Проект "Семейные традиции"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Цель моего проекта- выявить традиции семей 1 младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-_semeynye_traditsii.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Семейные традиции".
Тип проекта: Познавательный.
Продолжительность: сентябрь2016г.- май2017г.
Цель проекта:
Выявление традиций семей группы.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
2.Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
3.Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности.
4.Формирование партнёрских отношений «родители – дети – детский сад».
Участники проекта: дети Ι младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность темы:
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Объект: семейные традиции.
Гипотеза:
если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Проблема:
с одной стороны признанное психологами значение семейных традиций в воспитании детей, а с другой стороны, в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Гипотеза:
если будут созданы необходимые условия для ознакомления малышей с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, то это не только объединит семью, но и окажет позитивное влияние на развитие духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
Дети:
-запомнят имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей;
-познакомятся с народными играми, колыбельными песнями;
-научатся составлять простой рассказ о членах своей семьи (3-4 предложения);
-научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям.
Пути реализации проекта:
Организованно - образовательная деятельность;
совместная деятельность педагога с детьми;
элементы самостоятельной деятельности;
взаимодействие с родителями.
Этапы реализации проекта:
Ι. Подготовительный:
*подбор литературы по теме, материала.
ΙΙ. Реализация проекта:
*Определение проблемы, цели, задачей;
* планирование различных форм работы с детьми
ΙΙΙ. Практический (реализация проекта).
ΙV. Заключительный:
*обобщение (отчёт).
Методы и технологии:
- знакомство с семейными традициями;
- анкетирование;
- наглядный;
- практический.
Необходимые условия реализации проекта:
-интерес детей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки.
Механизмы реализации проекта:
Непосредственно - образовательная деятельность.
1.«Речевое развитие»
Тема:
«Моя семья».
«Наши имена».
Заучивание стихотворений «Моя любимая мама».
«Мама ёлку украшала» (Петрова) –
через заучивание стихотворения, познакомить детей с семейной традицией «Встреча Нового года».
«Кем я могу гордиться в моей семье».
«Семейные праздники и традиции».
Формировать интерес у детей быть активными участниками семейных традиций.
«Художественно - эстетическое развитие»
Изготовление подарков для мам ко Дню Матери.
Изготовление подарков для пап и
дедушек ко Дню защитника Отечества - способствовать сближению членов семьи.
Изготовление подарков для мам и бабушек ко Дню восьмого марта.
- продолжать привлекать детей делать подарки своим родным и близким с любовью.
2.Совместная деятельность с детьми.
Групповая работа.
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Рассматривание фотоальбомов, картинок с изображением детей, взрослых, семей.
Фотовыставка «Я и моя семья».
Чтение рассказов и стихов, подобранных по теме проекта. «Берегите друг друга
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Ссоры все позабудьте
И в свободную минуту
Рядом друг с другом побудьте»
(О. Высотская)
Вопросы:
Что такое семья?
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку?
Празднование дней рождений детей -
закрепить понятие «традиция», научить общаться со сверстниками.
Наблюдение на прогулке за проходящими мимо мамами с детьми.
Ежедневное чтение «Вечерние сказки» -
создать атмосферу духовного единения, развивать фантазию, воображение.
Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Дружная семейка», «Кто в домике живёт?», «Этот пальчик мама, этот пальчик папа…»
3. Самостоятельная деятельность детей.
Познавательная.
Рассматривание иллюстраций с изображением взрослых и детей.
Рассматривание фотоальбомов.
Игровая деятельность.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Игровые ситуации:
«Собираемся на прогулку».
«Готовим ужин».
«День рождения дочки».
«Едем за покупками».
Цель: учить детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Игровые ситуации:
«У дочки болит горло».
«Делаем прививки».
«К доктору на прием».
«Заполняем карточку пациента».
Цель: познакомить детей с женскими профессиями, способствовать отображению сюжета игры
Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
Игровые ситуации:
«День Рождение у ребёнка».
«Праздник «Новый год».
«Читаем сказки детям».
«Прогулка в детском саду».
Цель: закрепить знания о традициях группы, способствовать отображению традиции в сюжете игры.
Самостоятельная деятельность детей в уголке ИЗО.
Самостоятельная деятельность детей в книжном уголке.
4.Взаимодействие с родителями.
Формы работы: индивидуальные беседы, анкетирование, консультации.
Тема консультаций:
«Семейные традиции в воспитании дошкольников».
«Роль бабушки в воспитании ребёнка».
«Сказки, рассказанные на ночь».
«Колыбельная для малышей».
«День рождения – только раз в году».
«Новогодние семейные традиции».
Участие родителей в новогоднем оформлении группы
- обогатить детско-родительские отношения опытом диалогического, эмоционально-насыщенного общения.
Анкетирование
«Семейные традиции».
Отчёт по проекту.
Девиз проекта:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Для ребёнка нет ничего важнее, чем любовь его родителей, забота сестёр и братьев, ласка и одобрение бабушки и дедушки.
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Условия возникновения проекта
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере, а родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Этапы реализации проекта:
1. Первый этап подготовительный.
Здесь была проведена опрос-беседа с родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях-с целью: довести до участников значимость проекта важность данной темы.
2. Была подобрана методическая, художественная литература, иллюстративный материал.
3. Разработан перспективный план работы с детьми и родителями по теме проекта.
4. Составлена схема реализации проекта через разные виды деятельности.
2. Второй этап практический.
На этом этапе в рамках проекта мной была проведена следующая работа.
Это Речевые игры «Моя семья», «Как я помогаю дома», «День рождения», они проводились с целью формирования интереса к семейным традициям, быть их активными участниками. Дети составляли рассказы (3-4 предложения) с помощью воспитателя. Говорили о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все заботятся и любят друг друга.
Были проведены пальчиковые игры «Семья», «Сорока-сорока».
Были организованы сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения дочки».
Игровые ситуации «Готовим ужин», «Едем за покупками», где учила детей передавать в игре свой опыт общения в семье, брать на себя роли членов семьи, использовать в игре свой опыт и знания.
Провела подвижные игры: «Курочка-хохлатка», «Гуси-лебеди».
Строительные игры «Стройка» .
С помощью дидактических игр « Кому что для работы», «Кем быть» знакомила детей с женскими профессиями. Провели дидактическую игру «Родство » -дети называли своих родственников: кто кому кем приходится.
По продуктивной деятельности : с детьми были изготовлены подарки для мам к Дню Матери, для мам и бабушек ко дню восьмого марта, для пап и дедушек к Дню защитника Отечества.
Провела следующие беседы:
«Мои близкие».
«На кого я похож».
«Как я помогаю дома».
«Выходной день в моей семье».
Дети с удовольствием рассказывали о своей семье: как зовут бабушек, дедушек ,тетю, дядю; где работают мамы, папы, чем занимаются в выходные дни, где они побывали, с кем, что видели, что запомнилось.
По чтению художественной литературы провели следующую работу.
Заучивали колыбельные песенки.
Прослушивали сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
По иллюстрациям рассказали русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Читали стихотворение Я. Акима «Моя родня», стихотворение Е. Благининой «Научу обуваться и братца».
Заучивали стихотворение Петровой «Мама ёлку наряжала».
Была проведена игра - драматизация по сказке «Репка».
Показала кукольный спектакль «Волк и семеро козлят».
Для родителей были организованы:
Беседа «Семейные традиции»
Консультация «Сказки, рассказанные на ночь»
Родители принимали участие в оформлении альбомов, в конкурсах, выставках.
С помощью родителей была оформлена фото - выставка «Мама - главное слово на свете», информационный стенд с поздравлениями для мам.
.
3. этап Заключительный.
Подводя итог своей работы, можно сказать, что такая работа способствовала накоплению словаря детей. Они стали лучше знать имена дедушек, бабушек, профессии своих родителей.
Стали играть в народные игры, подпевать колыбельные песни;
могут составить рассказ о членах своей семьи.
Проект способствовал формированию представлений об общечеловеческих ценностях;
Научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, развито чувство гордости за свою семью.
У Родителей повысился уровень знаний по теме проекта.
В завершении хотелось бы вспомнить стихотворение Е. Ворониной «Что такое семья» из цикла «Сердце отдаю детям».
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
И семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ - наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
досуг с родителями "Традиции семьи - традиции детского сада"
Совместное с родителями празднование дней рождения детей старшей группы...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...
Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик» Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...