Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Цвелодуб Татьяна Игоревна

Цель проведения консультации:

знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи проведения:

  1. Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её проблемы, принципы, 5 групп умений, виды и пути развития.

  2. Рассмотреть задачи, содержание, основные приёмы и формы развития способностей детей средствами театра по возрастам.

  3. Предложить воспитателям ряд специальных игр и упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля и формирующих умение играть любую роль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_kak_sredstvo_vospitaniya.odt37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида с приоритетным  осуществлением  деятельности  по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

г.Бердска Новосибирской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТЕАТР КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

Цвелодуб  Татьяна  Игоревна,

музыкальный  руководитель МАДОУ № 22

г. Бердска Новосибирской области

г.Бердск — 2015 года

        Цель проведения консультации:

знакомство воспитателей с особенностями  театральной деятельности детей дошкольного возраста.

        Задачи проведения:

  1. Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её проблемы, принципы, 5 групп умений, виды и пути развития.
  2. Рассмотреть задачи, содержание, основные приёмы и формы развития способностей детей средствами театра по возрастам.
  3. Предложить воспитателям ряд специальных игр и упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля и формирующих умение играть любую роль.

        Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
        
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1)снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов, при этом: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится!»).

             

 В процессе театрализованных игр у детей дошкольного возраста    формируется ряд умений.
        Первая группа умений связана с формированием позиции
«зрителя» как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает воспитание позиции
«артист», развитие способности выражать своё отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
        Третья группа обеспечивает становление позиции
«режиссёр-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
        Четвёртая группа позволяет ребёнку овладеть некоторыми умениями
«оформителя-костюмера», т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
        Пятая группа умений предполагает использование позитивных приёмов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по её ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

         Среди сюжетно-ролевых игр большинство учёных (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо). Это обусловлено родством театрализованных игр с театром – синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

        Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления. Основная форма организации опыта обобщения детей – наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребёнка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию.
        В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) – важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля (Л.С.Выготский). Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира (М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман).

  1.          Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребёнок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.
    В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся всё более условными, символическими.    Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребёнка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре – кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает её промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации» (Л.С.Выготский).

         Развитие у ребёнка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счёт эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия её разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребёнка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).

        Л.В.Артемова делит театрализованную игру на две группы: драматизации и режиссёрские.
     
В играх-драматизациях ребёнок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребёнок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жёстким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
     Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.
Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:
• игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
• игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
• импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.
        
В режиссёрской игре ребёнок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребёнок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
        Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссёрской работой в том, что ребёнок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребёнок-режиссёр приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

         

  Задачи, содержание, основные приёмы и формы развития способностей детей средствами театра.

I младшая группа.
Задачи: формирование интереса к театральным импровизациям в исполнении взрослого; развитие интонационной выразительности речи, формирование умений имитировать жесты людей, движения животных.
Приёмы: показ воспитателем игровых действий во время чтения потешек, сказок, побуждение детей выполнять эти действия сначала с воспитателем, затем – самостоятельно; внесение в группу игрушек, которые вызовут желание инсценировать художественное произведение.

II младшая группа.

     Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из 3-5 сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Задачи: Формирование интереса к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Стимулирование у ребёнка желания включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Развитие простейших образно-выразительных умений (имитация характерных движений сказочных животных), знакомство с различными видами кукольных театров.
Приёмы: показ детьми действий персонажей во время чтения воспитателем художественного текста; инсценирование песенок, потешек, отдельных эпизодов из знакомых сказок; просмотр спектаклей подготовленных старшими детьми; выполнение этюдов, обучающих способам управления куклами различных систем; Этюдный тренаж для развития психических процессов
Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию.
        Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

 

     Ступени работы следующие.
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
• Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).
• Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
• Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
        У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок».). Фигурки пальчикового театра ребёнок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
        Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы («Солнышко и дождик», «В лесу», «Весёлые обезьянки», «Котята играют» и т.п.).

        Средняя группа.

        Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Задачи: Воспитание устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности. Расширение представлений детей об окружающих их предметах, о персонажах. Формирование интонационной выразительности речи. Развитие диалогической речи в процессе театрально-игровой деятельности. Закрепление знаний о способах управления театральной куклой.
Приёмы: Объединение кукольного спектакля с театрализованной игрой (неуверенные в себе дети предпочтут кукольный театр с ширмой); выполнение задания подгруппой (5-6) и оценивание качества остальными детьми, выбор лучшего, совместное выполнение задания; предварительная подготовка импровизации ребенком и показ ее сверстникам; совместная инсценировка с предварительной работой над совершенствованием образно-выразительных умений.
        Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счёт освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух – трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению.
        Содержательную основу составляют
образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера (например «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т.п.).
         Расширение игрового опыта детей происходит также за счёт освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребёнок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»), Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребёнок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята»; Л. Зубкова «Мы делили апельсин»).
        Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребёнку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Старшая и подготовительная группы.

         Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребёнка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребёнком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной её интерпретацией ребёнком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссёр», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребёнка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов; от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Задачи: Формирование положительного отношения детей к театрализованным играм, углубление их интереса к определённому виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре; приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессии, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный) кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Совершенствование образно-исполнительских умений; достижение синхронности между словом и жестом, согласованности с действиями других детей; снятие «зажатости»; закрепление знаний о правилах кукловождения; развитие памяти, мышления, воображения, внимания детей; развитие дикции, речевого дыхания, активизация и уточнение словаря; совершенствование пластических умений; совершенствование умений ориентироваться в пространстве; продолжать формирование отзывчивости, гуманных чувств; развитие творческой самостоятельности и импровизационной готовности.
Приёмы: Игровые, песенные и танцевальные импровизации; закрепление умений в настольно-печатных играх («Куб» - на гранях куба наклеиваются картинки с изображением сюжета, персонажей; картинки в конвертах), загадках (изображение разгадки), упражнения в произнесении скороговорок и считалок.
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссёрской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
        Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
        Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
        Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах необходимо помочь ребёнку понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.


        Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать
три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
        
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
        
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
        
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, лёгкости, холода, тепла и др.
        При развитии у детей подготовительной группы средств выразительности речи рекомендуется использовать знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
        Вначале фрагменты из сказок используют как упражнения: попроситься в теремок от лица Мышки, Лягушки, Медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложнить задание: предложить разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми.
         Во всех упражнениях важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, по диафильмам, кукольным спектаклям. При этом собственно разыгрывание не является самоцелью. Работа строится по четырехчастной структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

 

Развитие актёрских способностей детей.
     Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса.
     Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми. Прежде всего, детей необходимо научить делать бесшумный
вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох («Игра со свечой», «Мыльные пузыри»). Далее можно дать упражнения «Насосик» (дети разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй насосик; вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу; «насосик» со звуком «пс» и, сгибаясь в пояснице до прямого угла, «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик постепенно «надувается». При этом воздух должен набираться порциями. Когда «мячик» надут, «насосик» открывает клапан, и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается. Выдох происходит длительно) и «Комарик» (участники становятся в шахматном порядке, руки в стороны, перед носом у каждого вьётся со звуком «з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается. С третьего или четвертого занятия в упражнение можно вводить отношение: дети должны оценить, не боятся ли они, что мяч лопнет, устал ли насосик, не боятся ли они, что комарик их укусит — показать пантомимой). Игры на дыхание строятся в определённом порядке: 1) беззвучные игры; 2) игры с одним звуком; 3) с одним словом; 4) с одной или несколькими фразами.

        В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленных задач акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
      Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В
артикуляционную гимнастику могут входить известные упражнения для развития мышц губ, челюсти, языка («Зарядка для губ», «Зарядка для шеи и челюсти», «Зарядка для языка»). А также другие упражнения. Например, Весёлый пятачок:
а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пяточок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбке не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы двигаются сначала верх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну, потом в другую сторону.
Заканчивая упражнение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
Зарядка для шеи и челюсти:
а) наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем покатать ее по спине и груди.
б) «удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно;
в) «зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть, широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
г) «горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок.
      Свобода звучания голоса непосредственно связана
с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха: упражнения по типу «стона» - «Больной зуб» (детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м», губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны, звук монотонный, тянущийся), «Капризуля» (дети изображают капризного ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки — ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос), «Колыбельная» (дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у»).
      После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи. Все эти компоненты тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актёрских тренингов.
      Для тренировки
диапазона звучания может быть предложена игра «Самолёт» (набирает высоту, снижается, взмывает в небо, делает «мёртвую петлю»), «Чудо-лесенка» (повышение голоса на каждую фразу). Говоря о силе голоса, можно предложить игру «Придумай диалог», где героями будут Людоед и кот, Кот и Мышь, Петух и цыплёнок. С разной силой голоса можно читать стихи от имени разных сказочных героев.

       В чистоговорках используются те же тексты, что и скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на его чистоту. Таковы игры «Испорченный телефон» (играют две команды: капитан каждой получает свою чистоговорку, выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст чистоговорку по цепи и последний представитель лучше и точнее произнесет её вслух), «Сплетня» (с помощью разных чистоговорок участники передают друг другу «новость»), «Ручной мяч» (ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребёнка, который должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести чистоговорку), «Змейка с воротцами» (дети двигаются цепочкой и проходят через ворота, образованные двумя детьми; тот ребёнок, перед которым ворота закроются должен произнести любую чистоговорку), «Фраза по кругу» (дети, сидя в кругу, произнося одну и ту же фразу или чистоговорку с разными интонациями), «Главное слово» (дети произносят чистоговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу).

Упражнения на интонационную выразительность:
1. Произнесение фраз, стихотворений с разными интонациями:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток?
2. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал ёж по комнате» и «Это моя бабушка» - так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
3. Предложить ребёнку попросить у друга игрушку так, чтобы всякий раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он её попросил: с нетерпением, с обидой, умоляя и т.д.
4. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица одного из персонажей сказки «Три медведя» так, чтобы стало понятно, кто спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

       

        Таким образом, в современных концепциях, теориях, технологиях театральной педагогики важна воспитательная функция по отношению к ребёнку: умение понимать, быть способным взглянуть на мир его глазами, признавая в нём личность, достойную всяческого уважения; помочь ребёнку обрести своё «я» через создание различных образов. В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребёнка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения и эмоционально-творческое развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:Игра,как средство воспитания дошкольников

Консультация для родителей:Игра, как средство воспитания дошкольников...

Консультация для родителей Игра – важное средство воспитания детей

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна тво...

Консультация для педагогов: «Игра как средство воспитания дошкольников»

Ведущий вид деятельности дошкольника - это игра. Именно в ней во взаимодействии с педагогом формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к младшему школьному возрасту. ...

Презентация "Важнейшее средство воспитания дошкольников"

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Консультация «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»

Консультация для воспитателей на тему: «Нравственность и патриотизм – важные средства воспитания и обучения»...

ИГРА, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Согласно ФГОС, игра, которую принято называть "спутником детства" - составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

«Игра, как важное средство воспитания дошкольников»

Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском саду или семье, при общении с разными людьми. Игра по...