«Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС.»
материал на тему
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
«Интеграция образовательных областей в
образовательной деятельности с детьми в условиях
реализации ФГОС.»
Подготовила
Воспитатель Швыркова.Ж.Г
В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
Слайд2
- сохранение здоровья ребенка;
- развитие базовых качеств личности;
- построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных областей явился деятельностный подход. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:
Слайд 3
- «Физическое развитие» - двигательная деятельность;
- «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
- «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
- «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
- «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.
В ФГОС определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.
Что же такое «интеграция»?
Слайд 4
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Интегрированное занятие - это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практическую направленность.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Слайд 5
Актуальность интегрированного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности.
2.В ходе интегрированной образовательной деятельности развивается потенциал самих воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
4.Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.
5. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Слайд 6
Методы и приемы, используемые при интеграции НОД:
· сюрпризный, игровой моменты,
· рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
· сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
· проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
· разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Форма проведения образовательной деятельности - это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи, наблюдения, элементарные опыты, экспериментирования, игровые проблемные ситуации и прочее.
Слайд7
Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия, и к ней предъявляются следующие требования:
- чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе НОД
- большая информативная емкость образовательного материала,
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок.
СЛАЙД 8
Основные принципы взаимодействия с детьми:
- Демонстрировать позитивное отношение к ребенку, не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном, проявлять искреннюю заинтересованность к действиям ребенка, быть готовым к эмоциональной поддержке.
- Общаться эмоционально, что способствует развитию познавательной активности детей.
- Меньше замечаний, больше похвалы, открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания.
- Находиться рядом, поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
- Вседозволенность, заискивание перед ребенком не допустимы.
СЛАЙД 9
В образовательном процессе выделяется два основных блока:
-совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Качественный результат образовательной деятельности зависит не только от программы, а прежде всего от личности взрослого, который создает эмоционально насыщенную среду для освоения ребенком той или иной области знаний (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность.
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что даже выбор определенной темы для занятия или мероприятия предполагает также интеграцию. Например, тема «8 МАРТА» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть утренник или досуг.
В течение дня мы читаем произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др), рассматриваем «Портрет матери» А.Шилова, дети сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы – аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам. В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников.
СЛАЙД 10
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Например, тема «День защитников Отечества» определяет выбор всех образовательных областей. В течение недели детям читают произведения о Российской армии Л. Кассиля, С. Маршака, рассматривают репродукции картин об армии, готовится выставка «Наши папы – солдаты», коллаж об армии, выставка игрушечной военной техники, военной формы. На познавательных занятиях беседуют об армии, знакомятся с видами войск, военной формой, техникой, играют в различные речевые игры, составляют рассказ по серии картин, мастерят подарок для папы , слушают музыкальные произведения, посвященные армии . Единой организационной формой стал спортивный праздник «Сильные, смелые, ловкие», проведенный совместно папами.
СЛАЙД 11
Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции:
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования.
СЛАЙД 12
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное образование.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей в работе с детьми дошкольного возраста по внедрению устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
статья о проблеме формирования устойчивых привычек по профилактике детского травматизма на дорогах при интеграции образвательной области "Безопаснсть"....
Интеграция образовательных областей через Лего-конструировнаие в соответствии с ФГОС ДО.
Лего - педагогика одна из известных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка....
Проектирование педагогического процесса и интеграция образовательных областей в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Проектирование и реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании в условиях реализации ФГОС дошкольного образования....
Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО
Интеграция образовательных областей в деятельности детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО...
«Интеграция образовательных областей в физическом развитии в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Задачи: 1. Cохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни....
Конспект НОД с использованием технологии интеграции образовательных областей, здоровьесберегающих технологий с детьми 5-6 лет «Медный всадник»
Конспект НОД для закрепления знаний и представлений детей о Санкт-Петербурге и его достопримечательностях....
Логоритмика как средство интеграции образовательных областей в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Аннотация. В статье представлена система взаимодействия учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием логопедической ритмики в работе с детьми с огр...