Педагогический проект "Мы - дети Кузбасса"
проект (старшая группа) на тему
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на социально-нравственное становление дошкольника, формирование исторического и патриотического сознания через изучение культуры родного села, города, края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my-deti_kuzbassa.doc | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»
Педагогический проект
Мы – дети Кузбасса
(для детей старшей группы)
Автор - составитель:
Алтын-Баш Виктория Сергеевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №1«Рябинка»,
пгт. Промышленная, Кемеровская обл.
Промышленная, 2017
Паспорт проекта
Название проекта - «Мы – дети Кузбасса».
Автор проекта: Алтын-Баш Виктория Сергеевна, воспитатель.
Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Рябинка».
Год разработки: 2016-2017 год.
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.
Время работы: долгосрочный (1год ).
Реализуемые образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Пояснительная записка
Родной язык, литература, искусство и живопись, памятники архитектуры – все это связывает наше поколение с нашими предками. Без знаний об истории своей страны, своего края, традиций своей семьи и своего рода невозможно развитие современного дошкольника. Мы должны испытывать гордость за свою страну, уважение к предыдущему поколению, и наша задача – воспитать достойного гражданина своей страны, который уважает свою семью, своих предков и гордится своей Родиной.
В наше время родители практически не занимаются патриотическим воспитанием своих детей, мало времени уделяют рассказам об истории своей семьи, родного края, поэтому основная роль по изучению вопросов патриотизма и краеведения ложится на педагогов образовательных учреждений, в том числе дошкольных.
Проведенный опрос среди родителей подтвердил потребность в воспитании детей на духовно-нравственных традициях. Именно поэтому возникла идея создать проект патриотического воспитания дошкольников на основе краеведения, позволяющий познакомить детей с природой родного края, его достопримечательностями, родной улицей и историей своей семьи.
Актуальность проекта заключается в необходимости разработки программы по патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения, недостаточная информированность родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей, систематизации накопленного педагогического опыта в ДОУ по социализации дошкольников, реализации творческого потенциала коллектива, создании единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью.
Цель проекта: Способствовать социально-нравственному становлению дошкольника, формированию исторического и патриотического сознания через изучение культуры родного села, города, края. Разработать цикл занятий, направленных на формирование знаний о своей стране, семье и своей малой родине.
Задачи:
- Формировать чувство ответственности и гордости за достижения родного края, страны;
- расширять кругозор на основе доступного материала;
- приобщать к изучению родного края и традиций на основе краеведения;
-воспитывать толерантное отношение к людям, бережного отношения к природе родного края;
- ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание в семье.
Формы реализации проекта:
- беседы
- наблюдения
- целевые прогулки
- экскурсии
- познавательно-игровые занятия
- продуктивная деятельность
Краткое содержание проекта:
В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований, экскурсий, направленных на патриотическое воспитание, у детей формируется чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, уважения к культурному прошлому России, чувство привязанности к своему дому, своим близким.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня знаний об истории своего поселка, края;
- Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
- Заинтересованность родителей в патриотическом воспитании детей;
- Развитие познавательной активности, творческих способностей;
- Проявление интереса к истории своей семьи, традициям.
Этапы реализации проекта:
- Организационный
- Определение актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи и т.п.);
- организация предметно-пространственной среды в группе;
- подбор наглядно-дидактических материалов, художественной литературы;
- разработка консультативно-практического материала для родителей;
- разработка тематического плана.
- Основной
- Проведение непосредственной образовательной деятельности;
- Проведение мероприятий;
- Ознакомление детей с художественной литературой;
- экскурсии, выставки, мини-проекты;
- рисование, моделирование с детьми;
- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;
- работа с родителями
- Заключительный
- ожидаемые результаты проекта;
План реализации проекта
Содержание | Формы реализации | Цель | ||||||
СЕНТЯБРЬ
| ||||||||
| Работа с книгами в краеведческом уголке. | Формировать у детей представление о России, как о родной стране. | ||||||
| Познавательная беседа. | Формировать у детей представление о Москве, как о столице России, ее достопримечательностях. | ||||||
| Тематическая экскурсия по группам детского сада. | Вызвать у детей интерес к своей стране, чувство любви к Родине. | ||||||
рассказывают гербы?» | Познавательная беседа, рисование, прослушивание. | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России. | ||||||
| Музыкальное развлечение. | Закрепить знания детей о своей стране, ее символике. | ||||||
поэты…» | Чтение и разучивание стихотворений о России. | Воспитывать любовь и уважение к своей стране. | ||||||
Родина!» | Познавательная беседа | Закрепить и обобщить знания детей о России, ее столице. | ||||||
своей страны» | Фотовыставка | Вызвать у детей эмоциональный отклик и творческий интерес, развивать чувство патриотизма. | ||||||
ОКТЯБРЬ
| ||||||||
Кузбасс!». | Познавательная беседа. | Формировать знания детей о Кузбассе, как о родном крае, его истории, достопримечательностях. | ||||||
края». | Моделирование. | Закрепить и обобщить знания детей о символах Кемеровской области. | ||||||
| Познавательная беседа | Формировать представление о городе Кемерово, как о столице Кузбасса, его достопримечательностях. | ||||||
| Чтение художественных произведений и стихотворений. | Познакомить детей с поэтами и писателями Кемеровской области. | ||||||
родном крае…» | Конкурс чтецов. | Вызвать у детей чувство любви к родному краю, учить гордиться им. | ||||||
| Викторина | Закрепить знания детей о родном крае, его достопримечательностях, символике. | ||||||
| Изготовление фотоальбома | Приобщить к истории родного края, его народу. | ||||||
| Театрализованное представление | Вызвать у детей радостные эмоции, веселое настроение. | ||||||
НОЯБРЬ
Правила поведения в природе. | ||||||||
| Создание коллекции | Дать детям представление о полезных ископаемых родного края. | ||||||
| Беседа, выставка рисунков “Мое любимое время года”. | Закрепить и обобщить знания детей о временах года, воспитывать любовь к родной природе. | ||||||
| Информационно-творческий мини-проект | Познакомить детей с красотой природы родного края через работы кузбасских художников. | ||||||
| Моделирование | Закрепить знания детей о домашних животных родного края. | ||||||
| Познавательное занятие, экскурсия | Познакомить детей с животными родного края, их особенностями. | ||||||
нами: учусь заботиться о растениях и животных». | Работа на участке детского сада | Закреплять знания детей животных и растениях, учить бережному отношению к ним. | ||||||
| Благотворительная акция | Вызвать у детей и родителей желание помогать птицам, учить заботливому отношению. | ||||||
| Проблемная ситуация | Учить бережному отношению к природе, животным, закрепить правила поведения в природе. Побуждать к соблюдению чистоты. | ||||||
ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ
| ||||||||
| Работа с картой и глобусом. | Учить детей работать с картой и глобусом. | ||||||
| Познавательная беседа. | Закрепить знания о своем поселке, его символике, формировать чувство любви к родному поселку. | ||||||
| Создание фотоальбома. | Формировать патриотические чувства, вызвать интерес к истории своего поселка. Его знаменитым жителям. | ||||||
| Выставка фотографий | Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка. | ||||||
| Информационный мини-музей | Воспитывать интерес к народному быту, изделиям русского быта. | ||||||
| Экскурсия в краеведческий музей. | Закрепить знания о русских традициях, быте русского народа. | ||||||
| Встречи с народными умельцами – мастерами ДПИ | Познакомить детей с мастерами родного поселка. Вызвать чувство гордости за свой поселок. | ||||||
| Познавательная беседа | Познакомить детей с профессиями поселка. | ||||||
| Фотовыставка | Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. | ||||||
| Викторина | Обобщить и систематизировать знания детей о поселке, его достопримечательностях. | ||||||
| Выставка рисунков | Учить детей делиться своими эмоциями, знаниями, переживаниями. | ||||||
| Чтение и заучивание стихотворений. | Познакомить детей с поэтами родного поселка, их произведениями. Вызвать любовь к родным местам. | ||||||
| Экскурсия | Познакомить детей с хореографическими ансамблями и ансамблями народных инструментов. | ||||||
| Конкурс поделок | Приобщить детей и родителей к изготовлению макетов достопримечательностей поселка. | ||||||
| Мини-музей | Формировать чувство гордости за свой поселок, учить любить его красоту. | ||||||
| Выставка рисунков | Развивать фантазию, творчество, желание участвовать в жизни поселка. | ||||||
ФЕВРАЛЬ
| ||||||||
| Познавательный рассказ | Познакомить детей с названиями улиц поселка, их историей. | ||||||
| Познавательная беседа | Закреплять знания детей о своих улицах, учить называть их. | ||||||
| Художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ. | Развивать творческое воображение, умение передавать эмоции. | ||||||
| Моделирование с родителями | Способствовать совместной деятельности детей и родителей, учить рассказывать о своих занятиях. | ||||||
| Викторина | Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге. | ||||||
| Рисование | Закреплять навыки рисования, учить выражать свои эмоции. | ||||||
| Познавательная беседа | Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила поведения на улице. | ||||||
окна моя улица видна» | Фотоотчет | Учить детей делиться впечатлениями, гордиться своей улицей. | ||||||
МАРТ
| ||||||||
| Моделирование, сюжетно-ролевая игра | Развивать творческое воображение, вызвать чувство гордости за свой детский сад. | ||||||
| Оформление панно, художественно-продуктивная деятельность. | Учить детей рассказывать о своей группе, делиться впечатлениями, развивать творческие способности. | ||||||
| Тематическая экскурсия. | Закрепить знания детей о детском саде, его помещениях, его функциях. | ||||||
| Познавательное занятие, встречи - беседы с работниками детского сада. | Закрепить знания детей о работниках детского сада, важности их профессий. | ||||||
| Составление альбома | Развивать творческий интерес, привлекать детей к созданию летописи группы. | ||||||
| Моделирование | Вызвать интерес к своему детскому саду, своей группе, развивать чувство гордости за свой детский сад. | ||||||
| Познавательная беседа, игра. | Научить детей делиться своими эмоциями, учить взаимопомощи. | ||||||
| Художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков. | Учить развивать творческие способности детей, учить делиться впечатлениями, развивать эмоции. | ||||||
АПРЕЛЬ
| ||||||||
| Рассказы детей | Учить детей рассказывать о себе, своей семье. | ||||||
| Создание фотоальбомов | Привлечь детей и родителей к совместной деятельности. | ||||||
| Конкурс | Вызвать у детей радостные эмоции, дух соревнования. | ||||||
| Творческие рассказы детей, рисование. | Побуждать детей к рассказам о своей семье, ее традициях. | ||||||
| Совместный мини-проект с родителями | Сформировать у детей интерес к своей семье, воспитывать чувство уважения к членам семьи. | ||||||
| Фотовыставка | Вызвать у детей интерес к семейным ценностям. | ||||||
| Сюжетно-ролевая игра | Учить детей гордиться профессиями своих родителей. | ||||||
| Моделирование | Повысить интерес детей к ценностям своей семьи. | ||||||
МАЙ
| ||||||||
| Выставка экспонатов. | Привлечь родителей и детей к созданию мини-музея Великой Отечественной Войны. | ||||||
| Наглядно-познавательная беседа, экскурсия. | Вызвать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к старшему поколению. | ||||||
| Чтение рассказов о героях. | Учить детей любить историю своей страны, гордиться ее героями. | ||||||
| Познавательная беседа. | Закрепить знания детей о празднике, его значении. | ||||||
| Конкурс чтецов. | Вызвать чувство патриотизма, гордости за свою страну. Вызвать эмоциональный отклик. | ||||||
| Фотовыставка, встречи с ветеранами. | Повысить уровень знаний о войне, ее героях. Учить гордиться героями своей семьи. | ||||||
| Театрализованное представление, рисование. | Закрепить знания детей о празднике, его значимости. | ||||||
| Создание справочника. | Развивать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою Родину, своих предков. |
На протяжении всего проекта запланированы совместные мероприятия с родителями: 9 Мая, День поселка, День защиты детей, 8 Марта, 23 Февраля, Пасха, Новый год, День именинника, Масленница и др. Участие родителей в акциях: Покормите птиц, Чистый дворик, Берегите лес от огня, Сохраним природу вместе и др.
Особенностью организации образовательного процесса по краеведению является динамичность еѐ форм. Занятие из группового помещения переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоѐм, участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, и др. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, прогулок, походов, игр и праздников на воздухе.
Основной формой организации педагогической работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста являются занятия как фронтальные, так и подгрупповые. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГОС ДО.
При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание: знакомству с предметами быта русского народа; экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т.д.; целевым прогулкам; развлечениям; праздникам; тематическим неделям; развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным); индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем; работе с родителями; деятельности детей по их собственной инициативе.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе гражданского и патриотического развития детей дошкольного возраста осуществляется на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, на принципе совместной деятельности воспитателей и семьи по воспитанию подрастающих поколений, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие на процесс духовно-нравственного становления личности юного гражданина России.
Литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
- Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия: Пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 95 с.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. // Г.Н. Данилина. - М.: Аркти, 2004.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. - 144 с.
- Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 Ярославль, 2002г., 228 с. РГБ ОД, 61:03-13/722-7.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. - 144 с.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.
- Синова И.В. Государственные праздники России: Справочник школьника. – СПб: ИД «Литера», 2006. – 96 с.
- Синова И.В. Конституция – основной закон России: Справочник школьника. – СПб: ИД «Литера», 2007. – 64 с.
- Терещенко А.В. История культуры русского народа. // А.В. Терещенко, - М., «ЭКСМО», 2007. – 736с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. // И.И. Шангина. - Спб., 2000.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...
Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям
Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...
Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"
Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...