СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Стрелкова Наталья Николаевна

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_spetsifika_ispolzovaniya_muzeynoy_pedagogiki.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Наталья Николаевна Стрелкова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МДОУ «Колосок» с. Липицы Серпуховского района

2.

        Музейная среда и музейная деятельность - это те механизмы, которые активизируют культурогенную память индивида, делая его наследником многовековой культуры, социализируя личность, расширяя познавательные горизонты.  

        В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации.

       В то же время область активных игровых методов и приемов в работе музейного педагога дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена.

История  народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремесла были и остаются  одним из факторов, помогающих людям осознать свою причастность  к определенной культурной, ментальной среде. Музейная педагогика позволяет  вывести  ребенка за пределы социума, цивилизации, в мир культуры  и является  живым организмом в процессе познания.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. История развития музейной педагогики и ее особое место в системе современного образования дают возможность протестировать общество на его духовность и цивилизованность по отношению к музеям как сокровищницам нации.

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим существенной задачей педагогического коллектива является поиск путей совершенствования деятельности по обновлению содержания работы с детьми в ДОУ.

            При этом основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.  

            Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.          

          Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками,  он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Социальное воспитание дошкольников также рассматривается на основе приобщения детей  к культурно – историческим традициям. Культурно – исторические традиции – это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, творчество, фольклор, воспитание и учение, архитектура и т.д. – все то, чем наполнена культурно – историческая среда.

 В плане организации работы в данном направлении основным моментом является  проектирование культурно – образовательной среды ДОУ, которое необходимо осуществлять, исходя из естественной социокультурной ситуации, сложившейся в настоящее время в регионе. Отсюда основное требование – максимальная  представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную социокультурную ситуацию.

            Основополагающим фактором интеграции социальных и педагогических условий в социально – личностном развитии дошкольников является национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

          На современном этапе развития дошкольного образования наметилась тенденция к более плодотворному сотрудничеству музея и дошкольных образовательных учреждений, которые начинают видеть в музее надежного союзника, помогающего предавать исторический и художественный опыт от поколения к поколению. Ускорить этот процесс может внедрение достижений новой науки, возникшей на стыке музееведения, педагогики и психологии – «Музейной педагогики», при этом в научно – просветительской деятельности музеев используются современные педагогические технологии с учетом психологии возраста детей.

3.

Современный детский сад все в большей степени становится открытой в социум культурной системой. Кругозор современных детей значительно шире, чем был у их сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте требует использования разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики.

      Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно – историческому и художественному наследию.

       Музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству.

Музейно – образовательная программа по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста действует в нашем учреждении  с 2010 года.

Создание программы предназначено для расширения знаний детей о родном крае, его истории и  обычаях, профессиях людей, и на этой основе формирование основ духовного, нравственного и личностного отношения к действительности.

Работу с детьми, педагогами и родителями по реализации социально-личностного развития детей осуществляют воспитатели, специалисты ДОУ, одним из важнейших и приоритетных направлений деятельности проекта   является музейная педагогика.

4.

 Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.

5.

На этом этапе мы создали творческую группу педагогов, которые организовали работу по созданию мини-музея. Разработали тематическое планирование мини-музея и музейных экспозиций. Определили перспективы создания мини-музея и разработали алгоритм по созданию мини-музея:

  1. выбор темы мини-музея,
  2. определение места размещения мини-музея,
  3. выбор дизайна оформления мини-музея,
  4. подбор экспонатов,
  5. разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
  6. разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
  7. разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

6.

Второй этап:  «Создание мини-музея»

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

7.

  1. Выбор темы мини-музея.

С целью приобщения детей к истокам русской национальной культуры, было принято решение о создании комнаты  быта «Русская изба», представляющей собой целый музей, вместивший  атрибуты быта, культуры, истории   русского народа.

Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

2.         Выбор дизайна оформления мини-музея.

Выбор дизайна оформления экспозиций мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музея.

8.

3.         Подбор экспонатов

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея, мы опирались на следующие принципы:

  • партнерство родителей и педагогов;
  • единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
  • помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

4.         Разработка форм работы с экспозициями мини-музея

Были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.

9.     

    5. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей.

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. В старших и подготовительных группах дети по желанию сами становились экскурсоводами.

6.          Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Педагоги группы разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музея.

10.

 Третий этап «Функционирование мини-музеев»

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают помереть лапти, посидеть за прялкой — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.

На этом этапе проходят презентации мини-музея. Презентации проходят в определённое время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Создаём мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини — музее, для тех, кто не смог посетить действующую экспозицию.

Определенное место в данной работе занимает самостоятельная деятельность дошкольников в мини-музее. В соответствии с принципом интеграции образовательных областей  работа мини-музея должна быть направлена  на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. Мини-музей - это возможность  решить проблему, стоящую перед воспитателем: создание системы интересов,  в том числе и выбор интересных и значимых тем для ребенка.

Учитывая, что особое место в режиме работы ДОУ занимает самостоятельная детская деятельность,  в  музее должны быть уголки самостоятельной деятельности, где дети могут играть. В нашем музее имеются атрибуты к ролевым играм, дидактическим, играм-драматизациям. В выборе содержания самостоятельной деятельности детям  помогают  специально оформленные конверты, задания на стендах, кроссворды и пр. Любой предмет музея может подсказать детям тему для интересного разговора, спора, общения.

11.

Мини-музей стал неотъемлемой частью воспитания творческой личности, и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

 Музейная педагогика дает возможность:

- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

12.

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогом деятельности детей.

13.

Метод музейной педагогики, используемый в процессе воспитательно – образовательной работы в нашем ДОУ, способствует насыщению процесса образования различными видами детской деятельности, развитию бескорыстной познавательной активности каждого ребенка,  расширяет способы взаимодействия ребенка – дошкольника с взрослыми, что в итоге способствует задачам социально – личностного воспитания детей.

14.

Таким образом, социально-личностное воспитание посредством музейной педагогики является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. В сущности, не так важно, какой мини-музей будет функционировать в ДОУ, главное, что он станет неотъемлемой частью предметно-развивающей среды, поможет ребёнку приобрести навыки взаимодействия с окружающими, которые позволят ему легче адаптироваться в социуме, быть успешным в новом коллективе (например, в условиях школы). А ребёнок будет посещать музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Презентация «Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию» (из опыта работы)

В презентации предложен опыт работы с детьми с нарушениями речи .«Использование элементов Монтессори-педагогики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими дизартрию»...

Опыт работы в использование QR-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Опыт работы в использовании QR- технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование приемов нейрокоррекции в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР (Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций)

Педагогическая практика показывает, что педагоги в дошкольных образовательных организациях нуждаются в реализации современных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста как ...