Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
статья на тему
Проблемы здоровья детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека XXI века и будущим России. Данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Многолетние исследования позволяют говорить о его ухудшении. Количество здоровых детей не превышает 15 – 20 %, увеличивается число функциональных отклонений у каждого ребенка.
По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Однако, в отличие от взрослого, ребенок "за здоровьем" не побежит. Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Здоровый стиль жизни дошкольника включает в себя следующие основные компоненты:
- режим дня;
- организацию двигательной активности;
- личную гигиену;
- правильное питание;
- отсутствие травматизма;
- здоровые привычки.
Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Поэтому, активно использую пространственный потенциал группы, в частности мини спортзал, оснащенный классическим и коррекционным нестандартным оборудованием: «Волшебные палочки», «Мягкое бревно», «Перекати поле», «Лабиринт» и прочее, отвечающий принципам мобильности и многофункциональности. Он позволяет решать многие профилактические, оздоровительные задачи. Деятельность, организованная в нем (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физкультурные досуги, самостоятельная двигательная деятельность), способствует:
- формированию двигательных умений и навыков;
- полноценному развитию движений, стимулирующих рост и развитие ребенка;
- формированию правильной осанки.
Являясь руководителем кружка «Малыши – крепыши», в рамках студии «Мой друг – тренажер», веду работу, направленную на решение следующих задач:
- укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
- гармоничное развитие всех звеньев опорно–двигательного аппарата, формирование правильной осанки;
- совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств;
- развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
- развитие музыкально-ритмических способностей, воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями;
- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни.
Обучать детей здоровому образу жизни, помогает поектирование - современный метод, направленный на формирование представлений о необходимости заботиться о своем здоровье, на развитие творческого, познавательного мышления у детей. Эколого – оздоровительные проекты «Узнай меня», «Питание и здоровье» реализованые в группе направлены на:
- расширение знаний детей о правилах питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей дошкольного возраста.
Результаты таковы: а) у детей сформировалось представление о связи состояния здоровья с гигиеной питания; б) дети освоили правила приема пищи, у них сформировались основы культуры поведения за столом; в) у дошкольников наметилась положительная динамика в увеличении веса.
Взаимодействие с семьями воспитанников – важный аспект в процессе обучения здоровому образу жизни детей. Родители моей группы постоянные участники физкультурно – массовых мероприятий ДОУ («День здоровья», «День Нептуна», педагогических проектов «Зимний спортивный праздник», «Модель снежного городка» и т.д.). Опыт показал, что наиболее эффективным способом информирования родителей является агитационно – наглядный. Поэтому, на информационных стендах группы работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления детей, укрепления их здоровья в летний период, вопросы адаптации ребенка и многое другое. Все это стимулирует родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе, помогает в воспитании детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация детей дошкольного возраста в процессе формирования здорового образа жизни.
Здоровый стиль жизни дошкольника...
Формирование у детей дошкольного возраста мотивационных установок к здоровому образу жизни.
Методическая разработка из опыта работы по теме: " Формирование у детей дошкольного возраста мотивационных установок к здоровому образу жизни."...
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а такжк эти вопросы решаютс...
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, как фактор формирования здорового образа жизни.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
Мастер-класс"Валеологическое образование детей дошкольного возраста, как средство воспитания здорового образа жизни"
Мастер-класс"Валеологическое образование дошкольников"...
Открытое занятие по формированию культуры здоровья у детей дошкольного возраста (подготовительная группа) «Страна Здорового образа жизни»
Цель: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Воспитание у детей дошкольного возраста и отношение к здоровому образу жизни
Здоровье -это то, что каждый человек желает себе и своим близким. ...