Консультация. "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультацияя-Игра помогает воспитывать интерес детей к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_detstvo.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство – это период игры. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие и доставляет большую радость ребенку, потому что она дает ему возможность активно действовать. Очень нравится дошкольникам игры в семейном кругу.
Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности ,несомненно, очень легко и найдет отражение в его играх.
Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начинает из кубиков (или другим способом) строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может как бы ненароком включиться в игру и сделать ее глубже , разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой , взрослый поддерживает ее тем же методом – новыми игровыми действиями. На машине ( можно и самолетом , поездом, пароходом) в зоопарк прибывает партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы ( в общем, еще не задействованные игрушки – животные). Взрослый, взяв на себя роль шофера, который доставил зверей, просит « директора « зоопарка принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше ( в просторных клетках), т.к. они долго ехали и устали. Такое включение в игру займет у взрослого немного времени, но даст ребенку толчок для развития сюжета. Теперь он и сам время от времени может подвозить новых животных и устраивать их в зоопарке.
Такие своевременные подсказки подталкивают ребенка на самостоятельный поиск новых игровых предметов, углубляют и расширяют содержание его игровой деятельности.
Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развернута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню , знакомства с колхозной фермой , сельскохозяйственной выставкой, ипподромом и т. д . Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослыми, которые найдут способы углубления знаний и интересов ребенка, формирования у него правильных позиций в отношении к животным.
В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настоль – печатные игры , среди которых могут быть « Зоологическое лото», « Ботаническое лото». Время от времени ,на досуге, взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с правилами. Игры помогают запоминать название растений и животных. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассматривать карточки лото, вместе вспоминать, где видели такие растения, где встречали таких животных. Поговорить об их особенностях и образе жизни.
Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольник тренирует свое восприятие , оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.
В домашних условиях с дошкольниками разных возрастов можно играть в словесно – дидактические игры. Они могут быть самыми различными и хорошо вписаться в разнообразные бытовые ситуации.
Нередко бывает, что мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находиться рядом, и не знает, чем заняться.
- Давай , с тобой поиграем ,- говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать тебе вкусные загадки, а ты должен отгадывать их. Ну – ка , закрой глаза и открой рот.
Она кладет ему в рот кусочек моркови, которую крошит для супа. Внук хрустит ею, и ,конечно, сразу отгадывает, что это, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Определить дошкольнику морковку на вкус не сложно - у всех ребят большой опыт в этом. Труднее выделить и назвать ее характерные признаки: твердая , хрустит, когда ешь – сладкая. Дальше она кладет ему в рот то лук, то капусту, то свеклу, То веточку укропа, то кусочек хлеба или щепотку сахара. Внук отгадывает и говорит , как он распознал « съедобную загадку». В другой раз бабушка готовит овощное блюдо и предлагает поиграть в игру « Из чего состоит винегрет».
Аналогичным способом ребенку можно предложить отгадать фрукты и овощи на ощупь. При закрытых глазах в руки ему кладут яблоко, или морковку, или луковицу. Ощупав предмет ,он должен отгадать его. Дошкольнику интересно узнать, что же ему кладут в руки - то ли огурец, то ли помидор, отличить апельсин от яблока, апельсин от лимона , не спутать яблоко с грушей , абрикос со сливой . Игра тренирует сенсорные способности ребенка и может его долго занимать, если ее разнообразить: класть в руки то хорошо знакомые , то малознакомые , то один, то два плода для их сравнения и т.д.
Важной особенностью словесно – дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы.
Родители могут очень часто играть с детьми в словесные игры и в описательные загадки – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути. В очереди к врачу, на прогулке и в прочих ситуациях взрослые предлагают ребенку поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игр становятся опавшие листья, грибы , деревья. Летом на лугу : цветы, насекомые, птицы, в доме - комнатные растения, овощи, фрукты и т.д.
Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Вот некоторые из них.
« Когда это бывает?» - взрослый называет явление , ребенок – время года , когда это бывает. Например:
- Идет снег…зимой;
- Радуга на небе … летом;
- Желтые и красные листья на деревьях … осенью;
С детьми 3- 4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями. Гуляя осенью в лесу или в парке, взрослый показывает ребенку опавший лист и просит найти такой же , затем предлагает ему указать дерево , с которого упали эти листья, назвать его. Когда ребенок будет различать 3-4 дерева , с ним можно поиграть.
Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых уму сведениях. В этом случае, у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использования багажа имеющихся знаний.
Дошкольников , конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу , дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена клена, репейник. Все это – материал для поделок. Разнообразных человечков и фигурки животных можно сделать из шишек и желудей. При этом соединительным материалом станет пластилин. Отдельные детали можно сделать из бумаги и картона . Ценно не только изготовление поделок , но и их обыгрывание. С помощью фигурок с ребенком можно разыграть знакомые сказки ( « Колобок», « Лиса, заяц, и петух и др.), придумать свои - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра помогает воспитывать интерес детей к природе
Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребёнка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деят...
Методическая разроботка: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе."
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно п...
Консультация для родителей "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...
Консультация для родителей "Как игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Консультация для родителей...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ тема: «ИГРА ПОМОГАЕТ ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС ДЕТЕЙ К ПРИРОДЕ»
Консультация...
Консультация на тему: "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе"
Консультация о том, какое развивающее действие оказывает дидактическая игра для ребёнка дошкольного возраста....
Консультация на тему: «Игра помогает воспитывать интерес детей к природе».
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно по этом...