентации на воспитательный компонент, актуализирующий, в первую очередь, проблему ответственности за формирование нравственного облика ребенка.
С учетом серьезности назначенной образованию миссии особую значимость приобретает задача национального, общечеловеческого и духовно – нравственного воспитания, которое в данных условиях выступает решающим фактором культурного выживания человека. Именно вопросы нравственного возрождения как конечного результата мы пытаемся решать в детском саду №3 города Лебедянь, введя в образовательную деятельность предмет по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций уже с пяти лет.
Содержание программы по данной теме является культурологическим, что позволяет всем детям независимо от конфессиональной принадлежности познакомиться с национальной культурной традицией России. Благодаря тому, что многое и основополагающее было сохранено, мы имеем возможность, очень аккуратно, стараясь не задеть ничьих чувств, осуществлять такую важную в воспитательном отношении работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
С этой целью руководителем духовно – нравственного воспитания Лопандиной Надеждой Павловной в детском саду был собран краеведческий музей, помощниками ей стали сотрудники, родители воспитанников и просто неравнодушные люди.
Все занятия с детьми проводятся в этом музее. Дети знакомятся с художественной литературы (авторской и народной), с произведениями искусства, дошкольники играют в дидактические игры, занимаются изобразительной деятельностью, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение образов, регулярно используются музыкальные произведения, так как музыка воздействует на чувства и сознание малышей.
Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного города.
Для маленьких детей доброта всегда остается самым ценным качеством взрослого человека. Кто самый добрый человек? Мама. А национальная культура расширяет дружеский круг: добрый человек — святой человек: вот великий русский святой преподобный батюшка Серафим Саровский всех людей добрыми словами утешал, «радостями» своими называл. И душа человека, ребенка в особенности, будучи, христианкой, интуитивно ощущает доброту и тянется к ней как живому питающему источнику.
Православная культура играет важную роль в осмыслении норм нравственности и правил воспитания. Мощным источником духовно – нравственного воспитания в современном образовании является православное краеведение.
Каждый ребенок должен не просто знать историю нашей страны, но знать историю своего родного города, любить малую Родину. И эта любовь должна освящаться, как и все в жизни христианина, присутствием высшего начала. Что наша жизнь без этого начала? «Это, - как говорит русский философ И.А. Ильин, - источник без воды, очаг без огня, светильник без света».
Занятия по краеведению проводятся в нашем детском саду всеми педагогами. А Надежда Павловна углубляет эту тему и преподает православное краеведение, где старается дать детям знания об истории христианской православной культуры и её связи с историей родной земли;
дать знания о христианской нравственной культуре, основанной на православных ценностях, показать примеры их воплощения в житиях святых и героях Отечества; формировать патриотические и гражданские качества; уважительное отношение к святыням малой Родины; к истории России.
Успешность развития дошкольников и школьников при знакомстве с родной историей возможно при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путем т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные возрасту.
В детском саду проводятся мероприятия, связанные с историей нашей Родины как для детей, так и для их родителей. Одно из таких: вечер, посвященный 400-летию Дома Романовых.
Объектом изучения православного краеведения является история духовной культуры России. Культурологическое содержание краеведения позволяет раскрыть смысл понятий «духовность», «культура», «историческая память». Одним из важных проявлений духовно – нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Она является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности в России являлось православное христианство. Христианство учило людей любви к ближнему, милосердию, терпимости, сочувствию.
Как вы думаете, когда необходимо начинать говорить с детьми о православном краеведении? В дошкольном возрасте начинается формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, желание беречь её богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к матери, к малой Родине – месту, где родился человек. Через понимание малой Родины ребенок сознает сопричастность к стране, к её прошлому и настоящему, будущему.
Малыши участвуют в театрализованных постановках, сюжетно – ролевых играх на темы ознакомления с родным краем, составляют творческие рассказы, проводятся конкурсы чтецов, проводятся совместные с родителями занятия художественно – продуктивной деятельностью, проводятся экскурсии, оформляются выставки «Деревянные расписные изделия», выставка колокольчиков «Благовест», фотовыставки «Святые малой Родины», «Духовное наследие родного края», проводятся встречи с интересными людьми: священниками, поэтами, художниками города Лебедянь, конкурсы рисунков «Мой край глазами детей», «Моя семья», «Что я подарю маме», «400 лет Лебедяни», обзорные экскурсии в краеведческий музей, Ново – Казанский собор, Троицкий монастырь, ежегодные праздники «Родина. Россия. Православие», посвященные Дню Единства и иконе Казанской Божией Матери, родительские собрания «Ярмарки на Лебедянской земле», «Борис Кустодиев в Лебедяни».
Воспитанники Лопандиной Надежды Павловны участвовали во всероссийской олимпиаде по православной культуре для дошкольников «Наше наследие», посвященная 70-летию Победы. Тихонова Яна, Больных Арсений, Гриднев Максим, Смольянинова Маша получили дипломы победителей I и II степени.
Академик Г.Н. Волков: «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду
13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций" Участниками стали пред...
Духовно-нравственное воспитание в детском саду.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду....
Духовно-нравственное воспитание в детском саду (из опыта работы)
Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. Размытые и искаженные духовно-...
«Духовно - нравственное воспитание в детском саду»
Конечная цель разумного воспитания детейзаключается в постепенном образовании в ребенкеясного понимания вещей окружающего мира.Затем результатом понимания должно статьвозведение добрых инстинктов детс...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...
Консультация для родителей и воспитателей «Духовно - нравственное воспитание в детском саду»
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и воспитателей "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"...
Консультация для родителей и воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особе...