ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка (старшая группа) на тему
цель работы: поиск эффективных педагогических форм и методов работы, направленных на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_perspektivy.docx | 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в старшей группе
1-ый квартал | ||||||||||||
направления работы | рассматривание, наблюдения | Беседы и рассказывание на темы | ситуации | д/игры и упражнения | сюжетно-ролевые игры | чтение | занятия | развлечения | ||||
Культура чувств | пиктограммы эмоций (интерес, горе, гнев, стыд), иллюстрация (6,1) | «Интерес» (6, 1), «Хорошо ли злиться?» (8,8) | «Мне стыдно», «Никогда не унывай» (18,55) | «Ласковые пальчики» (8,8), «Что там происходит?» (6,1) | «Салон красоты», «Мы артисты» | Токмакова И. «Мне грустно» (14,371), Мошковская Э. "Обида» (14, 191) | «Я и мое настроение (5, 79) | инсценировка стихотворения «Что случилось с малышом?» 8,8 | ||||
Культура внешности | иллюстрация (3, 2), картинки на тему «Как быть опрятным» | «Где аккуратность ,там и опрятность» (3,2) | «Одеваемся на прогулку», «На приеме у стоматолога» | «Что нужно, чтобы привести себя в порядок», «Чистим зубы правильно», | «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская» | поговорки о внешности, дразнилки для нерях (3, 2), | «Культура внешнего вида» (2, 74) | Инсценировка «Как раздеваться в прихожей» (15) | ||||
Культура общения | картинки (11, «На занятии»), совместной деятельности детей | «Как надо обращаться с просьбой ?» (1,23), «Вежливая просьба» (12,14)
| «Как правильно принимать подарок» (23) | «Поручения-обращения» (2,53), «Потанцуем и найдем волшебные слова» (10,59) | «Детский сад», (2, 15) «Магазин (13, 60), «Театр», «Строители (2, 54) | Мориц Ю. «Только трусы дураками…» (11, 21), Осеева В. «Волшебное слово» (14,271), | «Добрые приветствия(2, 9), «Почему бывают драки?» (4, 28) | «Магазин необычных покупок» (7,13) | ||||
Культура поступков | картинки (7, 2) и (6,8), «картинки на тему «Хорошие и плохие поступки» | «Забота»(6,8), «Как мы входим и выходим из транспорта (2,34) | «О том, как вести себя с близкими» (9,42),«Ситуации» (8,5) | «Коробочка добрых дел»(11,25), «Когда я вырасту, я стану заботиться»(6, 8) | «Транспорт(2, 36) «На отдыхе» (2,63) | Осеева «Сыновья» (7,12), Благинина «Посидим в тишине» (14, 188) | «О чем рассказали звери» (4, 40), «Я и взрослые» (5, 105), «О фантазерах и лгунишках» (4, 25) | инсценировка стихотворения Панасюк И. «Я не подумал о других» (8,5) | ||||
2-ой квартал | ||||||||||||
Культура внешности | картинки на темы: «Как дети умываются, чистят зубы, ухаживают за одеждой, обувью,» | «Как я ухаживаю за зубами», «Наша внешность и здоровье», | «В спальне», «Химчистка и прачечная» | «Покажи, как ухаживать за зубами», «Чистюлькин спрашивает» | «Детский сад», «Семья», «Прачечная» | Зощенко М. «Глупая история» (14,129) Михалков С «Все сам» | «Какие разные взрослые» (4, 13) | «Что такое хорошо и что такое плохо» (2,77) | ||||
Культура еды | картинка (3, 3) на тему: « Учимся правильно пользоваться ножом и вилкой» | «Приятного аппетита» (3, 3), «Столовый этикет» | «Помощники в еде» , «Этикет за столом» | «Верно-неверно», «Приятного аппетита» (3, 3) | «Семья», Детский сад», «Кафе» | К.Чуковский “Федорино горе?”, пословицы и поговорки (3, 3) | «Уроки столового этикета» (10, 21) | инсценировка «Столовый этикет» | ||||
Культура общения | картинка(6, 20), иллюстрации на тему: «Правила общения» | «Еще один секрет вежливости» (12,16), «Фея учит вежливости»12,15)
| «Вежливость, «Вежливая просьба», «Свое мнение» | «Объясни, почему ты так думаешь» (2, 62), «Зеркало в коробке» (6, 20) | «Магазин», «Салон красоты», «Семья» (2, 45) | Сказка о добрых словах (12, 65), Шим Э, китайская сказка «Кто умнее-тот сильнее(14,265) | «Спорь, но не вздорь» (2,59) | «Объяснимся в любви друг другу с помощью слов, жестов» (6, 20) | ||||
Культура поступков | картинки (6, 13), (3,15), иллюстрации на тему «Правила гостевого этикета»», «Этикет для всех» | «Жадность» (6, 13), «Не обижайте малышей» (3, 15) «Добрые дела» (12, 46) | «Наши привычки», «Гости на пороге», «Помощники», «Конфликтные ситуации» | «Встреча гостей» (2, 67), «Хорошо- плохо» (11, 49), «Конкурс «добрый вопрос(7,19) | «Семья» (2, 69), «Рыцарский турнир», «Разведчики» | «У ленивого Федотки всегда отговорки» (12, 58), Шим Э. «Не смей» (14,182) Пантелеев Л. «Трус» (14, 365) | «Мальчики и девочки», «Нарочно и нечаянно» (4, 23), «Идем в гости» (3, 9) | инсценировка стихотворения Григорьевой Н. «В нашем доме» (8,12) | ||||
3-ий квартал | ||||||||||||
Культура внешности | картинка (11,«Сосед»), иллюстрации: «Одежда и мода» | «Сосед», (15, 38), «Аккуратность и опрятность в одежде», | «Перед сном», «Неполадки в одежде», «Модница» | «найди ошибку», «Расскажи, почему» | «Собираемся в гости», «Подиум», «Ателье» | «Нужно ли беречь вещи?» (4, 38) | Маршак С. «Вот какой рассеянный» (20), Булгакова Э «Замарашка» (6, 7), | мультфильм «Вот какой рассеянный» | ||||
Культура еды | иллюстрации на тему: « Как сервировать стол», «Столовый этикет» | «Как есть правильно и красиво» «Как сервировать стол» | «Праздничный ужин» , «За общим столом» | «Помоги маме накрыть на стол», «Так - не так» | «День рождения», «Кафе» | Грачев «Обед» | «Предметы на праздничном столе» (4,36) | Инсценировка «Как есть мороженное, конфету?» (15) | ||||
Культура общения | картинка (6, 18), картинки на тему: «Способы общения» | «Благодарность» (6, 18) ,«Всегда будь вежлив» 2,12 | «Письмо друга», «Телефонный звонок» | «Приглашение» (2, 53), «Вежливый ручеек» (2, 24), «Испорченный телефон» (3, 14) | «Телефонный узел» (2, 25), «Семья» | «Этикет телефонного разговора» (2,19), | Красильникова «Добрые слова» (11,26), Осеева В, «Навестила(20, 112), | инсценировка «Разговор по телефону | ||||
Культура поступков | картинка (8,10), иллюстрации на тему «Оцениваем поступки» | «Хочу и нельзя» (8,10), «Правила в транспорте» (2,34) «Что я сделал хорошо, что плохо (4.19), | «Принимаем гостей», «Мне нагрубили», «Поступок друга», | «Кто кому уступит место» (2, 35), «Волшебный чемодан» (3, 10) | «Транспорт» (2,36), «Магазин» «Поликлиника (2,76) «Скандал» (3,13) | «Мы едем в транспорте» (14, 56), «Я иду в театр» (15, 15) | Успенский Э. «Если был бы я девчонкой» (21, 250), Осеева В. «Почему?» (20, 174) | инсценировка стихотворения «Хочу-нельзя» (8,10) |
Список литературы.
- Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - М.: ТЦ, Сфера, 2003,
- Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» - М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008
- Мирошниченко И. В. «Уроки вежливости» - серия «Беседы по картинкам» - Харьков: Ранок, 2007
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ 2006, 2007.
- Горбатенко О. Ф. «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» - Волгоград: Учитель, 2007
- Фесюкова Л.Б «Чувства. Эмоции» – Демонстрационный материал и беседы - Харьков : Ранок, 2007
- Фесюкова Л.Б. «Уроки доброты». - Демонстрационный материал и беседы - Харьков: Ранок , 2007.
- Фесюкова Л.Б. «Я и мое поведение». – Демонстрационный материал и беседы - Харьков: Ранок , 2007.
- Васильева- Гангус Л. В. « Азбука вежливости» М. 1984
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения-М.: Владос, 2003
- Ткаченко Т.А. «Формирование навыков общения и этических представлений у детей» Методическое руководство (Беседы и демонстрационный материал к беседам) – М.: Книголюб,2005
- Петрова В. И. «Этические беседы с детьми 4-6 лет» М.: Мазаик-Сити, 2007
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков: Фолио, 1997
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста (сост. Рез. З.), - М: 1990
- Насонкина С. «Уроки этикета» - Спб.1996
Содержание.
Введение: Актуальность проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..2
Глава 1. Основные формы и методы воспитания культуры поведения в научно-педагогической литературе ……………………………………………..3
Глава 2. Теоретические основы планирования работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников………………………………….4
Глава 3. Практическая часть……………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………….. 6
Список используемой литературы……………………………………………..7
Приложение………………………………………………………………………..8
Введение.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Одним из его направлений является воспитание культуры поведения. Как бы разносторонне мы не развивали наших детей, если мы не научим их культуре общения, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего. Именно поэтому тема данной работы очень актуальна в настоящее время.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста показал, что исследованиями в этой области занимались такие ученые как Петерина С.В., Курочкина И.Н., Островская Л.Ф.,. Мудрик А.В, Буре Р.С., Ткаченко Т.А., Есина Л. Д. и другие. Все они едины в утверждении, что воспитывать культуру поведения следует с детства и дошкольный возраст имеет все предпосылки для этого.
Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель работы: поиск эффективных педагогических форм и методов работы, направленных на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Объектом исследования выступил педагогический процесс, направленный на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Предметом исследования - педагогические формы и методы, способствующие воспитанию культуры поведения у старших дошкольников. Гипотеза: воспитание культуры поведения у старших дошкольников будет эффективным, если будет осуществляться целенаправленное и систематическое планирование работы. Для достижения цели были поставлены задачи: изучить основные формы и методы воспитания культуры поведения в научно-педагогической литературе; выявить уровень культуры поведения у детей старшей группы на начало и конец года; составить перспективное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей 5 - 6 лет. Были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания культуры поведения у старших дошкольников; педагогическая диагностика; качественный и количественный анализ полученных данных.
ГЛАВА 1.Основные формы и методы работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников
Культура поведения дошкольника - это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности... В содержании культуры поведения дошкольников выделяют следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [4,96].
Задачи воспитания культуры поведения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников. [7,23] С этой целью С.В. Петерина предлагает использовать коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, специально разработанные ею. Н.А. Ветлугина и Т.Г. Казакова выделяют сюжетно-ролевую игру и этические беседы как наиболее эффективные методы воспитания культуры поведения у детей. [1] В.И. Логинова, М.А. Саморукова, Л.Ф Островская кроме этических бесед эффективными методами считают различные виды игр.., чтение произведений художественной литературы, создание проблемных ситуаций. [3,143]
Таким образом, продуманное использование разнообразных форм, методов и приемов работы позволяет осуществлять процесс воспитания культуры поведения через все виды детской деятельности.
ГЛАВА 2. Теоретические основы планирования работы по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников
Чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание культуры поведения старших дошкольников необходимо эту работу планировать… Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с программными задачами...[5]
Если нужно обеспечить более углубленную работу по формированию культуры поведения старших дошкольников, используют систематические занятия, которые включаются в познавательный раздел. Важной формой работы являются беседы, где в плане указывается название и основные вопросы к детям. Так же самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность». Здесь непосредственно планируются цели таких форм: игры, игры-упражнения, игры-инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций, ситуации, чтение художественной литературы и другие формы работы с детьми…Нельзя обойти такую форму организации как праздники и развлечения в детском саду, куда так же можно включать введение специализированных дней («день здоровья», «день вежливости», «день добрых дел» и другие…). [6]
Итак, старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения, если созданы все педагогические условия для работы и ведется ее систематическое планирование.
ГЛАВА 3. Практическая часть.
3.1 Итоги констатирующего этапа. В начале учебного года провела диагностику навыков культуры поведения у детей 5-6 лет. (Таблица1). Ее итоги показали, что уровень культуры поведения у детей недостаточно высок. Это позволило сделать вывод, что решение проблемы воспитания культуры поведения возможно при создании перспективного планирования работы.
3.2 Реализация системы мероприятий по повышению уровня культуры поведения дошкольников. На основе программных задач я составила примерный перспективный план работы на год. (Приложение 1) С учетом его мероприятий проводила с детьми игры, игровые упражнения, направленные на привлечение внимания к пониманию и выражению чувств, эмоций, настроения, поступков. Увлекательно проходили беседы по картинкам из демонстрационных материалов Фесюковой Л.Б., Мирошниченко И.В.; занятия, во время которых дети учились угадывать настроение, передавать его с помощью эмоций, мимики, жестов, употреблять в речи вежливые слова, правильно вести себя в общественных местах, за столом. Большую роль сыграло и чтение художественной литературы на нравственные темы.
3.3 Итоги заключительного этапа работы. После проведенной на основе перспективного планирования работы по воспитанию культуры поведения у детей 5-6 лет была сделана повторная диагностика (Таблица2). В результате чего у ребят был отмечен высокий рост уровня сформированности навыков культуры поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сравнение итогов констатирующего и заключительного этапов (голограмма 1), показало рост уровня воспитания культуры поведения у детей старшей группы. Ребята стали общительными, тактичными, доброжелательными, приветливыми, научились правильно вести себя за столом, в общественных местах, понимать чувства и настроение окружающих, проявлять сочувствие. Таким образом, подобранная мною система мероприятий оказалась эффективной - эксперимент удался, гипотеза подтвердилась. Действительно, планирование является важнейшим условием формирования культуры поведения, без которого не возможна целенаправленная, последовательная и систематическая работа.
В перспективе я наметила провести дальнейшие исследования в этой же сфере: определить эффективные формы и методы работы с родителями, способствующие воспитанию культуры поведения у дошкольников; выяснить, насколько значимо перспективное планирование в работе с родителями.
Список литературы:
1. Ветлугина Н.А., Буре Р.С., Осокина Т.И. « Воспитание и обучение детей шестого года жизни», - М.: Просвещение, 1987.
2. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования».- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
3. Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».- М.: Просвещение, 1987.
4. Петерина С.В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»- М.: Просвещение, 1986.
5. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика».- М.: Просвещение 1998.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996
7. Рычашкова Л.С. «Упражнения по закреплению культуры поведения». Д/в №3 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....
Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».
Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....
проетк "Знатоки дорожных правил" для старшихдошкольников
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка, совсем скоро дети самостоятельно будут ходить по улицам, так как по...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Дидактическое пособие для старшихдошкольников
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22745165","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дидактическое пособие «Аквариум с морскими жителями » предназначен для использо...
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.
Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...