Проект "Родина бывает разная, но у всех она одна!"
проект (подготовительная группа) на тему
Патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План проекта по патриотическому воспитанию | 48.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«РОДИНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ, НО У ВСЕХ ОНА ОДНА».
(подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за нее.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического материала.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре своего края, России.
Задачи проекта:
- закрепить знания о государственной символике РФ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
- расширять знания о малой родине;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- расширять словарный запас.
Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители
Срок реализации
январь – май 2017г. учебный год
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»
Ожидаемый результат:
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины – Донского края.
У детей более глубокие знания о России.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы:
Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздники, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество, наблюдение, прогулки.
Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,
- Совместные мероприятия,
- Целевые прогулки по поселку, посещение достопримечательных мест,
- Пополнение развивающей среды,
- Проведение мероприятий совместно с родителями,
- Выставки детских работ.
III. Итоговый
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
- Вывод
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА
I БЛОК Семья. Детский Сад. | 1.Беседы: «Права ребёнка на имя». | Дать знания о праве ребенка на имя. О значении имен детей группы. |
«Традиции моей семьи». | Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи; Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. | |
«Мамочка моя» | Воспитывать любовь и уважение к матери, о ее роли в семье. Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности; | |
«Детский сад – мой второй дом». | Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них. Закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача. Воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость. | |
2.Проектная деятельность Создание альбома рисунков: «Что в имени моем?» | Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов; | |
3.Рассматривание фотоальбомов с семейными фотографиями. | Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов; Продолжать работу по изучению своей семьи, своего детского сада; Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; | |
4.Наблюдение: За лекарственными травами на участке детского сада. Труд на огороде. | Продолжать воспитывать любовь к своему детскому саду; интерес к благоустройству своего участка. | |
5.Художественное творчество: Рисование: «Дом, в котором я живу»,
«Моя семья», «Моя улица». «Мой любимый детский сад». | Учить детей использовать разные гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги. Развивать чувство композиции. Воспитывать любовь | |
6.Чтение художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине», ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью. | Учить понимать образное содержание произведений разных жанров; понимать и оценивать характеры персонажей. Воспитывать интерес к семейным ценностям посредством чтения художественной литературы. | |
II БЛОК Россия | 1.Беседы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Президент России», «Москва – столица России», «Башни Кремля», «Богатства России», «Праздники России», «23 февраля – День защитника Отечества». «День космонавтики – 22 апреля». «День Победы» | Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык). Познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них. Формировать представление детей о богатствах природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране. Расширять и углублять знания детей о государственных праздниках. Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии; Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать. Воспитание чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ. |
2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Фотоальбом «Россия – моя страна», Карта России, работа с глобусом. Иллюстрации «Символика РФ», «Правители Росси», «Народы России». «Природа России», «Военно-воздушные силы России», Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества». | Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску); Познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении. Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем. Узнавать и называть президента страны. Расширять знания о многонациональности нашей Родины. Познакомить детей с картой природы России. Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память. Воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины. | |
3.Художественное творчество: Рисование и аппликация: «Космические просторы». | Закреплять навыки Воспитывать эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям | |
4.Целевые прогулки: «К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ». | Воспитывать чувство восхищения красотой истинно русского дерева. Развивать чувство интереса к родной природе, к символу России – березке. Расширять знания детей о ВОВ, о памятных местах, о городах – героях России. | |
5.Чтение художественной литературы: Чтение и разучивание стихотворений о России. Чтение и разучивание стихотворений о праздниках. Чтение произведений российских писателей. Разучивание стихов и песен об армии и военных. Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу. | Учить детей воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений. Подвести к пониманию идеи произведений. Развивать точность, Развивать интерес | |
6.Работа с родителями: | Формировать знания родителей о своей роли в воспитании нравственного человека. | |
III БЛОК Народное творчество | 1.Беседы: «Народные промыслы», «Устное народное творчество»,
«Русская матрёшка». «Русские народные праздники». | Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, гжельская) Знакомить детей с устным народным творчеством песнями, сказками, играми, потешками, пословицами и поговорками. Формировать знания о русском сувенире – матрешке. Знакомить детей с традицией празднования православных праздников: Масленицы, Пасхи; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси. Воспитывать интерес к народным русским праздникам. |
2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Народы России». | Познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям. Расширять знания о русской матрешке, ее росписи. Называть национальности, населяющие нашу страну. | |
3.Художественное творчество: | Учить проявлять интерес к истории Продолжать учить создавать узоры по мотивам народных росписей. | |
4.Чтение художественной литературы: «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Русские народные сказки «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, сказках, играх, потешках. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. Формировать интерес к культуре своего народа. | |
5.Работа с родителями: | Формировать представление родителей о значимости русских народных сказок в патриотическом воспитании ребенка. | |
IV БЛОК Малая Родина | 1.Беседы: «Мой посёлок» «Ростов и Ростовская область», «Национальности Донской земли», «Казачий Дон». | Вызвать интерес к истории возникновения поселка; Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка, района; Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита). Расширять знания о Ростовской области и ее столице. Познакомить детей с картой Ростовской области; Закрепить знания детей о городах и национальностях Донского края; Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области; О зарождении казачества; Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны; Воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну; |
2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов Ростовской области, поселка Орловского. Рассматривание символики городов Ростовской области, своего поселка. Создание фото коллажа «Достопримечательности моего поселка». | Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками поселка, области. Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному поселку, желание сделать его еще красивее. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия; Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями; Продолжать работу по изучению своего поселка; Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий. | |
3.Экскурсии: Посещение комнаты Донского казачества. | Расширять знания детей об истории родного края. | |
4.Знакомство с Ростовским заповедником. Природа нашего края. Красная книга Ростовской области. | Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды; Расширять знания детей о природе родного района; Познакомить детей с рекой Дон и ее расположением на карте. Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края, Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё. Расширять и систематизировать знания детей о Заповеднике Ростовской области; Уточнить знания детей о правилах поведения в природе; Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды; | |
5.Работа с родителями: Родительское собрание: «Духовно — патриотическое воспитание, как основа нравственно-здоровой личности ребенка. | Расширять и систематизировать знания родителей о потребности детей совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. |
ВЫВОД:
В ходе проекта по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста развились патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, желание сохранить и приумножить богатство малой Родины.
Модель взаимодействия с родителями воспитанников способствовала вовлечению субъектов образовательного пространства в мероприятия патриотической направленности.
У воспитанников и их родителей проявляется любовь к Родине, родным местам, уважение к прошлому своей страны, сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма.
Дети познакомились с историческими событиями, государственной символикой страны, региона, посёлка. Воспитанники проявляют своё отношение к родному краю, стране.
У детей сформировались представления о национальной культуре русского народа, они познакомились с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
Проведение музыкальных праздников и досугов: государственно-гражданских «День защитника Отечества», «День победы»; фольклорных- «Масленица»-всё это способствовало вовлечению детей и их родителей в мероприятия по патриотическому воспитанию.
Расширились представления детей о природных ресурсах родного края. Дети почувствовали ответственность, бережное отношение к ближайшему природному окружению.
Проявили чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Родина бывает разная,но у всех она одна"
Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста,посвященный Дню Народного Единства....
Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...
Семейный творческий проект : " Родина бывает разная , но у всех она одна."
В настояВ настоящее время воспитание патриотических чувств у детей является важной задачей дошкольного образования. Очень важно знакомить детей с его малой Родиной , воспитать чувство уважения и гордо...
Родина бывает разная, но у всех она одна
Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия росси...
Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"
Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"
занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...
Педагогический проект "Профессии бывают разные, бывают они и опасные"
Старший дошкольный возраст...