статья Развитие речи в нерегламентированной и самостоятельной деятельности в образовательном учреждении
статья по коррекционной педагогике

Лиходед Надежда Петровна

 Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие. Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Задача воспитателя - стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развитие речи детей в нерегламентированной и самостоятельной деятельности в образовательном учреждении

    Речь используется ребенком как средство общения в ситуации, которая возникает при необходимости и при желании вступить в речевое взаимодействие.

   Необходимо отметить, что практические работники не всегда готовы в полной мере к осуществлению речевого общения с детьми в повседневной жизни. Многие высказывания воспитателя не вызывают ответной реакции детей, не хватает ситуаций, способствующих развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждения. Неумение организовать постоянное содержательное речевое общение, учитывающее потребности и интересы ребенка приводит подчас к недоразвитию речи.

   Задача воспитателя – стимулировать содержательное, продуктивное общение ребенка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организация ситуаций, вызывающих потребность речевого взаимодействия в игре, труде, продуктивной, бытовой деятельностях в процессе обучения является профессиональной обязанностью каждого воспитателя детского сада. Овладение культурой, демократическим стилем общения, при котором собеседники взаимодействуют как равные партнеры, во многом определяет успех работы.

   Для ребенка младшего дошкольного возраста наиболее эффективным является индивидуальное общение со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование.

   Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия).

   С детьми 5-7 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов; предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям, спрашивает, нет ли затруднений у ребенка. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад. Используя вопросы, побуждения, наблюдения воспитатель активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом.

В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляет в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование существительных с прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и детьми, оценивая его высказывания.

   Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и на занятиях.

   В младшем дошкольном возрасте в утренние или вечерние часы педагог может проводить упражнения с целью развития речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи «Угадай», «Кто назвал» и другие. Кроме того, в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься  с ребенком, развивая ту сторону речи, которая вызывает у ребёнка затруднения.

   Результатом речевого развития ребенка дошкольного возраста является овладение нормами и правилами родного языка и становление коммуникативных качеств, определенных для каждого возрастного этапа. Достижению результативности деятельности дошкольного образовательного учреждения по речевому развитию ребенка способствует создание психолого-педагогических условий, соответствующих примерным требованиям стандарта дошкольного образования.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие социального интеллекта дошкольника через самостоятельную художественную деятельность"

В данной статье рассказывается о развитии социального интеллекта у дошкольника через театрализованную деятельность. Социальный интеллект; самостоятельная художественная деятельность; художественно &nd...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...

Статья «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»

laquo;Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей,  для их правильного развития» Д. В. Менджерицкая....

Внедрение программы "Основы финансовой грамотности" в деятельность дошкольного образовательного учреждения (статья)

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом ФГОС дошкольного образования и концеп...

статья Развитие речи детей через театрально-игровую деятельность

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир не только умом, но и сердцем, выражать с...