ИГРА, КАК ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
учебно-методический материал (младшая группа)

Буравлёва Татьяна Васильевна

Согласно ФГОС, игра, которую принято называть "спутником детства" - составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_vazhnoe_srdstvo_v_vospitanii_doshkolnikov.doc209.89 КБ

Предварительный просмотр:

  Игра - средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

     В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст-это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра-сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий.

Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола.

Тихонов в своих письмах «Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра-дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой.

Дети очень рано начинали помогать родителям, участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём, их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложняться и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться в выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения.

Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое».     Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему, они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» - стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль-как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях-социальных.

КАРТОТЕКА ИГР

Курица с цыплятами

Освободите в группе площадку побольше. В одном конце группы расставляют стулья. Число стульев должно соответствовать числу участников игры. Выбирается водящий. Он будет -кошкой. Воспитательница играет роль мамы-курицы. Остальные игроки-её дети-цыплятки. Кошка садится на один из стульчиков и ждет. Мама-курица предлагает всем своим цыпляткам взяться за руки. Вместе они идут по кругу и произносят такие слова:

Вышла курица-хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курица: ко-ко,

Не ходите далеко.

 Курица и цыплята постепенно приближаются к кошке, которая сидит на отдельном стульчике. На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет. После этих слов цыплята разбегаются, стараясь каждый занять свой стульчик. Мама-курица волнуется за них, размахивая руками-крыльями. Пойманный цыплёнок становится кошкой. Игра возобновляется сначала.

Сапоги скороходы

Отличная игра-эстафета, в которую, кстати, можно играть на Новогоднем утреннике. Детишек делят на две команды и выстраивают в шеренгу друг за другом. Каждая из команд получает по паре громадных взрослых валенок. Так, чтобы дети могли влезть в них прямо в своей обуви. Дети утопают в них, и действительно они похожи на мальчиков-с -пальчиков в сапогах-скороходах Людоеда. Перед детишками расстоянии 3-5 метров стоят стульчики. По команде воспитателя малыши должны добежать до стульчиков, обогнуть их и прибежать обратно.  Валенки снимаются передаются следующему игроку. Побеждает, разумеется, прибежавший первым.

Смелые мышки
Ещё одна игра про кошку, только теперь уже она будет ловить не цыпляток, а мышек.  Выбирается водящий. Это-кошка. Она садится на стульчик Мышки становятся на противоположной стороне. Дети-мыши медленно подбираются к коту, пока воспитатель говорит:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мышки дёрнули за гири.

(Воспитатель громко хлопает в ладоши)

Вдруг раздался странный звон …

Убежали мыши вон.

Кот просыпается и пытается поймать мышей. Те, в свою очередь, убегают на своё место. Пойманными считаются те мыши, до которых дотронулся кот. Из их числа выбирается новая кошка, и игра продолжается.

Стрекоза

Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы. Дети выстраиваются в линию, становятся на корточки, упирают руки в бока и по команде воспитательницы, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца группы. Побеждает, конечно, тот из детей, кто первый «дострекозит» таким способом до финиша. А вот того, кто по дороге споткнется, и обопрется на руки, с дистанции снимают.

Наступление

Все игроки встают в круг, и выставляют в центр одну ногу так, чтобы носки выставленных ног игроков соприкасались в центре. Такой вот небольшой круг получается. Игроки начинают говорить:

«Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем наступать!»

на последнем слове все отпрыгивают в разные стороны. Тот, кто первый крикнет: «Я — первый!», тот и начинает дальнейшую игру. Игра заключается в том, чтобы с того места где ты стоишь, за один раз прыгнуть на соседа, и при этом постараться наступить ему на ногу, сосед же должен успеть отпрыгнуть и, если успел, прыгнуть на следующего игрока (по часовой стрелке, начиная с первого). Тот, кому наступили на ногу, выбывает из игры. А игрок наступивший, имеет право на внеочередной прыжок и прыгает на следующего игрока по часовой стрелке. Играют до последнего. Только ноги берегите! 

Карлики и великаны

Очень веселая и интересная подвижная игра в детском саду для детишек от трех-четырех лет. Дети стоят вокруг воспитательницы, которая рассказывает, что есть на свете совсем маленькие люди-карлики, а есть громадные-великаны. Когда воспитательница произносит: «Карлики!», она присаживается на четвереньки, опускает руки, всем своим видом показывая, какие это маленькие люди. Даже слово «карлики» нужно произносить тоненьким голосом-вот такие они крохотные. А когда говорит «Великаны!», голос грубеет, она встает во весь рост, да еще руки вытягивает вверх-такие они громадные. Детям эта игра очень нравится, они смеются и тоже вытягиваются во весь рост- «великаны» и садятся на четвереньки- «карлики». Когда ребята научились правильно выполнять команды, воспитательница предупреждает, что сейчас увидит, кто самый внимательный. Запомните, дети, правильные команды: «Карлики!» и «Великаны!». Все остальные мои команды выполнять не надо. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Сначала даются правильные команды, а потом слова «карлики» и «великаны» нужно заменить на похожие. Побеждает тот, кто меньше всех ошибся.

Зимние игры

Следопыты
Дети любят рассматривать собственные следы на свежевыпавшем снегу. Не поленитесь найти в интернете информацию о том, как выглядят следы разных животных и птиц и покажите их детям
. А на улице попросите их нарисовать.

Ангел

Пожалуй, нет ни одного взрослого, который в детстве не играл бы в снежного ангела. Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь; снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив его "ангельскую" форму. Только что выпавший снег - прекрасное пушистое ложе, и ребятишки любят, лежа на нем, как бы парить в свежести солнечного зимнего дня.

Следы снежного человека
Из картона и толстой веревки можно сделать лапы снежного человека. Оденьте их поверх зимней обуви и отправляйтесь на прогулку создавать следы снежного человека
.

След в след
Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.

Рисование на снегу палочкой
Если вы любите летом рисовать палочкой на сыром песке, то зимой вы можете попробовать рисовать ей на снегу.

Новогодне-зимние находилки

   Находилки - развивающая игра в необычном формате. Она знакомит детей с окружающим миром, развивает восприятие, внимание и зрительную память. Да и вообще, что может быть лучше игр на свежем воздухе?

Правила игры. Распечатайте бланк с картинками, вложите его в твердую папку. А теперь одевайтесь потеплей и отправляйтесь на прогулку. Дети должны будут находить все, что изображено на рисунках, и отмечать находки галочкой.

Летние игры

Возвращалки

Для игры понадобится свисток. Игру лучше всего проводить на прогулке. Воспитатель просит детей выстроиться в шеренгу, после чего объясняет правила игры: по сигналу ведущего участники разбегаются в разные стороны, бегают по площадке, танцуют, принимают различные позы, изображая животных. Как только они услышат сигнал, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Игру повторяют 3 раза.

Тихая игра

Для игры понадобится повязка на глаза. Один из играющих-водящий встает около дерева. Ему завязывают глаза. Остальные игроки расходятся в разные стороны. Ведущий (взрослый) находится около водящего. По его сигналу дети начинают медленно приближаться к водящему, стараясь идти как можно тише. Задача игроков подобраться к водящему поближе и коснуться рукой его или предмета, возле которого он стоит. Кому это удастся, тот считается победителем и становится водящим. Ведущий подает сигнал к смене водящего и продолжению игры. Услышав шорох, водящий кричит: «Слышу тебя!» и показывает рукой направление, откуда доносится звук. Если направление в общем указано правильно, ведущий делает знак участнику выйти из игры, встать рядом с ним и вести себя очень тихо до ее окончания. Пока выбывший игрок не подойдет к ведущему, остальные игроки не двигаются с места, нарушители правил также выбывают из игры. Игра заканчивается, если кто-то добрался до водящего или если водящий услышал всех игроков. В этом случае победителем считается водящий (если никто из игроков не добрался до него незамеченным, а он услышал хотя бы одного игрока) или участник, который ближе всех подобрался к водящему.

Заячьи домики

Играющие изображают зайчиков. У каждого свой домик, но у одного (водящего) домика нет. Он подходит к домику любого участника игры и просит: «Пожалуйста, уступи мне домик». Зайчик не намерен уступать незнакомцу свой дом. Он бежит по кругу вправо, водящий влево. Они обегают всех участников, дотронувшись до каждого. Тот игрок, до которого дотронулись, должен занять свободный домик. По команде ведущего игра останавливается. Зайчик, оставшийся без домика, водит

Прятки

Игра проводится на спортивной площадке где есть небольшие укрытия. Определяются границы игрового поля. Если участок достаточно большой, то для игры может понадобиться свисток. Выбирается водящий и место, откуда он начнет поиск и где будет «застукивать» найденных игроков. Место водящего должно находиться примерно в центре участка, желательно возле дерева. Он свистит в свисток или кричит: «Прячьтесь!», закрывает глаза и считает до 10 (или до 20). За это время играющие должны спрятаться. Досчитав до конца, водящий снова свистит в свисток или кричит: «Иду искать!», открывает глаза и начинает поиск игроков. Он может отходить от места водящего, но при обнаружении спрятавшегося водящий должен вернуться на свое место и назвать имя найденного участника игры. Если имя названо правильно, тот, кого нашли, выходит из игры. В том случае, если водящий ошибся, игрок не покидает своего места и, в свою очередь, может застукаться т. е. добежать до места водящего раньше и назвать свое имя, обеспечив себе победу. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут обнаружены. Затем водящим становится первый из найденных игроков. В такую игру могут играть дети разного возраста, с малышами ее организует взрослый, который гарантирует соблюдение правил игры. Поиск игроков можно ограничивать по времени, например, за 10 минут водящий должен найти одного, двух или нескольких участников игры. Или игра продолжается до момента, когда водящий найдет первого из спрятавшихся, затем водящий подает сигнал свистком или кричит: «Нашел!». Тогда все игроки выходят из своих укрытий, найденный становится водящим, и игра возобновляется. Продолжительность игры устанавливают сами участники, предварительно договорившись о правилах смены ролей.

Спрятавшиеся кубики

Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками или написанными буквами, цифрами). Заранее определив игровое поле (обычно это детская площадка), взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды, которые занимают свои места по разные стороны от ведущего. Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено или какие буквы, или цифры написаны, после чего награждает всех принимавших участие в игре участников маленькими призами конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

Не ходите, зайцы, в огород! 

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В игре участвует не менее 5 человек. Ведущий (взрослый) чертит на заранее выбранной площадке круг диаметром 2,5-3 м. Это огород. Из числа участников с помощью считалки выбирается водящий. Он будет сторожем. Сторож встает в круг, остальные игроки-это зайцы, которые стремятся попасть в огород. По сигналу ведущего зайцы начинают «наступление», всячески отвлекая внимание сторожа на себя, чтобы те участники, которые находятся за спиной водящего, могли проникнуть на «запретную территорию». Тот, кого водящий коснется за пределами круга, перебегает, не входя в круг, на противоположную сторону.

Волшебные воздушные шары

Для игры понадобятся воздушные шары (по числу участников одной из команд). Игру лучше проводить на открытом пространстве. Ведущий (взрослый) просит детей разделиться на две команды. Игроки второй команды выстраиваются в линию, отойдя от ведущего и игроков первой команды на расстояние 25-30 шагов. Они берутся за руки и разводят их в стороны, после чего расцепляются. В результате между игроками в цепочке образуется расстояние. Каждый участник первой команды берет в руки по одному воздушному шару. Задача игроков проникнуть сквозь цепочку, образованную участниками второй команды, не дав себя осалить. Как только все участники займут свои места, ведущий дает сигнал к началу игры. Участники с шарами подбегают к цепочке, после чего пытаются проскочить в свободное пространство. Игроки же второй команды всеми силами стремятся задержать участников с шарами. Тот, кого осалили, отдает свой шар ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой. Если игроки первой команды сумеют пронести сквозь цепь не менее половины шаров, они выигрывают, а если не сумеют побеждают участники первой команды. По окончании игры руководитель просит всех детей встать в круг. Участники с шарами в руках кидают их тем, кто стоит напротив, со словами: «Спасибо за игру!». Поймавшие, в свою очередь, кидают шары тем, кто стоит напротив, с этими же словами, после чего ведущий со связкой шаров в руках обращается ко всем участникам: «Спасибо вам, ребята, за игру!». Если имеется возможность, обмен воздушными шарами можно заменить запусканием их в небо.

Рыбаки и рыбки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники рыбки. Они плавают в озере бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут. По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными. Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним. По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

Игры весной и осенью

Подвижная игра «А нас дождик не намочит»

В игре участвует сначала небольшое число детей, затем может быть привлечено 10-12 человек. Вместо домиков-стульев можно использовать большой пестрый зонтик, под который дети прячутся по сигналу «Дождик!». Во время прогулки можно предложить детям собирать цветы, ягоды, попрыгать, походить парами. 

При повторении игру можно усложнить, разместив домики (по 3-4 стула) в разных местах площадки. Дети должны запомнить свой домик и по сигналу бежать в него.  

Мимическая игра «Осень» 

Изобразить раннюю осень. У ранней осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить позднюю осень. Поздняя осень грустная, печальная. Изобразить плачущую осень.
Наше настроение: показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

Увидели гриб-сморчок-сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании почти закрываются. Любуемся красивым нарядом осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!» 

Игра «Сдуй листок со стола»

На столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде взрослого дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом взрослый следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз. Цель – развивать речевое дыхание. 

Подвижная игра «Поймай листок»

Цель-развить умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Ход игры: Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху. 

Растим фасоль

Прорастите в блюдце с водой несколько фасолин. Попросите детей набрать ведерко земли и посадите вместе с ними фасоль в эту землю. Когда она вырастет, то станет красивым растением в детском огородике на окне. Следите, чтобы дети не забывали поливать свои посадки. Возможно, вас ждет урожай домашней фасоли.

Знакомые растения

Хорошо бы с раннего детства научить детей распознавать наиболее распространенные растения. Начните с самых простых. Это мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, крапива. Когда появятся желтые цветы-одуванчики, объясните детям, что это за растение. У одуванчика красивые резные листья. Сорвите лист и в группе обведите его на бумаге по контуру. А малыши раскрасят его зеленым фломастером и дорисует желтые цветы на высоком стебле. То же самое проделайте с листьями подорожника, крапивы.

Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия, и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства - игра отсутствует.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»...

Презентация "Важнейшее средство воспитания дошкольников"

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, ...

Консультация для воспитателей "Театр как важное средство воспитания дошкольников"

Цель проведения консультации:знакомство воспитателей с особенностями театральной деятельности детей дошкольного возраста.Задачи проведения:Изучить возможности театральной педагогики: актуальные её про...

«Дидактическая игра одно из средств воспитания дошкольников»

laquo;Дидактическая игра одно из средств воспитания дошкольников»В.А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет...

Консультация для родителей «Игра, как эффективное средство воспитания дошкольника»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...

«Игра, как эффективное средство воспитания дошкольника»

Родители знают, что дети любят играть, поощрают их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для...

«Игра, как важное средство воспитания дошкольников»

Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском саду или семье, при общении с разными людьми. Игра по...