Среда развития в ДОУ является основой для самостоятельной деятельности и самообразования маленького ребёнка.
методическая разработка (младшая группа) на тему

Банных Марина Николаевна

Среда развития в ДОУ является  основой для самостоятельной деятельности и самообразования маленького ребёнка.
 

Вопрос  организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги нашего учреждения испытывают повышенный интерес к обновлению и пополнению предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка.Чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

         В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

 Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

          Предметно-развивающая среда в нашей группе оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для разного возраста развивающий эффект. Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

 Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, но оно очень маленькое.

 При создании предметно-развивающей среды в раннем возрасте мы учитывали возрастные особенности и задачи воспитания, так же учитывали принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевой принцип. Уголок мальчика (машинки, мопеды,танки) и уголок для девочек (куклы,кухня,парихмахерская).и т.д.

   Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная, однако именно в это период  зарождается сюжетно-ролевая игра.  Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

 Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Особое внимание должно уделяться  развитию  потребности в движениях детей раннего возраста. Для этого должно быть отведено большое пространство  в группе.

Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

 Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются  игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки). Такое разнообразие  привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.

 Для игр с песком педагоги подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Присутствуют и игрушки-забавы – так любимые детьми. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей.

В группе имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых игр, игр драматизаций. Организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

       

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среда развития в ДОУ является  основой для самостоятельной деятельности и самообразования маленького ребёнка.

Вопрос  организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги нашего учреждения испытывают повышенный интерес к обновлению и пополнению предметно-развивающей среды в группах ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития». Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка.Чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь.Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

         В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную  обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленной. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех  детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

 Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению  уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

          Предметно-развивающая среда в нашей группе оборудована с учетом возрастных особенностей ребенка. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для разного возраста развивающий эффект. Предметно-развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

 Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, но оно очень маленькое.

 При создании предметно-развивающей среды в раннем возрасте мы учитывали возрастные особенности и задачи воспитания, так же учитывали принципы гигиеничности, безопасности (отсутствие острых углов) и поло-ролевой принцип. Уголок мальчика (машинки, мопеды,танки) и уголок для девочек (куклы,кухня,парихмахерская).и т.д.

   Хотя ведущей деятельностью в  раннем возрасте является предметная, однако именно в это период  зарождается сюжетно-ролевая игра.  Все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно использовать окружающее малыша пространство, создавать развернутые и содержательные сюжеты.

 Развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животном и растительном мире, временах года и т. д.; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества; приобретает полезные социальные навыки и т. д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.

Особое внимание должно уделяться  развитию  потребности в движениях детей раннего возраста. Для этого должно быть отведено большое пространство  в группе.

Чтобы вызывать интерес детей к конструированию, в группе кроме традиционного материала для строительных игр, пластмассового цветного конструктора, есть и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек (они легки, устойчивы, имеют различную фактуру). Для поддержания постоянного интереса детей к игровому материалу размещаем его в различных местах групповой комнаты рядом с игрушками.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они  доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

 Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей имеются  игрушки и пособиями, различные по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Разнообразие свойств привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка (различной сложности пирамидки, матрешек из двух-трех частей, вкладные чашечки). Такое разнообразие  привлекает внимание детей, способствует развитию восприятия ребенка.

 Для игр с песком педагоги подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки.

Созданы условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (петушок, колокольчик, звучащие кубики). Игры со звучащими игрушками развивают у малышей умение прислушиваться. Присутствуют и игрушки-забавы – так любимые детьми. Эти игрушки вызывают положительные эмоции малышей, привлекают и радуют детей.

В группе имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно – ролевых игр, игр драматизаций. Организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-творческое развитие дошкольников в совместной и самостоятельной деятельности.

Использование логико - математических игр в работе с дошкольниками:  игры Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера, счетные палочки, математический планшет, игры  голово...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотоики рук, которая не тлоько оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к ...

Развитие речевой активности в условиях самостоятельной деятельности дошкольников (режимные моменты, дидактические игры, ИКТ)

          Одним из условий формирования полноценной личности ребѐнка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе является своевременное овла...

Статья "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности"

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности...

статья Развитие речи в нерегламентированной и самостоятельной деятельности в образовательном учреждении

Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие. Необходимо отметить, что практические работники н...

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук в самостоятельной деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой мотоики рук, которая не тлоько оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к ...

Консультация для родителей: «Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей

Консультация для родителей из опыта работы«Говорящая» среда как инструмент индивидуализации и организации самостоятельной деятельности детей...