Конспект дидактической игры для старших дошкольников "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему
Многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет на прогулке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mfd_igra.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
(многофункциональная дидактическая игра для детей 5- 6 лет)
Воспитатель Фарсенина Альбина Федоровна
Цель:
● Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и развития креативности у воспитанников группы.
Интеграция областей:
● «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие элементарных математических представлений), «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка» «Чтение художественной литературы».
Коррекционно-образовательные цели:
● Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе.
Активизация словаря по темам: «Времена года», «Деревья». Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели:
● Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
● Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
● Расширять представления детей о простейших связях в природе: времена года, сезонные изменения в природе, их признаки.
● Закрепить экологические знания детей о деревьях, их листьях и плодах
● Формировать интерес к художественной литературе, русскому фольклору, передавать эмоциональное состояние мимикой.
● Закрепить навыки счета до 10
● Развивать диалоговую форму речи
● Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обогащать двигательный опыт
● Обеспечить взаимосвязь с другими образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей
● Воспитывать желание сохранять психическое здоровье, дружеские отношения с детьми, умение работать в коллективе.
Оборудование:
● Ноутбук с медиаприставкой, экран большого формата
● Игра «Разноцветные круги», количество экземпляров по числу детей
● Контейнер с карандашами, контейнер с перышками
● Набор карточек и геометрических фигур по числу детей подгруппы
● Мультимедийная презентация игры «Зимняя прогулка в заколдованный
лес»
● Наборы оборудования для аппликации
Предварительная работа
● Беседы о временах года
● Наблюдения за деревьями в разные времена года
● Образование относительных прилагательных от названий деревьев (березовый, дубовый, рябиновый, кленовый, еловый, сосновый)
● Разучивание стихотворений о временах года и деревьях
● Разучивание пальчиковой гимнастики на стихи о деревьях
● Повторения упражнения «Листья»
Методы и приемы:
● Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации;
● Беседа;
● Использование дидактических пособий и наглядного материала;
● Практическая деятельность;
● Использование песен, литературного произведения;
● Имитация игры, связанная с игрой передачей настроения;
● Использование мультимедийного сопровождения демонстрационного материала.
Материалы и оборудование:
● Магнитная доска
● Модуль «Времена года»
● Аудиозапись
● Символы явлений природы разных времен года
● Компьютер
● Экран
● Клей-карандаш
● Геометрические фигуры из бумаги разного цвета
Содержание организованной деятельности детей
План игры:
- Постановка целей и задач дидактической игры. Краткое содержание деятельности детей.
- Организационный момент деятельности детей
- Выход детей. Приветствие.
- Игра «Разноцветные круги».
- Чтение детьми стихотворений о временах года.
- Приглашение на прогулку в зимний лес.
- Медиапрезентация «Заколдован лес стоит».
- Одновременно чтение стихотворения «Раскрасавицей зимою».
- Встреча с лесовичком.
- Задания лесовичка.
Задание № 1: «Угадай дерево»
Воспитатель:
● Четыре волшебных круга
● Сейчас в руках у меня
● Попробуйте догадаться
● Что с ним сделаю я.
(Выслушать предложения педагогов-гостей)
● Я вовсе не волшебник,
● Хотя хотелось им быть.
● Но прав, друзья, согласитесь:
● Пора нам детей пригласить!
(Дети выходят из спальни или прихожей)
Воспитатель:
● Какое прекрасное зимнее утро сегодня. (Показывает на экран. Слайд №_____ ). За окном у нас морозы, дует ветер, снег лежит. И уже проснулось солнышко. Но сегодня утро прекрасней вдвойне, потому, что у нас гости! Дети, покажите гостям, как красиво умеете здороваться.
Дети:
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Нам здороваться не лень!
Воспитатель:
● Еще один гость очень хочет с вами, дети, познакомиться. А кто он, попробуйте угадать:
Он в лесу живет густом.
Маленький, но ловок.
Не оставит он при том
Сосен без иголок.
Он не спит, он охраняет.
В лесу порядком управляет,
Богатства держит под замком,
А зовут его …
Дети хором:
● Лесовичком!!!
Воспитатель:
● Посмотрите, наш лесовичок пришел не с пустыми руками. У него большая корзинка. Давайте посмотрим, что же в ней? (Воспитатель заглядывает в корзинку, делает восхищенное и удивленное лицо). Сколько тут всего!!! Я догадалась, тут для нас задания. Уважаемый гость, наши дети много и хорошо занимались, поэтому постараются выполнить все твои даже самые трудные задания. Правда, дети?
Дети (весело хором):
● Да, конечно!!!
Воспитатель достает из корзины лесовичка первый конверт и проводится задание – игра «Разноцветные круги».
Цель: закрепление знания признаков и различий времен года. Развитие памяти, мышления, ассоций).
Воспитатель достает разноцветные круги из плотного картона и кладет их на стол.
Воспитатель:
● Сейчас мы поиграем в игру, которую лесовичок назвал «Разноцветные круги». Выберите по одному кругу. Попробуйте объяснить мне, какое время года обозначает каждый круг.
Дети:
1-й ребенок:
● Белый круг – зима. Зимой все белое.
2-й ребенок:
● Желтый круг – осень. Осенью желтые трава и листья. Осень еще называют золотой.
3-й ребенок:
● Красный круг – лето. Лето называют красным.
4-й ребенок:
● Зеленый круг – весна. Весной появляются зеленые травка и листики.
Воспитатель:
● Мне и лесовичку очень понравились ваши объяснения. А теперь мы проверим, хорошо ли вы знаете признаки времен года.
(Воспитатель раскладывает на столе картинки, на которых нарисованы характерные признаки разных сезонов.)
Воспитатель:
● Рассмотрите эти картинки. Сейчас вы должны будете подобрать картинку с признаками того времени года, которое вы выбрали. Как только я досчитаю до трех, вы возьмете картинки и положите их на свой круг. Игра на скорость. Один, два, три!
(Дети выбирают картинки и кладут их на круги. Данное задание можно выполнить на магнитной доске).
Воспитатель:
● Расскажите, какие картинки вы выбрали.
1-й ребенок:
● Румяные дети катаются на санках. На березе сидят красногрудые снегири. Это бывает зимой.
2-й ребенок:
● Белочка заготавливает белые грибы на зиму. Люди собирают красную клюкву. Это делают осенью.
3-й ребенок:
● Над цветами летают пестрые бабочки. Девочки собирают спелую малину. Это лето.
4-й ребенок:
● На крыше висят прозрачные сосульки. На снегу появились первые проталинки. Наступает весна.
Воспитатель:
● Дети, лесовичку было очень приятно, услышать красивые стихи о временах года. Он их так любит.
(Дети читают стихи о временах года)
Воспитатель:
● Ну что же, я очень рада, что вы не допустили ошибок и хорошо знаете признаки времен года. Лесовичок тоже остался доволен вашими знаниями и чтением стихов наизусть. Молодцы!
(На экране появляются слайды с изображением зимнего леса, звучит спокойная красивая тихая музыка, а воспитатель читает стихотворение)
● Раскрасавицей зимою
Заколдован лес стоит.
Только тихо над сосною
Ночью филин пролетит.
Спят березы и осинки,
Сосны, елки тоже спят.
Спит веселая рябинка –
Дожидается ребят…
Воспитатель:
● Вот мы и очутились на красивой лесной полянке. Давайте осмотримся.
Что же нас окружает?
Дети:
● Нас окружают деревья.
Воспитатель:
● Дети, я уже говорила, что наша прогулка будет волшебной. Сейчас зима, вы видите, что все деревья в снегу. А вот лесовичок – маленький волшебник, может сделать так, что все деревья станут зелеными, то есть на них появятся листочки. Итак, раз, два, три – на экран посмотри!!!
(На экране слайд: высвечиваются поочередно 4 дерева.
Проводится задание - игра «Угадай дерево»).
Задание - игра: «Угадай дерево»
Воспитатель:
● На экране первое дерево. Дети посмотрите, внимательно, на него, чтобы правильно назвать дерево, лесовичок дает нам подсказки – показывает листья, плоды или цветы этого дерева. (Имя…), как ты думаешь, называется это дерево?
Ребенок:
● Это дерево называется осина. У осинки красивые округлые листочки, немного волнистые по краям, похожие на монетки, у осинки весной появляются сережки.
Воспитатель:
● Правильно, это осина.
● Рассмотрим следующее дерево. Назовите его.
Ребенок:
● Это дерево дуб. Только у дуба крупные листья, плоды у дуба – желуди.
Воспитатель:
Будьте внимательны, лесовичок предлагает нам назвать еще одно дерево.
Ребенок:
● Это дерево называется береза, потому, что у березы резные листики, немного вытянутой формы, а весной на березе первыми появляются красивые сережки.
Воспитатель:
● Сейчас на нашей волшебной полянке появится еще одно дерево, отгадайте, как оно называется.
Ребенок:
Это сосна. Потому, что у сосны длинные иголки, а плоды у сосны – шишки.
Воспитатель:
● Молодцы дети! Очень хорошо справились с заданием лесовичка.
Задание № 2: «Найди хвойное дерево»
Воспитатель:
● А вы знаете, какие деревья зимой и летом остаютcя зелеными?
Дети:
Зимой и летом остаются зелеными хвойные деревья.
Воспитатель:
● Лесовичок предлагает нам из деревьев, которые вы видите на экране, найти и назвать хвойное дерево, если оно тут есть.
Дети:
● Это сосна.
● А как называются оставшиеся деревья?
Как можно назвать их одним словом?
Дети:
● Эти деревья называются лиственными.
Воспитатель:
● Лесовичок очень доволен вашими ответами.
Молодцы!
Задание № 3: «Подбери листок к дереву»
Воспитатель:
● Очень много деревьев на свете,
● Вы об этом знаете дети.
● Всех пород листьев не перечесть,
● Но у каждого дерева свой листик есть!
(На экране слайд с изображением клена)
Воспитатель:
● Дети, скажите, как называется это дерево?
Дети:
● Это клен!
Воспитатель:
● С правой стороны экрана вы видите три листочка.
Скажите мне, какой из этих листьев принадлежит клену, то есть является кленовым листком?
Дети:
● Верхний лист кленовый
Воспитатель:
● Дети, скажите, как называется это дерево?
Дети:
● Это дерево называется рябина.
Воспитатель:
● С правой стороны экрана вы видите три листочка.
Скажите мне, какой из этих листьев принадлежит рябине, то есть является рябиновым листком?
Дети:
● Нижний лист рябиновый
Воспитатель:
● Дети, скажите, как называется это дерево?
Дети:
● Это дерево называется береза.
Воспитатель:
● С правой стороны экрана вы видите три листочка.
Скажите мне, какой из этих листьев принадлежит березе, то есть является березовым листком?
Дети:
● Нижний лист березовый.
Воспитатель:
Интересно, у нас на волшебной полянке столько деревьев вокруг. А давайте с вами тоже станем деревцами, прямыми и стройными березками белоствольными. Пожалуйста, встаньте в круг.
Выполняется динамическая пауза. Речь с движением «Береза»
Слова | Движения |
Белая береза на ветру качается, | Качает руками над головой |
Вправо наклоняется, | Наклоняется в правую сторону. |
Влево наклоняется, | Наклоняется в левую сторону. |
И полощет длинные Веточки в реке, | Наклоняется вперед и качает руками |
Чтобы были чистые косы по весне | Выпрямляется, проводит руками по волосам, и плечам, опускает руки. |
Воспитатель:
● Нам новое задание придумал лесовик.
(Дети подходят к столам, каждый садится на свое место. Спинку держат прямо, сидят красиво, на столе ничего не трогают. На столах у каждого по 2 конверта. В первом - разрезанные листья, во втором – задание – собрать лесную полянку из геометрических фигур).
Воспитатель:
● Чтоб успешно нам заданья выполнять
● Нужно пальчики размять
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Слова | Движения |
Вот деревья: | Ребенок показывает ладони обеих рук с разжатыми пальцами |
Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, Ясень, тополь, елка, пихта | Загибает пальцы на обеих руках |
Мы в лесу встречаем вас. | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Воспитатель:
● Теперь мы готовы выполнить задания лесовичка. Возьмите конверт с красным кружком. В нем находятся части листочков известных вам деревьев. Кто быстрее соберет свой листик?
(Дети выполняют задание. Воспитатель находится рядом. Ходит вокруг, наблюдает, поддерживает, если надо помогает).
Воспитатель:
● Скажите, листики, каких деревьев у вас получились?
Дети:
● Дуба
● Осины
● Тополя
● Рябины
Воспитатель:
● Молодцы! Быстро справились с заданием. Лесовичок вами очень доволен. А следующее задание будет еще сложнее. Возьмите в руки конверт с синим кружком. Положите перед собой содержимое конверта. Что вы видите?
Дети:
● Геометрические фигуры разного цвета
Воспитатель:
● Назовите эти фигуры
Дети:
● Круг, овал, треугольник, прямоугольник.
Воспитатель:
● Назовите, какого цвета треугольники?
● …… прямоугольники?
● …… овал?
● …… круг?
Воспитатель:
● Лесовичок нам предлагает сконструировать полянку из этих геометрических фигур. Большой прямоугольник синего цвета будет основой – полянкой, а геометрические фигуры будут деревьями. А теперь мы становимся конструкторами и выполняем задание лесовичка. Приступайте. Конструкторское бюро начинает работу.
(Дети выполняют задание. Ходит вокруг, поддерживает, если надо помогает). После окончания работы:
Воспитатель:
● Какие деревья растут на полянках?
Дети:
● На моей полянке растут осинка
● Ель
● Береза
● Елка
Воспитатель:
● Молодцы! Очень красивые у вас получились полянки. А посмотрите, какая красивая полянка получилась у меня. (На экране полянка и деревья из геометрических фигур). А лесовичок приготовил для вас последнее задание, самое сложное. Это загадки о деревьях. (На экране появляются одна за другой загадки. Воспитатель читает их детям поочередно.)
Задание № 4: «Отгадай загадку»
Воспитатель:
● Загадка: Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина)
● Загадка: Летом в жару он в шубе пуховой,
А зимой совершенно голый. (Тополь)
● Загадка: В сенокос – горька,
В мороз – сладка. (Рябина)
● Загадка: У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я росту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Воспитатель:
● Лесовичок не ожидал, что вы такие умные и догадливые, молодцы!
● А знаешь, лесовичок, наши дети могут не только отгадывать, они много знают разных стихотворений о деревьях.
(Дети рассказывают стихи о деревьях поочередно. Воспитатель приглашает каждого ребенка прочесть стихотворение).
1-й ребенок:
Красненькую ягодку мне дала рябина.
Думал я, что сладкую, а она как хина.
Толи эта ягодка просто не дозрела,
То ль рябина хитрая пошутить хотела.
2-й ребенок:
Тополь это знают все – чемпион по росту.
И достать мою макушку вам совсем не просто.
Потому что я за лето
Вырастаю на два метра.
3-й ребенок:
Дуб дождя и ветра вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени я стою зеленый.
Значит я выносливый, значит закаленный.
4-й ребенок:
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Воспитатель:
● Вот какие красивые стихи о деревьях знают наши дети. Лесовичку понравились ваши стихи. Молодцы!
● А знаешь, лесовичок, не только у тебя есть подарки нашим детям. Наши ребята тоже приготовили для тебя сюрприз. А какой ты сейчас увидишь.
(Исполняется танец)
Итоговая беседа
Воспитатель:
● Дети, понравилась вам наша прогулка в заколдованный лес?
● Кто был нашим спутником в этой прогулке?
● Какие задания для нас приготовил лесовичок?
● Как вы думаете, мы подружились с лесовичком?
● А хотели бы вы стать друзьями природе?
Воспитатель:
● Конечно, дети, человек должен любить и охранять природу, потому что природа наш дом.
● Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом,
Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком
В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.
И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!
(Коней занятия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для старших дошкольников по теме: "Зимние виды спорта".
Данный методический материал используется при составлении конспектов комплексных логопедических занятий и занятий по логопедической ритмики с детьми старшего дошкольнго возраста....
Конспект дидактической игры по развитию связной речи в старшей группе «Чудеса на зимней полянке»
Конспектдидактической игрыпо развитию связной речи в старшей группе«Чудеса на зимней полянке»...
Конспект дидактической игры в старшей группе "Антитеррор"
Конспект дидактической игры в старшей группе "Антитеррор"...
Конспект дидактической игры - Сыщик Старшая группа
Конспект дидактической игры - Сыщик Старшая группа...