Педагогический проект "Мы - дети Кузбасса"
проект (старшая группа) на тему

Алтын-Баш Виктория Сергеевна

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на социально-нравственное становление дошкольника, формирование исторического и патриотического сознания через изучение культуры родного села, города, края. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my-deti_kuzbassa.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

Педагогический проект

Мы – дети Кузбасса

(для детей старшей группы)

Автор - составитель:

Алтын-Баш Виктория Сергеевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1«Рябинка»,

пгт. Промышленная, Кемеровская обл.

Промышленная, 2017

Паспорт проекта

Название проекта - «Мы – дети Кузбасса».

Автор проекта: Алтын-Баш Виктория Сергеевна, воспитатель.

Название учебного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Рябинка».

Год разработки: 2016-2017 год.

Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Тип проекта по доминирующей деятельности: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.

Время работы: долгосрочный (1год ).

Реализуемые образовательные области: 

социально-коммуникативное развитие;

 • познавательное развитие;

• речевое развитие;

 • художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Пояснительная записка

Родной язык, литература, искусство и живопись, памятники архитектуры  – все это связывает наше поколение с нашими предками. Без знаний об истории своей страны, своего края, традиций своей семьи и своего рода невозможно развитие современного дошкольника. Мы должны испытывать гордость за свою страну, уважение к предыдущему поколению, и наша задача – воспитать достойного гражданина своей страны, который уважает свою семью, своих предков и гордится своей Родиной.

В наше время родители практически не занимаются патриотическим воспитанием своих детей, мало времени уделяют рассказам об истории своей семьи, родного края,  поэтому основная роль по изучению вопросов патриотизма и краеведения ложится на педагогов образовательных учреждений, в том числе дошкольных.

Проведенный опрос среди родителей подтвердил потребность в воспитании детей на духовно-нравственных традициях. Именно поэтому возникла идея создать проект патриотического воспитания дошкольников на основе краеведения, позволяющий познакомить детей с природой родного края, его достопримечательностями, родной улицей и историей своей семьи.

Актуальность проекта заключается в необходимости разработки программы по патриотическому воспитанию дошкольников на основе краеведения, недостаточная информированность родителей по вопросу духовно-нравственного воспитания детей, систематизации накопленного педагогического опыта в ДОУ по социализации дошкольников, реализации творческого потенциала коллектива, создании единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью.

Цель проекта: Способствовать социально-нравственному становлению дошкольника, формированию исторического и патриотического сознания через изучение культуры родного села, города, края. Разработать цикл занятий, направленных на формирование знаний о своей стране, семье и своей малой родине.

Задачи:

- Формировать чувство ответственности и гордости за достижения родного края, страны;

- расширять кругозор на основе доступного материала;

- приобщать к изучению родного края и традиций на основе краеведения;

-воспитывать толерантное отношение к людям, бережного отношения к природе родного края;

- ориентировать родителей на духовно-нравственное и патриотическое воспитание в семье.

Формы реализации проекта:

- беседы

- наблюдения

- целевые прогулки

- экскурсии

- познавательно-игровые занятия

- продуктивная деятельность

Краткое содержание проекта:

В результате совместных и самостоятельных наблюдений, исследований, экскурсий, направленных на патриотическое воспитание, у детей формируется чувство любви к своему родному краю, своей малой родине, уважения к культурному прошлому России, чувство привязанности к своему дому, своим близким.

Планируемые результаты:

  • Повышение уровня знаний об истории своего поселка, края;
  • Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
  • Заинтересованность родителей в патриотическом воспитании детей;
  • Развитие познавательной активности, творческих способностей;
  • Проявление интереса к истории своей семьи, традициям.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационный

- Определение актуальности и значимости проекта;

- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи  и т.п.);

- организация предметно-пространственной среды в группе;

- подбор наглядно-дидактических материалов, художественной литературы;

 - разработка консультативно-практического материала для родителей;

 - разработка тематического плана.

  1. Основной

- Проведение непосредственной образовательной деятельности;

- Проведение мероприятий;

- Ознакомление детей с художественной литературой;

- экскурсии, выставки, мини-проекты;

- рисование, моделирование с детьми;

- прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

- работа с родителями

  1. Заключительный

- ожидаемые результаты проекта;

План реализации проекта

Содержание

Формы реализации

Цель

СЕНТЯБРЬ

  1. «Моя Родина» - Родина, Отечество, Отчизна – Россия, Российская Федерация.

  1. «Книги о нашей Родине».

Работа с книгами в краеведческом уголке.

Формировать у детей представление о России, как о родной стране.

  1.  «Москва – столица нашей Родины».

Познавательная беседа.

Формировать у детей представление о Москве, как о столице России, ее достопримечательностях.

  1. «Патриотический уголок в детском саду»

Тематическая экскурсия по группам детского сада.

Вызвать у детей интерес к своей стране, чувство любви к Родине.

  1. «О чем

рассказывают гербы?»

Познавательная беседа, рисование, прослушивание.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России.

  1. «В поисках России».

Музыкальное развлечение.

Закрепить знания детей о своей стране, ее символике.

  1. «О чем говорят

поэты…»

Чтение и разучивание стихотворений о России.

Воспитывать любовь и уважение к своей стране.

  1. «Моя большая

Родина!»

Познавательная беседа

Закрепить и обобщить знания детей о России, ее столице.

  1. «Я – гражданин

своей страны»

Фотовыставка

Вызвать у детей эмоциональный отклик и творческий интерес, развивать чувство патриотизма.

ОКТЯБРЬ

  1. «Мы живем в Кузбассе. История края» - Знакомство с названием региона – Кемеровская область. Символы региона – герб и флаг, областной центр – город Кемерово. Детские писатели и поэты Кемеровской области.
  1.  «Знаменитый наш

Кузбасс!».

Познавательная беседа.

Формировать знания детей о Кузбассе, как о родном крае, его истории, достопримечательностях.

  1.  «Символы нашего

края».

Моделирование.

Закрепить и обобщить знания детей о символах Кемеровской области.

  1. «Кемерово – столица Кузбасса!»

Познавательная беседа

Формировать представление о городе Кемерово, как о столице Кузбасса, его достопримечательностях.

  1. «Как много пишут о Кузбассе…»

Чтение художественных произведений и стихотворений.

Познакомить детей с поэтами и писателями Кемеровской области.

  1. «С гордостью о

родном крае…»

Конкурс чтецов.

Вызвать у детей чувство любви к родному краю, учить гордиться им.

  1. «Чем славен наш Кузбасс».

Викторина

Закрепить знания детей о родном крае, его достопримечательностях, символике.

  1. «Край, в котором я живу»

Изготовление фотоальбома

Приобщить к истории родного края, его народу.

  1. «День рождения Кузбасса».

Театрализованное представление

Вызвать у детей радостные эмоции, веселое настроение.

НОЯБРЬ

  1. «Мой родной край – Кузбасс – Знакомство с природой, флорой и фауной Кузбасса. Природные богатства Кемеровской области.

Правила поведения в природе.

  1. «Кузбасская кладовая»

Создание коллекции

Дать детям представление о полезных ископаемых родного края.

  1. «Времена года».

Беседа, выставка рисунков “Мое любимое время года”.

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, воспитывать любовь к родной природе.

  1. «Красота родной природы».

Информационно-творческий мини-проект

Познакомить детей с красотой природы родного края через работы кузбасских художников.

  1. «Зоопарк домашних животных».

Моделирование

Закрепить знания детей о домашних животных родного края.

  1. «Животные леса и луга».

Познавательное занятие, экскурсия

Познакомить детей с животными родного края, их особенностями.

  1. «Природа рядом с

нами: учусь заботиться о растениях и животных».

Работа на участке детского сада

Закреплять знания детей животных и растениях, учить бережному отношению к ним.

  1. «Поможем зимующим птицам».

Благотворительная акция

Вызвать у детей и родителей желание помогать птицам, учить заботливому отношению.

  1. «Природа любит чистоту».

Проблемная ситуация

Учить бережному отношению к природе, животным, закрепить правила поведения в природе. Побуждать к соблюдению чистоты.

ДЕКАБРЬ - ЯНВАРЬ

  1. «Моя малая Родина - Промышленная» - Символы поселка – герб, флаг. Основные достопримечательности поселка. Музеи родного поселка. Памятники и достопримечательности  поселка Промышленная. Известные и знаменитые люди Промышленновского района. Народные промыслы и народные умельцы – мастера ДПИ. Художественная и краеведческая литература. Известные хореографические ансамбли и ансамбли народных инструментов.

  1. «Где мы находимся?».

Работа с картой и глобусом.

Учить детей работать с картой и глобусом.

  1. «Моя малая Родина».

Познавательная беседа.

Закрепить знания о своем поселке, его символике, формировать чувство любви к родному поселку.

  1. «Здесь я живу».

Создание фотоальбома.

Формировать патриотические чувства, вызвать интерес к истории своего поселка. Его знаменитым жителям.

  1. «Я и мой поселок».

Выставка фотографий

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка.

  1. «Чудо – русская изба».

Информационный мини-музей

Воспитывать интерес к народному быту, изделиям русского быта.

  1. «Основы краеведения».

Экскурсия в краеведческий музей.

Закрепить знания о русских традициях, быте русского народа.

  1. «Дело мастера боится!».

Встречи с народными умельцами – мастерами ДПИ

Познакомить детей с мастерами родного поселка. Вызвать чувство

гордости за свой поселок.

  1.  «Все работы хороши…».

Познавательная беседа

Познакомить детей с профессиями поселка.

  1.  «Мамы и папы на работе».

Фотовыставка

Закрепить знания детей о профессиях своих родителей.

  1. «Путешествие по родному поселку».

Викторина

Обобщить и систематизировать знания детей о поселке, его достопримечательностях.

  1. «Поселок глазами детей».

Выставка рисунков

Учить детей делиться своими эмоциями, знаниями, переживаниями.

  1. «Родные просторы…».

Чтение и заучивание стихотворений.

Познакомить детей с поэтами родного поселка, их произведениями. Вызвать любовь к родным местам.

  1. «Наши таланты».

Экскурсия

Познакомить детей с

хореографическими ансамблями и ансамблями народных

инструментов.

  1. «Я тоже умею делать красоту».

Конкурс поделок

Приобщить детей и родителей к изготовлению макетов достопримечательностей поселка.

  1. «Мой поселок лучше всех».

Мини-музей

Формировать чувство гордости за свой поселок, учить любить его красоту.

  1. «Поселок будущего».

Выставка рисунков

Развивать фантазию, творчество, желание участвовать в жизни поселка.

ФЕВРАЛЬ

  1. «Мой дом, моя улица» - Мой дом, моя квартира, моя комната. Знакомство с названиями улиц, на которых проживают дети, историей их названий, расположением домов, достопримечательностями улицы. Знакомство с правилами поведения в доме и вне дома. Правила поведения на улице, правила дорожного движения.

  1.  «Улицы нашего поселка».

Познавательный рассказ

Познакомить детей с названиями улиц поселка, их историей.

  1. «Улицы наших домов»

Познавательная беседа

Закреплять знания детей о своих улицах, учить называть их.

  1. «Мой дом, моя улица»

Художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ.

Развивать творческое воображение, умение передавать эмоции.

  1. «Маршрут моего выходного дня»

Моделирование с родителями

Способствовать совместной деятельности детей и родителей, учить рассказывать о своих занятиях.

  1. «Внимательный пешеход»

Викторина

Закреплять знания детей о правилах поведения на дороге.

  1. «моя комната»

Рисование

Закреплять навыки рисования, учить выражать свои эмоции.

  1. «Если вышел ты гулять…»

Познавательная беседа

Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила поведения на улице.

  1. «А из нашего

окна моя улица видна»

Фотоотчет

Учить детей делиться впечатлениями, гордиться своей улицей.

МАРТ

  1. «Мой детский сад, моя группа. Микрорайон детского сада» - История детского сада, его традиции. Чем гордится детский сад. Микрорайон детского сада и его достопримечательности. Профессии работников детского сада. Наша группа. Правила и нормы жизни в группе. Мои друзья по группе.

  1.  «Наш детский сад».

Моделирование, сюжетно-ролевая игра

Развивать творческое воображение, вызвать чувство гордости за свой детский сад.

  1. «Наша группа».

Оформление панно, художественно-продуктивная деятельность.

Учить детей рассказывать о своей группе, делиться впечатлениями, развивать творческие способности.

  1. «Мой детский сад».

Тематическая экскурсия.

Закрепить знания детей о детском саде, его помещениях, его функциях.

  1. «Все работы хороши – выбирай на вкус»

Познавательное занятие, встречи - беседы с работниками детского сада.

Закрепить знания детей о работниках детского сада, важности их профессий.

  1. «Летопись группы»

Составление альбома

Развивать творческий интерес, привлекать детей к созданию летописи группы.

  1. Создание символики детского сада и группы

       Моделирование

Вызвать интерес к своему детскому саду, своей группе, развивать чувство гордости за свой детский сад.

  1. «Я и мои друзья».

Познавательная беседа, игра.

Научить детей делиться своими эмоциями, учить взаимопомощи.

  1. «Я люблю свой детский сад». 

Художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков.

Учить развивать творческие способности детей, учить делиться впечатлениями, развивать эмоции.

АПРЕЛЬ

  1. «Моя семья» - Члены семьи, родители, близкие родственники детей. Семейные праздники и традиции. Отношения между взрослыми и детьми в семье. Реликвии семьи (фотографии, награды). Род, родословная, генеалогическое древо. Профессии и место работы родителей.

  1.  «Моя семья, моя фамилия»

     Рассказы детей

Учить детей рассказывать о себе, своей семье.

  1. «Как я расту».

Создание фотоальбомов

Привлечь детей и родителей к совместной деятельности.

  1. «Ромашка имен».

Конкурс

Вызвать у детей радостные эмоции, дух соревнования.

  1. «Я и моя семья». 

Творческие рассказы детей, рисование.

Побуждать детей к рассказам о своей семье, ее традициях.

  1. «Построим генеалогическое дерево».

Совместный мини-проект с родителями

Сформировать у детей интерес к своей семье, воспитывать чувство уважения к членам семьи.

  1. «Как мы отдыхаем».

Фотовыставка

Вызвать у детей интерес к семейным ценностям.

  1. «Я хочу быть как мама (папа)».

Сюжетно-ролевая игра

Учить детей гордиться профессиями своих родителей.

  1. «Символический портрет моей семьи».

Моделирование

Повысить интерес детей к ценностям своей семьи.

МАЙ

  1. «По страницам памяти» - Памятники Великой Отечественной Войны. Рассказы о героях. Праздники, посвященные ВОВ. Встречи с интересными людьми.

  1.  «Колесо истории».

Выставка экспонатов.

Привлечь родителей и детей к созданию мини-музея Великой Отечественной Войны.

  1.   «Памятники истории».

Наглядно-познавательная беседа, экскурсия.

Вызвать у детей чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну, чувство уважения к старшему поколению.

  1.  «Подвиг – пример гордости».

Чтение рассказов о героях.

Учить детей любить историю своей страны, гордиться ее героями.

  1.  «День защитника Отечества».

Познавательная беседа.

Закрепить знания детей о празднике, его значении.

  1.  «Я помню, я горжусь…».

Конкурс чтецов.

Вызвать чувство патриотизма, гордости за свою страну. Вызвать эмоциональный отклик.

  1.  «Великие герои».

Фотовыставка, встречи с ветеранами.

Повысить уровень знаний о войне, ее героях. Учить гордиться героями своей семьи.

  1.  «День Победы».

Театрализованное представление, рисование.

Закрепить знания детей о празднике, его значимости.

  1.  «Страницы прошлого».

Создание справочника.

Развивать патриотические чувства у детей, чувство гордости за свою Родину, своих предков.

На протяжении всего проекта запланированы совместные мероприятия с родителями:  9 Мая, День поселка, День защиты детей, 8 Марта, 23 Февраля, Пасха, Новый год, День именинника, Масленница и др. Участие родителей в акциях: Покормите птиц, Чистый дворик, Берегите лес от огня, Сохраним природу вместе и др.

 

Особенностью организации образовательного процесса по краеведению является динамичность еѐ форм. Занятие из группового помещения переносится в ту среду, которая изучается: парк, лес, водоѐм, участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения,  и др. Необходимо проводить как можно больше экскурсий, прогулок, походов, игр и праздников на воздухе.

Основной формой организации педагогической работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста являются занятия как фронтальные, так и подгрупповые. Эти занятия строятся по основным методическим принципам с учетом ФГОС ДО.

При организации совместной деятельности педагога с детьми уделяется огромное внимание: знакомству с предметами быта русского народа; экскурсиям по групповой комнате, детскому саду, в ближайшем окружении, в музее, к памятникам и т.д.; целевым прогулкам; развлечениям; праздникам; тематическим неделям; развивающим играм (словесным, дидактическим, подвижным, настольно-печатным, народным); индивидуальной работе с каждым конкретным ребенком, исходя из трудностей, замеченных воспитателем; работе с родителями; деятельности детей по их собственной инициативе.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе гражданского и патриотического развития детей дошкольного возраста осуществляется на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, на принципе совместной деятельности воспитателей и семьи по воспитанию подрастающих поколений, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие на процесс духовно-нравственного становления личности юного гражданина России.


Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна Россия: Пособие для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2005. – 95 с.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. // Г.Н. Данилина. - М.: Аркти, 2004.
  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.В.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.
  6. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. - 144 с.
  7. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.07 Ярославль, 2002г., 228 с. РГБ ОД, 61:03-13/722-7.
  8. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. - 144 с.
  9. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 96 с.
  10. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003.- 64 с.
  11. Синова И.В. Государственные праздники России: Справочник школьника. – СПб: ИД «Литера», 2006. – 96 с.

  1. Синова И.В. Конституция – основной закон России: Справочник школьника. – СПб: ИД «Литера», 2007. – 64 с.
  2. Терещенко А.В. История культуры русского народа. // А.В. Терещенко, - М., «ЭКСМО», 2007. – 736с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
  4. Шангина И.И. Русские дети и их игры. // И.И. Шангина. - Спб., 2000.

Интернет ресурсы:

http://festival.1september.ru/ 

http://nsportal.ru/ 

http://doshvozrast.ru/ 

http://vospitatel.com.ua/

http://detky.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВАМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Среди многочисленных задач, стоящих перед образованием есть главная - сохранение здоровья каждого ребёнка. Общеизвестно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности...

«Представление опыта работы по внедрению современных педагогических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Одно из основных направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, психолого-педагогические аспе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»

Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на  выявле...

Согласие на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям

Информированное согласие родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение и оказание психолого - педагогической помощи детям...

Консультация для педагогов "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности Психолого-педагогического консилиума ДОУ"

Детям с ОВЗ и детям-инвалидам, посещающим МДОАУ «Детский сад №171», оказывается психолого-педагогическое сопровождение. Основной целью такого сопровождения является помощь в решении пробле...