Проект "Родина бывает разная, но у всех она одна!"
проект (подготовительная группа) на тему

Нетребская Наталья Савельевна

Патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной к школе группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«РОДИНА БЫВАЕТ РАЗНАЯ, НО У ВСЕХ ОНА ОДНА».

(подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.»

Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. 

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за нее.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.

 При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического материала.

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре своего края, России.

Задачи проекта:
- закрепить знания о государственной символике РФ;
- воспитывать чувство гордости за свою страну;
- воспитывать интерес к истории своей Родины;
- расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством;
- закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
- расширять знания о малой родине;
- прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
- расширять предметно-развивающую среду;
- воспитывать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать активную жизненную позицию;

расширять словарный запас.

Участники проекта
- дети подготовительной группы
- воспитатель
- родители

Срок реализации

январь – май 2017г. учебный год

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

Ожидаемый результат:
Для детей: 
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины – Донского края.
У детей более глубокие знания о России.

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов: 
Повышение уровня педагогического мастерства

Формы работы:

Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, праздникичтение художественной литературы, беседыигры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество,  наблюдение, прогулки.

Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, помощь в подготовке праздников и развлечений.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 

I. Информационно-накопительный:

  - Изучение интереса детей для определения целей проекта.

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

II. Организационно-практический 

 - НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,

- Совместные мероприятия,

- Целевые прогулки по поселку, посещение достопримечательных мест,

- Пополнение развивающей среды,

- Проведение мероприятий совместно с родителями,

- Выставки детских работ.

 III. Итоговый 

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

- Вывод

                 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

I БЛОК

Семья.

Детский

Сад.

1.Беседы:

 «Права ребёнка на имя».

Дать знания о праве  ребенка на имя.

О значении имен детей группы.

«Традиции моей семьи».

Сформировать у детей интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

«Мамочка моя» 

Воспитывать любовь и уважение к матери, о ее роли в семье.

Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

«Детский сад – мой второй дом».

Углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

Закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.

Воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.

2.Проектная

деятельность

Создание

альбома рисунков:

 «Что в имени моем?» 

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

3.Рассматривание фотоальбомов

 с семейными фотографиями.

Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Продолжать работу по изучению своей семьи, своего детского сада;

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

4.Наблюдение:

За лекарственными

травами на участке детского сада.

Труд на огороде.

Продолжать воспитывать любовь к своему детскому саду; интерес к благоустройству своего участка.

5.Художественное творчество:

Рисование:

 «Дом, в котором я живу»,

 

«Моя семья»,

«Моя улица».

«Мой любимый детский сад».

Учить детей использовать разные
изобразительные средства для получения выразительного образа;

гармонично размещать элементы рисунка на листе бумаги.

Развивать чувство композиции.

Воспитывать любовь
и уважение к семье,
ее традициям, к своему поселку, к любимому детскому саду.

6.Чтение художественной литературы: 

Я.Аким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», З.Александрова «Посидим в тишине»,

ненецкая народная сказка «Кукушка», «Айога», заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью.

Учить понимать образное содержание произведений разных жанров; понимать и оценивать характеры персонажей.

Воспитывать интерес к семейным ценностям посредством чтения художественной литературы.

II БЛОК

Россия

1.Беседы:  

«История возникновения России»

«Государственные символы России», 

 «Президент России»,   «Москва – столица России», «Башни Кремля» 

«Богатства России»

«Праздники России»,

«23 февраля – День защитника Отечества».

«День космонавтики – 22 апреля».

«День Победы»

Уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

Познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Формировать представление детей о богатствах природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

Расширять и углублять знания детей о государственных праздниках.

Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать.

Воспитание чувства гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ.

2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов: 

Фотоальбом «Россия – моя страна»,

Карта России, работа с глобусом.

Иллюстрации «Символика РФ»,

«Правители Росси»,

 «Народы России».

«Природа России»,

«Военно-воздушные силы России»,

Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

Познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.

Познакомить с изображением Государственного герба РФ, формировать элементарные представления о происхождении и функции герба России, о символическом значении цветового сочетания и образов в нем.

Узнавать и называть президента страны.

Расширять знания о многонациональности нашей Родины.

Познакомить детей с картой природы России.

Расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.

Воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

3.Художественное творчество:
Рисование «Спасская башня Кремля»
Рисование по сказкам А.С. Пушкина. Аппликация: «Государственные символы России. Флаг».

Рисование и аппликация: «Космические просторы».

Закреплять навыки
рисования в нетрадиционной технике.

Воспитывать эстетическое восприятие действительности, эстетическое отношение к явлениям
окружающего мира.

4.Целевые прогулки:

«К русской берёзке», «К памятнику воинам павшим в ВОВ».

Воспитывать чувство восхищения красотой истинно  русского дерева.

Развивать чувство  интереса к родной природе, к символу России – березке.

Расширять знания детей о ВОВ, о памятных местах, о городах – героях России.

5.Чтение художественной литературы: 

Чтение и разучивание стихотворений о России.

Чтение и разучивание стихотворений о праздниках.

Чтение произведений российских писателей.

Разучивание стихов и песен об армии и военных.

Чтение глав из книги Алексеева «Сто рассказов о войне», рассказ Ю. Коваля «На границе», чтение и разучивание стихотворение, пословиц и поговорок про масленицу. 

Учить детей воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений.

Подвести к пониманию идеи произведений.

Развивать точность,
выразительность, ясность изложения мысли.

Развивать интерес
и любовь к произведениям патриотического содержания.

6.Работа с родителями:
Консультации:
«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников».

Формировать знания родителей о своей роли в воспитании нравственного человека.    

III БЛОК

Народное творчество

1.Беседы: 

«Народные промыслы»

«Устное народное творчество»,

 

«Русская матрёшка».

«Русские народные праздники».

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, гжельская)

Знакомить детей с устным народным творчеством песнями, сказками, играми, потешками, пословицами и поговорками.

Формировать знания о русском сувенире – матрешке.

Знакомить детей с традицией празднования православных праздников: Масленицы, Пасхи; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Воспитывать интерес к народным русским праздникам.

2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

Иллюстрации «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись),

«Русская матрёшка»,

«Русский народный костюм»,

«Народы России».

Познакомить с народными промыслами, привить любовь и интерес к русской старине, фольклорным традициям.

Расширять знания о русской матрешке, ее росписи.

Называть национальности, населяющие нашу страну.

3.Художественное творчество:
Рисование «Чайник расписанный гжелью», «Хохломская дощечка», роспись «Русской матрешки».

Учить проявлять интерес к истории
народных промыслов, испытывать чувства уважения и гордости к труду народных мастеров.

Продолжать учить создавать узоры по мотивам народных росписей.

4.Чтение художественной литературы: 

«Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Русские народные сказки «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, сказках, играх, потешках.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Формировать интерес к культуре своего народа.

5.Работа с родителями:
Консультации:
«Какие русские народные сказки читать детям?»

Формировать представление  родителей о значимости русских народных сказок в патриотическом воспитании ребенка.

IV БЛОК

Малая Родина

1.Беседы:

«Мой посёлок» 

«Ростов и Ростовская область»,

«Национальности Донской земли»,

«Казачий Дон». 

Вызвать интерес к истории возникновения поселка;

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка, района;

Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита).

Расширять знания о Ростовской области и ее столице.

Познакомить детей с картой Ростовской области;

Закрепить знания детей о городах и национальностях Донского края;

Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

О зарождении казачества;

Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

2.Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов

Ростовской области, поселка Орловского.

Рассматривание символики городов Ростовской

области, своего поселка.

Создание фото коллажа  

«Достопримечательности моего поселка».

Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками поселка, области.

Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному поселку, желание сделать его еще красивее.

Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с родителями;

Продолжать работу по изучению своего поселка;

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.

3.Экскурсии:

Посещение комнаты Донского казачества.

Расширять знания детей об истории родного края.

4.Знакомство с Ростовским заповедником. 

Природа нашего края.

Красная книга Ростовской области.

Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

Расширять знания детей о природе родного района;

Познакомить детей с рекой Дон и ее расположением на карте.

Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

Расширять и систематизировать знания детей о Заповеднике Ростовской  области;

Уточнить знания детей о правилах поведения в природе;

Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

5.Работа с родителями: Родительское собрание:

«Духовно — патриотическое воспитание, как основа нравственно-здоровой личности ребенка.

Расширять и систематизировать знания родителей о потребности детей совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

ВЫВОД:

В ходе проекта по патриотическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста развились патриотические качества: гуманизм, гордость за свою страну, желание сохранить и приумножить богатство малой Родины.

Модель взаимодействия с родителями воспитанников способствовала вовлечению субъектов образовательного пространства в мероприятия патриотической направленности.

У воспитанников и их родителей проявляется любовь к Родине, родным местам, уважение к прошлому своей страны, сформированы ценностные и нравственные ориентиры, чувство патриотизма.

Дети познакомились с историческими событиями, государственной символикой страны, региона, посёлка. Воспитанники проявляют своё отношение к родному краю, стране.

У детей сформировались представления о национальной культуре русского народа, они познакомились с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.

Проведение музыкальных праздников и досугов: государственно-гражданских «День защитника Отечества», «День победы»; фольклорных- «Масленица»-всё это способствовало вовлечению детей и их родителей в мероприятия по  патриотическому воспитанию.

Расширились  представления детей о природных ресурсах родного края. Дети почувствовали ответственность, бережное отношение к ближайшему природному окружению.

Проявили чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам ВОВ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Родина бывает разная,но у всех она одна"

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста,посвященный Дню Народного Единства....

Конспект занятия по социально-коммуникативной деятельности в старшей группе на тему: «Родина бывает разная, но у всех она одна».

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально знач...

Семейный творческий проект : " Родина бывает разная , но у всех она одна."

В настояВ настоящее время воспитание патриотических чувств у детей является важной задачей дошкольного образования. Очень важно знакомить детей с его малой Родиной , воспитать чувство уважения и гордо...

Родина бывает разная, но у всех она одна

Обобщить и систематизировать знания детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия росси...

Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"

Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"

занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...